ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-612/19 от 03.10.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Серебрякова Л.Ю. Дело № 7р- 612\2019

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 03 октября 2019г.

Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО3 на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна 1967-Север»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела автотранспортного надзора Сибирского межрегионального управления автодорожного надзора № КЯК 614735 от 31 января 2019 года ООО «Автоколонна 1967-Север» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.12.31.1 КоАП с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Согласно постановлению, в ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО «Автоколонна 1967-Север», выявлены факты нарушения режима труда и отдыха водителей, а именно:

- продолжительность ежедневной работы (смены) при осуществлении междугородной перевозки превышает 12 часов (путевой лист № 9207 от 02.12.2018, водитель ФИО1 продолжительность смены составила 13 часов 15 минут), что является нарушением требований ч. 2 п.10 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20,08.2004 № 15; п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; ч. 1,2 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

- продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в промежуточном пункте, должна составлять не менее 11 часов, согласно путевого листа № 9162 междусменный отдых водителя ФИО2 в промежуточном пункте г.Енисейск составил 7 часов 48 минут, что является нарушением требований ч. 3 п.25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15; п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; ч.ч.1,2 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 22 августа 2019 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд, директор ООО «Автоколонна 1967-Север» ФИО3 просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи отменить, указывает, что рассматривавшее дело об административном правонарушении должностное лицо, а также судья неверно исчислили продолжительность смены водителя ФИО1, необоснованно посчитали, что его смена начинается с прохождения им предрейсового медицинского осмотра, который на практике проводится до выезда на линию, фактическое время работы ФИО1, с учетом перерывов составило 09 часов 53 минуты, а не 13 часов 15 минут, как на это указывается в постановлении; время отдыха водителя ФИО2 также вычислено неправильно; юридическая квалификация деяния ошибочна; при назначении наказания подлежали применению положения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, следовало определить его в виде предупреждения.

Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о рассмотрении дела Красноярским краевым судом, в судебное заседание не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Автоколонна 1967-Север», а также решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска подлежат изменению по следующим основаниям.

Частью 6 ст.12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность водителей, должностных лиц и юридических лиц за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса,

Согласно ч.2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

В соответствии с п.15 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 утверждено «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее Положение).

В соответствии с п.15 Положения рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как установлено п.25 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

Из дела следует, что 30 ноября 2018 года- 01 декабря 2018 года водитель ООО «Автоколонна 1967-Север» ФИО2 управляя автобусом «Хундай» гос. регистрационный знак <данные изъяты> выполнял поездку по маршруту 576-2/519-4 Красноярск- Енисейск - Красноярск.

Согласно отметкам на путевом листе (л.д.38), 30 ноября 2018 года в 17 часов 05 минут ФИО2 прошел предрейсовый медицинский осмотр, в 18-00 выехал с автотранспортного предприятия, в 01 час 40 минут прибыл в г. Енисейск.

Далее, 01 декабря 2018 года в 09 часов 28 минут ФИО2 в г. Енисейске прошел предрейсовый медицинский осмотр, в 11 часов 20 минут отъехал от перрона в г. Красноярск.

Таким образом, для ФИО2 продолжительность междусменного отдыха от окончания его рабочей смены (01 декабря 2018 года в 01 час 40 минут) до ее начала (01 декабря 2018 года в 09 час 28 минут) в промежуточном пункте составила 7 часов 48 минут, что нарушает требования п.15 приведенного выше Положения.

Продолжительность периода отдыха водителя в данном случае административным органом и судом исчислена верно, с учетом содержания п.15 Положения. Время начала рабочей смены 01 декабря 2018 года правомерно связано с временем проведения водителю предрейсового медицинского осмотра, что отвечает пп. «г» п.15 Положения.

Доводы рассматриваемой жалобы в этой части несостоятельны.

