ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-57/2017 от 24.01.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-57/2017

РЕШЕНИЕ

24 января 2017 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев административное дело по жалобе заместителя директора по охране территории федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Кенозерский» Б.Е.А. на решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 16 декабря 2016 года,

установил:

постановлением исполняющего обязанности директора – исполняющего обязанности государственного инспектора в области охраны окружающей среды федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Онежское Поморье» Б.Е.А. от 08 ноября 2016 года М.А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей без конфискации орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 16 декабря 2016 года указанное постановление по протесту Архангельского межрайонного природоохранного прокурора отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях М.А.П. состава административного правонарушения.

Заместитель директора по охране территории федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Кенозерский» Б.Е.А. в жалобе в областной суд просит отменить постановленное решение. Мотивирует жалобу тем, что М.А.П. нарушил установленный режим и иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории «Национальный парк «Онежское Поморье». В областном суде жалобу поддержал.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения Б.Е.А., допросив свидетеля, исследовав дополнительно представленные доказательства и выслушав заключение прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры К.А.И., полагавшего, что решение судьи правильное, нахожу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 05 ноября 2016 года М.А.П находился на правом берегу реки Карбасовка в 1,7 км выше по течению от устьевой части в границах национального парка «Онежское Поморье» в Приморском районе Архангельской области в точке с географическими координатами №64°35"15.7"" Е037°58"26.6"" в границах земельного участка с кадастровым номером 29:16:000000:4992.

Находясь на территории национального парка в местах добычи (вылова), осуществлял движение и стоянку механизированного транспортного средства (мотобуксировщика) с прицепленными к нему двумя санями – волокушами вне дорог и водных путей общего пользования, не связанные с функционированием национального парка, и имел при себе незаконные орудия природопользования – четырнадцать ставных объячеивающих сетей заводского производства в сухом собранном виде в рабочем состоянии.

Полагая, что М.А.П. допустил нарушение установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории «Национальный парк «Онежское Поморье», должностное лицо в области охраны окружающей среды Б.Е.А. вынес постановление о привлечении его к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ.

Отменяя вынесенное должностным лицом постановление и прекращая производство по делу, судья пришел к выводу о невозможности определить, на какую территорию распространяются ограничения и запреты, установленные пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». С таким решением судьи согласиться нельзя.

Процессуальными требованиями – ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В нарушение части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не проверил дело в полном объеме, не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств данного дела и разрешению его в соответствии с законом. Не выяснил обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, и не оценил представленные по делу доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Конституция Российской Федерации (статья 42) и Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 11) гарантируют каждому право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В целях обеспечения прав каждому на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, принят Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

В статье 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заказники и национальные парки.

Согласно пункту 5 статьи 2 и пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 N 153 по представлению администрации Архангельской области учрежден «Национальный парк «Онежское Поморье». Границы «Национального парка «Онежское Поморье» определены, выборка земельного участка для размещения национального парка произведена.

Общая площадь «Национального парка «Онежское Поморье» 201668 гектаров, включая земли лесного фонда площадью 180668 гектаров в Онежском и Приморском районах Архангельской области и земли водного фонда площадью 21000 гектаров (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации) в акватории Унской губы Белого моря.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2016 года № 2031-р земли лесного фонда площадью 180668,0401 гектара (Архангельская область, лесничество «Национальный парк «Онежское Поморье», кадастровые номера земельных участков 29:13:000000:415, 29:16:000000:4992, 29:16:131101:56, 29:16:131101:77) переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для организации национального парка «Онежское Поморье».

В соответствии с частью 4.2 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ«О кадастровой деятельности» в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.

Из сообщения ООО «Архземпредприятие» от 23.01.2017 и приложенной схемы земельного участка следует, что точка с географическими координатами №64°35"15.7"" Е037°58"26.6"" находится в границах земельного участка с кадастровым номером 29:16:000000:4992. Границы указанного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством по результатам кадастровых работ, проведенных в 2015 году.

Между тем, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2016 года № 2031-р земельный участок с кадастровым номером 29:16:000000:4992 переведен в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для организации национального парка «Онежское Поморье».

Поэтому выводы судьи о невозможности определить, на какую территорию распространяются ограничения и запреты, установленные пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», несостоятельны.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, в силу презумпции знания закона, граждане должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции предусмотрено обязательное опубликование законов, а также иных подзаконных актов, затрагивающих права и обязанности граждан.

Судья не учел, что Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 20.03.1995, N 12, ст. 1024 и "Российской газете", N 57, 22.03.1995.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 N 153 об учреждении «Национального парка «Онежское Поморье» опубликовано в изданиях "Собрание законодательства РФ", 04.03.2013, N 9, ст. 949 и "Российская газета", N 48, 06.03.2013.

Прекращая производство по делу за отсутствием в действиях М.А.П. состава административного правонарушения, судья не истребовал и не исследовал скриншот его заявки на получение разрешения на право пребывания на территории «Национального парка «Онежское Поморье».

Между тем, из скриншота заявки М.А.П. видно, что такое разрешение он получал. Из скриншота видно и то, что при получении заявки на получение разрешения на право пребывания на территории «Национального парка «Онежское Поморье» лицу разъясняются правила пребывания на территории национального парка, а также установленные законом запреты, которые могут нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и которые противоречат целям и задачам национального парка.

Существенное нарушение судьей процессуальных требований не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 16 декабря 2016 года подлежит отмене.

Ссылки прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры К.А.И. на судебные решения по другим делам несостоятельны.

Названные прокурором судебные решения не являются источниками права, которыми следует руководствоваться при рассмотрении настоящего дела, постановлены по конкретным делам и на основе иных фактических обстоятельств.

Рассматриваемое дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Приморский районный суд Архангельской области на новое рассмотрение.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Поскольку установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Приморский районный суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить нарушения процессуальных требований и постановить решение, отвечающее требованиям ст.ст.29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу заместителя директора по охране территории федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Кенозерский» Б.Е.А. удовлетворить.

Решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 16 декабря 2016 года отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Приморский районный суд Архангельской области на новое рассмотрение.

Судья В.В. Пантелеев