ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-589/2021 от 22.07.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Председательствующий- Рудиш Г.В. дело №7р-589/2021

г.Красноярск

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Красноярского краевого суда Пташник Игорь Павлович, рассмотрев в судебном заседании 22 июля 2021 года жалобу защитника Попова В.В. на решение судьи Советского районного суда г.Красноярска от 23.04.2021 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту- ООО) «СТ-ТБО»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением № государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Поляковой В.В. от 27.02.2020 г. ООО «СТ-ТБО» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Согласно постановлению, в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что ООО «СТ-ТБО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва, в нарушение заключенных с МУП «Коммунальное хозяйство с. Сарыг - Сеп» и ООО УК «Надежда» договоров, Общество более 11 месяцев не вывозило отходы с места временного накопления из с. Хову - Аксы и с. Сайлыг, с. Сарыг - Сеп на полигон г. Кызыла; не исполняло обязанности регионального оператора в отдельных населенных пунктах, а именно: не организован сбор и транспортировка отходов в территориальной зоне «Западная» - Барун - Хемченский район (все населенные пункты), Дзун - Хемченский район (все населенные пункты); в территориальной зоне «Восточная» - Каа - Хемский район (все населенные пункты за исключением с. Сарыг - Сеп), Кызыльский район (все населенные пункты за исключением пгт. Каа - Хем), Тоджинский район (все населенные пункты), Чеди - Хольский район (все населенные пункты, кроме с. Хову - Аксы и с. Сайлыг). ООО «СТ-ТБО» не обеспечивает соблюдение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной Территориальной схемой обращения с отходами (принятая территориальная схема обращения с ТКО не выполняется); не представил в установленном порядке оформленные маршрутные журналы о движении мусоровозов ООО «ЭКО-ПРИМ», ООО УК «Надежда», МУП «Коммунальное хозяйство с. Сарыг-Сеп»; не исполнило ранее направленные требования Управления о ликвидации мест несанкционированного размещения отходов ТКО (ТБО) на территории г. Кызыла. Более подробно фабула правонарушения изложена по тексту постановления

Решением судьи Советского районного суда г.Красноярска от 23 апреля 2021 года указанное выше постановление, изменено, исключено указание на не предоставление ООО «СТ-ТБО» маршрутных журналов о движении мусоровозов; в остальной части данное постановление, оставлено без изменения, а поданная на него защитником ООО «СТ-ТБО» Донгак Д.Р. жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ, защитник ООО «СТ-ТБО» Попов В.В. просит отменить принятое по делу судебное решение, ссылаясь на нарушение процедуры проведения проверки, а именно: в плане проверки в качестве цели проверки указан лицензионный контроль, соблюдение ООО «СТ-ТБО» требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления в план проверки не включено; нарушены сроки проведения проверки; в плане проверки не указан адрес подразделения, где проверка проведена фактически. Кроме того, указывает о наличии объективных причин отсутствия у Общества возможности по соблюдению схемы потоков твердых коммунальных отходов, а также о том, что ликвидация «несанкционированных свалок» относится к ведению мэрии города Кызыла.

Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, участники процесса в краевой суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем, в силу п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, полагаю принятое по делу судебное решение отмене либо изменению, не подлежащим.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В силу п.1, п.3 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (далее по тексту - территориальная схема).

На основании статьи 5, пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Согласно п.9 Правил N 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 3(1) Правил N 1156, региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

Вывод о совершении ООО «СТ-ТБО» анализируемого административного правонарушения, вопреки доводам жалобы защитника Попова В.В., подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела относимых, допустимых и согласующихся между собой доказательств, в их числе: протоколом об административном правонарушении составленным <дата>.; распоряжением о проведении плановой документарной и выездной проверки <дата> уведомлением о проведении плановой документарной и выездной проверки ООО «СТ-ТБО», актом планового (рейдового) осмотра от <дата> актом проверки <дата> и Уставом ООО «СТ-ТБО», сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которому ООО «СТ-ТБО» является микропредприятием; договором от <дата>, заключенным с ООО УК «Надежда» на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов; договором <дата>, заключенным с МУП «Коммунальное хозяйство с Сырыг-Сеп» Каа-хемского района Республики Тыва на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов; Территориальной схемой; служебной запиской специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по РТ Лагаевой С.К. о проведении рейдового мероприятия, в ходе которого выявлены места несанкционированного размещения отходов; актом от <дата>, составленным в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, с фототаблицей; письмами Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва о ликвидации свалок; приказом <дата> об утверждении рейдового задания, а также иными доказательствами, получившими объективную оценку в принятых по делу постановлении и судебном решении.

