ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-609/2021 от 22.07.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Фомичев В.М. Дело № 7р-609/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «22» июля 2021 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Киргинцева А.О. на решение судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 25 февраля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО Киргинцева Александра Олеговича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением специалиста-эксперта Южного отдела автотранспортного и автодорожного надзора Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора Вагнера А.А. от 10 июня 2020 г. Киргинцев Александр Олегович как должностное лицо АО (сокращённое наименование АО), ответственное за выпуск транспортных средств на линию, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере семи тысяч рублей.

Согласно постановлению, Киргинцев А.О. <дата> в нарушение требований п.1 ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.1 Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», п.3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утверждённого Приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. № 273, Приложения № 2 к приказу Минтранса РФ № 36 от 13 февраля 2013 г. «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» разрешил выпуск на линию транспортного средства ЗиЛ 433362 регистрационный знак <данные изъяты> (категория N2) для осуществления перевозки опасного груза (<данные изъяты>) по маршруту <адрес> без тахографа в случае, когда его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Решением судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 25 февраля 2021 г. указанное постановление было оставлено без изменения, а жалоба Киргинцева А.О. – без удовлетворения.

В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд Киргинцев А.О., последний просит об отмене вынесенных в отношении него постановления о назначении административного наказания, решения судьи городского суда, полагая, что указанное в постановлении специальное транспортное средство, подлежащее отнесению к предназначенным для коммунального хозяйства, не подлежит обязательному оборудованию тахографом.

Кроме того, автор жалобы полагает, что в протоколе об административном правонарушении неверно указано место совершения административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Ильченко И.В. на удовлетворении жалобы настаивала.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для удовлетворения последней не нахожу.

В соответствии с частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства влечёт наложение административного штрафа в том числе на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, оснащать транспортные средства тахографами закреплена в абзаце десятом пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

При этом законодателем указано, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной нормой Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Правительство Российской Федерации во вступившем в силу с 1 апреля 2013 г. постановлении от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» определило, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Во исполнение данного постановления Министерство транспорта Российской Федерации издало действовавший до 1 января 2021 г. приказ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», в приложении № 2 к которому определены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами. В частности, к таким транспортными средствам отнесены транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2).

Основанием для привлечения Киргинцева А.О. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что он 9 июня 2020 г. выпустил на линию транспортное средство, подлежащее оборудованию тахографом, в отсутствие такого оборудования.

Виновность Киргинцева А.О. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается исследованными рассмотревшими дело об административном правонарушении должностным лицом Ространснадзора и судьёй городского суда доказательствами, получившими оценку в обжалованных актах в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии у АО обязанности оборудовать указанное в обжалованных актах транспортное средство тахографом, соответственно об отсутствии у Киргизцева А.О. препятствий выпуску такого транспортного средства на линию не могут повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи по жалобе на него.

Так, упомянутым приложением № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 определены категории и виды транспортных средств, которые оснащению тахографами не подлежат, к которым в частности отнесены транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), специальные транспортные средства.

Аналогичные категории и виды транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами (кроме специальных транспортных средств), предусмотрены и Приложением № 2 к действующему с 1 января 2021 г. приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. № 440.

Согласно пункту 6 ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» «специализированное транспортное средство» - транспортное средство, предназначенное для перевозки определённых видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);

«специальное транспортное средство» - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).

В соответствии с пунктом двадцать пятым статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» такой регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в связи с чем подлежит применению к оценке соответствия таким требованиям транспортных средств на территории Российской Федерации вне зависимости от их участия во внутренних или международных перевозках.

В соответствии с Перечнем специализированных транспортных средств (приложение № 10 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённым действовавшим до 1 января 2021 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272), к специализированным транспортным средствам отнесены транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (в том числе MEMU, EX/II, EX/III, FL, AT).

Аналогичным образом указанные транспортные средства отнесены к специализированным транспортным средствам и в Перечне специализированных транспортных средств (приложение № 11 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённым действующим с 1 января 2021 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200).

Согласно пунктам b и c пункта 9.1.1.2 ДОПОГ к транспортным средствам категории FL отнесены транспортные средства, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся газов во встроенных цистернах или съёмных цистернах, вместимостью более 1 куб. м либо в контейнерах-цистернах или переносных цистернах индивидуальной вместимостью более 3 куб. м, предназначенные для такой перевозки транспортные средства-батареи общей вместимостью 1 куб. м.

Следовательно указанное в постановлении транспортное средство подлежит отнесению к транспортным средствам, предназначенным для перевозки грузов, имеющим максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2), специализированным транспортным средствам как транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных грузов (легковоспламеняющегося газа пропан) в соответствии с ДОПОГ (FL).

Вопреки доводам жалобы, утверждённый приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 перечень специализированных транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами, является закрытым.

