ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-602/2016 от 27.10.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Судья Архангельского областного суда В.В. Пантелеев, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Савинова В.В. на решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 сентября 2016 года,

установил:

постановлением заместителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 08 апреля 2016 года должностное лицо – генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 4100 (Четыре тысячи сто) рублей.

Решением судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 сентября 2016 года жалоба ФИО2 на указанное постановление оставлена без удовлетворения, постановление - без изменения.

В жалобе в областной суд защитник ФИО2 – ФИО1 просит отменить решение и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Мотивирует жалобу незаконностью проверки, проведенной государственной жилищной инспекцией Архангельской области, отсутствием выводов о его виновности в совершении административного правонарушения и процессуальными нарушениями, допущенными при составлении протокола об административном правонарушении.

Проверив дело в полном объёме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что ООО «<данные изъяты>» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2013 и лицензии , выданной лицензирующим органом 30.04.2015, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным жилым домом по улице Ломоносова в поселке Обозерский Плесецкого района Архангельской области (л.д.49-73).

Проживающие в доме граждане обратились в государственную жилищную инспекцию Архангельской области с жалобой на ненадлежащее содержание и ремонт указанного жилого дома (л.д.80-85).

На основании поступившего заявления руководитель государственной жилищной инспекции Архангельской области издал распоряжение № от 15.03.2016 о проведении внеплановой выездной проверки. Предметом проверки являлось соблюдение управляющей организацией лицензионных требований (пункт 3 распоряжения, л.д.75-77).

Ссылки защитника на ч.3 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", как на отсутствие правового основания для издания распоряжения о проведении проверки, несостоятельные.

Частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона действительно установлено, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлены требования к письменному обращению.

В соответствии с данными требованиями гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Жалоба граждан, проживающих в доме № по улице Ломоносова в поселке Обозерский Плесецкого района Архангельской области, отвечает установленному законом требованию к письменному обращению.

В жалобе указаны наименование государственного органа, в который направлено письменное обращение, указаны фамилия, имя, отчество граждан, их почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, изложена суть жалобы, проставлены личные подписи (л.д.80-85).

Проверкой выявлено, что в доме № по улице Ломоносова в поселке Обозерский Плесецкого района нарушено кровельное покрытие, имеется протечка в лестничной клетке 2-го подъезда 5-го этажа, неисправны почтовые ящики, цоколь со стороны фасада и тамбурная дверь 2-го подъезда.

Результаты проверки зафиксированы в акте № от 17.03.2016 и фотографиях, управляющей организации - ООО «<данные изъяты>» выдано предписание об устранении выявленных нарушений (л.д.30-32, 36-46, 23-25).

Поскольку должностным лицом управляющей организации является генеральный директор ФИО2, допустивший неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих служебных обязанностей, заместитель государственной жилищной инспекции Архангельской области вынес постановление о привлечении его к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ (л.д.16-20).

Судья районного суда проверил законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления и нашел вынесенное должностным лицом постановление правильным.

Правильность выводов судьи о событии административного правонарушения и вине ФИО2 в его совершении подтверждается приведенными в решении доказательствами, которые отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Доказательства оценены судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности с изложением в решении мотивов, по которым одни доказательства положены в основу принятого решения, а другие отвергнуты как недостоверные.

Обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, судьей выяснены.

В жалобе на решение защитник не оспаривает, что ФИО2 допустил неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих служебных обязанностей, повлекших несоблюдение управляющей организацией лицензионных требований по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома. Доводы жалобы о незаконности проверки, проведенной государственной жилищной инспекцией Архангельской области, ошибочны.

Действительно, в силу части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, однако осуществляется лицензионный контроль.

Так, частью 2 статьи 196 Жилищного кодекса РФ установлено, что должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

Под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством (часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ).

Поэтому с момента выдачи лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению жилыми домами органы государственного жилищного надзора обязаны осуществлять лицензионный контроль.

Целью контроля является соблюдение лицензиатом и его должностным лицом лицензионных требований по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирных жилых домов.

Постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 N 110-па утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Архангельской области.

Согласно пункту 1 Положения государственная жилищная инспекция Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с подп.2,3 пункта 8 раздела II Положения государственная жилищная инспекция Архангельской области осуществляет лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и выдачу предписаний об устранении нарушений лицензионных требований, выявленных при осуществлении лицензионного контроля.

Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Таким образом, государственная жилищная инспекция Архангельской области является исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и проверку соблюдения ООО «<данные изъяты>» лицензионных требований провела в пределах своей компетенции.

В случае выявления нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

Установив виновные действия (бездействие) должностного лица лицензиата, уполномоченное должностное лицо государственной жилищной инспекции Архангельской области возбудило дело об административном правонарушении и в соответствии со ст.23.55 КоАП РФ вынесло постановление по делу об административном правонарушении.

Не влекут отмену судебного решения доводы жалобы, что проверка проведена без согласования с органами прокуратуры.

Пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного лицензионного контроля.

Согласно части 1 статьи 196 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Частью 3 настоящей статьи установлено, что внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1,4,5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

В рассматриваемом случае основанием для проведения внеплановой выездной проверки явилось поступление в лицензирующий орган жалобы граждан, в которой они указывали на факты нарушения лицензиатом лицензионных требований по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома.

В связи с поступлением такой жалобы, орган государственного жилищного надзора в целях оперативного и эффективного осуществления лицензионного контроля имел право провести внеплановую проверку ООО «<данные изъяты>» без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии ФИО2, содержание и оформление протокола соответствуют требованиям ст.28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Процедура составления протокола соблюдена, процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также положения ст.51 Конституции РФ ФИО2 разъяснены, о чем свидетельствуют его подписи. Предоставлено право изложить свое объяснение, копия протокола вручена (л.д.26-29).

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о потерпевших и свидетелях не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим безусловную отмену судебного решения и прекращение производства по делу об административном правонарушении.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, может быть вынесено только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Государственный жилищный инспектор Архангельской области не принимал решение о правах и обязанностях потерпевших и свидетелях, не привлеченных к участию в деле.

Процессуальные права генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО2, как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, названным обстоятельством не нарушены.

Проживающие в доме граждане не обжаловали вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении и судебное решение по мотиву непривлечения их к участию в деле в качестве потерпевших.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом соблюден. ФИО2 своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела посредством направления и вручения ему копии соответствующего определения.

В силу статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению.

ФИО2 по своему усмотрению отказался от реализации своего права на непосредственное участие в рассмотрении дела, поэтому должностное лицо на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ рассмотрело дело в его отсутствие.

Из материалов дела следует и то, что ФИО2 в силу личного усмотрения не пожелал принять участие в рассмотрении поданной им жалобы в районном суде (л.д.89,92-93).

Неучастие в рассмотрении дела в силу личного усмотрения не может служить основанием для отмены судебного постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Выявленные нарушения являются доказательством того, что генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2 допустил неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих служебных обязанностей по соблюдению возглавляемой им управляющей компанией лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом. Поэтому правильно привлечен к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.

Обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в решении доказательства и их оценка, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ФИО2 в совершении вмененного административного правонарушения и правомерности привлечения к административной ответственности.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьёй соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Поскольку обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебного постановления, не установлено, предусмотренных законом оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьёй 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 16 сентября 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО5 без удовлетворения.

Судья В.В. Пантелеев