Доводы жалобы защитника Попова В.В. о нарушении установленного законом порядка проведения проверки со ссылкой на то, что в плане проверки в качестве цели ее проведения указан лицензионный контроль, соблюдение ООО «СТ-ТБО» требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления в план проверки не включено, являются несостоятельными.

Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее- Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ), плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В силу ч.7 указанной статьи закона, Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

В ежегодном сводном плане проведения плановых проверок содержатся данные о проведении плановой проверки с <дата> г. в отношении ООО «СТ-ТБО», обозначен вид государственного контроля- федеральный государственный экологический надзор.

По данным ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «СТ-ТБО» является сбор неопасных отходов. Обществу выдана лицензия от <дата> на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVклассов опасности.

Таким образом, проведение проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накопления, транспортирования, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления не противоречит целям, указанным в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок.

Доводы заявителя жалобы о нарушении административным органом сроков проведения проверки опровергаются материалами дела.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Из содержания акта проверки от <дата>) следует, что продолжительность проверки составила 15 рабочих часов, что соответствует вышеуказанным нормативным требованиям.

Согласно п.1 ч.4 ст.9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указывается наименование юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями.

Из материалов дела следует, что в плане проверки указан юридический адрес проверяемого лица (<адрес>), адрес подразделения, где фактически была проведена проверка <адрес> указан в распоряжении о проведении проверки <дата> уведомлении <дата> (), которые 21.01.2010 г получены представителем Общества. Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, проверка в указанном подразделении проведена правомерно, о чем Общество извещено надлежащим образом. Неуказание в плане фактического места проведения проверки нарушением п.1 ч.4 ст.9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не является.

Таким образом, предусмотренная Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ процедура проведения проверки административным органом соблюдена, грубых нарушений, влекущих за собой последствия, предусмотренные частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, не выявлено, доводы защитника Попова В.В. об обратном, не состоятельны.

Доводы заявителя жалобы о том, что схема потоков твердых коммунальных отходов не соблюдена по причине отсутствия сведений об источниках образования отходов, отсутствия заключенных договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что ООО «СТ-ТБО» предприняты исчерпывающие меры по доведению информации о необходимости заключения таких договоров в СМИ газете «Тувинская правда», а также на официальном сайте www.sl-tbo.ru (публичная оферта), что не были организованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и не ведется реестр площадок накопления отходов, также не могут быть приняты как состоятельные.

Пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Поскольку региональный оператор был выбран на основе конкурса, ознакомлен с территориальной схемой, а также с региональной программой в области обращения с отходами, а электронная модель территориальной схемы размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ООО «СТ-ТБО» обязано соблюдать схему потоков отходов. Факт невыполнения обязанности по сбору и транспортировке отходов в территориальных зонах, указанных в постановлении, ООО «СТ - ТБО» не оспаривается, общество указывает о наличии непреодолимых препятствий по выполнению возложенных на него обязанностей, однако таких доказательств в материалы дела, не представлено.

Сведений об отсутствии отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, обозначенных в территориальной смехе, а также о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, ООО «СТ - ТБО» как региональный оператор, не сообщало, активных действий по выполнению схемы потоков отходов, не выполняло, кроме того, более 11 месяцев не вывозило отходы на полигон г.Кызыла из мест временно накопления из с. Хову-Аксы, с. Сайлыг, с. Сарыг-Сеп, в связи с чем, ООО «СТ-ТБО» обоснованно вменено невыполнение обязанностей регионального оператора в отдельных населенных пунктах по неорганизации сбора и транспортировке отходов, по необеспечению соблюдения схемы потоков ТКО.

Вопреки доводам заявителя жалобы, судья районного суда обоснованно указал, что ликвидация «несанкционированных свалок» не относится к ведению мэрии города Кызыла, поскольку Правилами № 1156 предусмотрен механизм ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов именно силами регионального оператора.

Всем юридически значимым обстоятельствам и доказательствам по делу дана надлежащая правовая оценка. Рассмотрение дела проведено полно, всесторонне и объективно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену принятого по делу постановления и последующего судебного решения, не усматривается. Квалификация действиям ООО «СТ-ТБО» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, дана правильная, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.4.1 КоАП РФ, и является справедливым.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Поляковой В.В. от 27 февраля 2020 года, а также решение судьи Советского районного суда г.Красноярска от 23 апреля 2021 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО», оставить без изменения, жалобу его защитника Попова В.В., без удовлетворения.

Судья Красноярского краевого суда Пташник И.П.