Включение в него иных специализированных транспортных средств и в том числе транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, прямо противоречило бы утверждённому Приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 Порядку оснащения транспортных средств тахографами, в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 3 которого оснащение тахографами транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов (за исключением транспортных средств, эксплуатируемых физическими лицами), производится до 1 апреля 2014 г.

Вопреки доводам жалоб, указание в ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» перечисленных в жалобах наименований транспортных средств в зависимости от их специального назначения само по себе не свидетельствует об отнесении таких транспортных средств к указанным в приложении № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 специальным транспортным средствам, которые оснащению тахографами не подлежат.

При этом, принимая во внимание применённую ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» терминологию, транспортные средства для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа (код 310.29.10.59.250), исходя из их предназначения для перевозки определённых видов грузов, а не для выполнения специальных функций подлежат отнесению к специализированным транспортным средствам, а не к специальным транспортным средствам.

Оснований для отнесения указанного в постановлении транспортного средства к транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог также не усматривается.

В соответствии с действовавшим до 1 января 2017 г. ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утверждённым Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 359, к автомобилям специальным для коммунального хозяйства относятся машины газового хозяйства (код 14 3410000).

Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст принят и утверждён ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов», который в соответствии с изменениями, внесёнными в упомянутый Приказ Росстандарта Приказом Росстандарта от 10 ноября 2015 г. № 1746-ст, введён в действие с 1 января 2017 г.

ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» предусмотрена категория основных средств средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог (код 310.29.10.59.130)

Приказом Росстандарта от 21 апреля 2016 г. № 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов.

В соответствии с прямым переходным ключом машины газового хозяйства (код 14 3410000) отнесены к средствам автотранспортным специального назначения прочие, не включённым в другие группировки (код 310.29.10.59.390 по ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов») и не отнесены к средствам транспортным для коммунального хозяйства и содержания дорог (код 310.29.10.59.130).

Перевозка указанным в постановлении транспортным средством являющегося коммунальным ресурсом сжиженного газа для резервуарных установок сама по себе не позволяет отнести указанное транспортное средство к неподлежащим оборудованию тахографами транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог.

Так, осуществление перевозки сжиженного газа для резервуарных установок не исключает использования указанного в постановлении транспортного средства в иных целях, в том числе для доставки оптовым покупателям газообразного топлива, торговля которым указана АО в Едином государственном реестре юридических лиц как дополнительный вид его деятельности.

Более того, как это усматривается из представленной в дело накладной (л.д.22), транспортное средство, за выпуск которого на линию Киргин- цев А.О. был привлечён к административной ответственности по настоящему делу, в момент проведения мероприятий по контролю осуществляло перевозку такого топлива на автомобильную газозаправочную станцию.

Наличие в паспорте транспортного средства указания на отнесение его к специальным с учётом указания в свидетельстве о регистрации транспортного средства об отнесении его к специализированным транспортным средствам не освобождало Киргинцева А.О. от соблюдения требований к оборудованию транспортных средств тахографами, соответственно не лишало его возможности не осуществлять выпуск на линию транспортного средства, вопреки таким требованиям не оборудованного тахографом.

С учётом изложенного действия Киргинцева А.О. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.23 КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как это усматривается из представленного в дело путевого листа (л.д.19), Киргинцев А.А. привлечён к ответственности по настоящему делу как работник АО в связи с выполнением им административно-хозяйственных функций по осуществлению контроля за выпуском эксплуатируемых указанной организацией транспортных средств на линию, в связи с чем в силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ он несёт административную ответственность как должностное лицо. Принимая во внимание, что в судебном заседании Киргинцев А.А. нахождение его в трудовых отношениях с АО подтвердил, записи в путевом листе сделаны им в том числе в изготовленных типографским способом графах «Диспетчер __ Киргинцев А.О.», «Контролёр __ Киргинцев А.О» не имеется оснований полагать, что исполнение им упомянутых функций не было поручено ему указанной организацией.

Наказание Киргинцеву А.О. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.11.23 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену вынесенных по делу постановления и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Вопреки доводам жалобы, в составленном в отношении Киргинце- ва А.О. протоколе об административном правонарушении и вынесенном в отношении него постановлении указаны время (9 июня 2020 г.) и определяемое началом указанного в них маршрута движения транспортного средства место совершения правонарушения (г. Минусинск).

Непринятие мер к привлечению к административной ответственности АО и его должностных лиц по результатам проведённой ранее проверки не препятствовало возбуждению настоящего дела об административном правонарушении и привлечению Киргинцева А.О. к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление специалиста-эксперта Южного отдела автотранспортного и автодорожного надзора Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора от 10 июня 2020 г. и решение судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 25 февраля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, в отношении должностного лица АО Киргинцева Александра Олеговича оставить без изменения, а жалобу Киргинцева А.О. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда: Колпаков И.Ю.