Судья Агапова Г.В. Дело № 7р-580/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск «5» августа 2021 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Цишкевич Т.В. на решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Автоспецбаза»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением специалиста-эксперта Красноярского отдела государственного экологического контроля и охраны атмосферного воздуха, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 28 декабря 2020 г. № № Акционерное общество «Автоспецбаза» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно постановлению, АО «Автоспецбаза» <дата>. по месту своего нахождения в <адрес> в нарушение требований п.1 ст.39, ч.4 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа МПР и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля (ПЭК), порядка и сроков предоставления отчёта об организации и результатах производственного экологического контроля» допустило осуществление производственного экологического контроля на основании утверждённой 7 июля 2017 г. программы производственного экологического контроля, которая в нарушение п.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утверждённых упомянутым Приказом, разработана общей для двух объектов разных категорий негативного воздействия на окружающую среду: «Производственная база» (III категория) и «Полигон ТБО» (I категория), не содержит предусмотренных п.п.2, 3, 6, 7, 9, 9.3 указанных Требований сведений.
Решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 г. указанное постановление оставлено без изменения, а поданная на него жалоба без удовлетворения.
В поданной в Красноярский краевой суд жалобе защитник Цишке- вич Т.В. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, повторяя доводы поданной в районный суд жалобы об отсутствии у юридического лица обязанности внесения изменений в разработанную до издания упомянутого в постановлении Приказа в соответствии с действовавшим на момент разработки стандартами программу производственного экологического контроля, неустановлении срока, в течение которого АО «Автоспецбаза» должно было привести программу экологического контроля в соответствие с упомянутым приказом.
В судебном заседании защитник Цишкевич Т.В. на удовлетворении жалобы настаивала.
Прокурор Дмитриев И.Г. против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:
В соответствии со статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учётом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учётом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 (далее Требования).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 Требований программа производственного экологического контроля (далее - программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учётом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно абзацам первому, второму, пятому, шестому и восьмому пункта 2 Требований программа должна содержать разделы:
общие сведения;
сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Абзацами первым и третьим пункта 3 Требований предусмотрено, что раздел «Общие положения» должен содержать, в том числе код объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьёй 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с абзацами первым, третьим и четвёртым пункта 6 Требований раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» должен содержать:
сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов;
сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утверждёнными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49.
Согласно пункту 7 Требований раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:
наименование подразделений, их полномочия;
численность сотрудников подразделений;
сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.
Абзацами первым и четвёртым пункта 9 Требований предусмотрено, что раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».
В соответствии с пунктом 9.3 Требований подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами» должен содержать:
программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утверждённую в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утверждённым приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. № 66;
сроки обобщения данных по учёту в области обращения с отходами.
Осуществление АО «Автоспецбаза» производственного экологического контроля на основании утверждённой 7 июля 2017 г. программы производственного экологического контроля, разработанной для двух объектов разных категорий негативного воздействия на окружающую среду, не содержащей всех предусмотренных утверждёнными Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля сведений подтверждается представленной в дело копией указанной программы, актом внеплановой проверки, составленным на основании указанного акта протоколом об административном правонарушении и в жалобах не оспаривается.
Оснований для признания результатов проверки полученными с нарушением закона из материалов дела не усматривается.
Проверка проведена в рамках установленного распоряжением о её проведении предмета. При этом, как это усматривается из содержания распоряжения, основанием проведения проверки послужили не только сведения, содержащиеся в обращении организации <данные изъяты>», но и установленные должностным лицом Росприроднадзора при проведении мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности юридического лица, которая предоставлялась в орган государственного контроля (надзора), признаки нарушения АО «Автоспецбаза» обязательных требований, что было отражено в мотивированном представлении о проведении внеплановой проверки.
По смыслу приведённых выше положений Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий обязаны осуществлять производственный экологический контроль в соответствии с разработанной и утверждённой ими программой производственного экологического контроля, соответствующей с учётом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, каковым является Минприроды России.
Поэтому после утверждения действующим с 4 апреля 2018 г. Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля такие юридические лица, в том числе и АО «Автоспецбаза» обязаны были в разумный срок разработать и утвердить программы производственного экологического контроля по каждому объекту I, II и III категорий с учётом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
С учётом указанной в составленном в отношении АО «Автоспецбаза» протоколе об административном правонарушении и обжалованном постановлении даты совершения правонарушения 28 октября 2020 г., то есть более, чем через два с половиной года после установления указанных выше требований к содержанию программы производственного экологического контроля, следует признать, что привлечённое к административной ответственности по настоящему делу юридическое лицо в разумный срок мер к разработке и утверждению соответствующих таким требованиям программ производственного экологического контроля не предприняло.
При оценке сроков исполнения обязанности разработки и утверждения таких программ не может быть принята ссылка защитника на положения абзаца второго пункта 1 утверждённых Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, в соответствии с которым в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объёмов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Указанные требования к срокам корректировки содержания программ производственного экологического контроля в связи с указанными в упомянутом пункте обстоятельствами имеют отношения к случаям возникновения таких обстоятельств уже после утверждения программ производственного экологического контроля, соответствующих установленным требованиям, и обусловлены необходимостью правового урегулирования постоянного приведения таких программ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к применению новых технологических процессов, использованию технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду.
При таких обстоятельствах АО «Автоспецбаза» обоснованно привлечено к административной ответственности, его деяние по ст.8.1 КоАП РФ квалифицировано верно.
Оснований для признания правонарушения малозначительным судьёй не установлено.
С учётом характера совершённого правонарушения оснований для назначения наказания в виде предупреждения у должностного лица Росприроднадзора не имелось.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение постановления судьи, в ходе производства по делу не допущено.
Вопреки доводам поданной в районный суд жалобы положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат запрета на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление специалиста-эксперта Красноярского отдела государственного экологического контроля и охраны атмосферного воздуха, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 г. № № и решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Автоспецбаза» оставить без изменения, а жалобу защитника Цишкевич Т.В. – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.