Помимо приложенного к делу путевого листа, вина ООО «Автоколонна 1967-Север» в нарушении режима труда и отдыха водителя при осуществлении 30 ноября 2018 года - 01 декабря 2018 года перевозки пассажиров по маршруту Красноярск-Енисейск-Красноярск, подтверждается также актом проверки, проведенной должностными лицами Сибирского МУГАДН от 17 января 2019 года (л.д.27-29), протоколом об административном правонарушении (л.д.17), иными материалами дела.

Юридическая квалификация действиям юридического лица по ч.6 ст. 12.31.1 КоАП РФ дана правильно. Часть 2 ст.11.23 КоАП РФ устанавливает ответственность исключительно для лиц, управляющих транспортным средством (водители субъекта транспортной деятельности) и при разрешении вопроса ответственности юридического лица неприменима.

Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Совершенное ООО «Автоколонна 1967-Север» нарушение создает угрозу безопасности дорожного движения, пассажиров и водителей, жизни и здоровью людей.

С учетом данного обстоятельства основания для применения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ отсутствуют, равно как и основания полагать деяние малозначительным.

Наказание ООО «Автоколонна 1967-Север» определено в соответствии с санкцией статьи и снижению не подлежит.

Порядок привлечения к административной ответственности в ходе производства по делу не нарушен.

Вместе с тем, привлечение ООО «Автоколонна 1967-Север» к ответственности за нарушение режима труда и отдыха, допущенные при осуществлении водителем ФИО1 02 декабря 2018 года перевозки пассажиров автобусом по маршруту Красноярск-Назарово-Красноярск, нельзя признать правомерным.

Согласно п.9 приведенного выше Положения при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

Пунктом 10 Положения установлено, что в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Из дела усматривается, что 02 декабря 2018 года водитель ООО «Автоколонна 1967-Север» ФИО1, управляя автобусом «ХУНДАЙ» гос. регистрационный знак <данные изъяты>, выполнял поездку по маршруту № 557-1 Красноярск-Назарово- Красноярск.

Согласно отметкам на путевом листе, 02 февраля 2018 года в 06 часов 20 минут ФИО1 на предприятии (что следует из реквизитов на соответствующем штампе), прошел предрейсовый медицинский осмотр.

В 07 часов 25 минут был осуществлен выезд водителя с территории автотранспортного предприятия.

В 08 часов 10 минут состоялось отправление автобуса от перрона в г. Красноярске в г. Назарово. Из г. Назарово автобус прибыл в тот же день в 20 часов 05 минут, в 20 часов 35 минут водитель прошел послерейсовый медицинский осмотр. (л.д. 37).

Согласно п.24 Положения водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

В расписании движения автобуса по маршруту № 557- 1 предусмотрен перерыв на обед с 12 часов 15 минут по 14 часов 15 минут, продолжительностью 02 часа 00 минут.

Усматривается, что административный орган определял время рабочей смены водителя ФИО1 как период, прошедший с момента прохождения им предрейсового медицинского осмотра, до момента прохождения им послерейсового осмотра за вычетом предусмотренного расписанием перерыва на обед - 2 часа. В акте проверки и в постановлении по делу об административном правонарушении указана продолжительность рабочей смены ФИО1 в 13 часов 15 минут. Однако, данный подсчет ошибочен, поскольку при применении данной методики расчета рабочая смена водителя составляет 12 часов 15 минут. Доводы жалобы в этой части обоснованы.

Таким образом, исходя из представленной документации, предельное время смены водителя превышено лишь на 15 минут. Учитывая, что данный временной период крайне незначителен, не исключена возможность ошибки.

Вместе с тем, как видно из дела, административным органом водитель, а также должностные лица ООО «Автоколонна 1967-Север», по данной поездке в целях уточнения периодов труда и отдыха водителя не опрашивались, в частности, не исследовалось фактическое время обеда водителя в г. Назарово, которое могло превышать нормативное.

С учетом неверного вменения в постановлении продолжительности рабочей смены водителя ФИО1, неправильного указания данного времени в акте проверки, недостаточной исследованности вопроса о фактическом времени работы ФИО1, указание на нарушение продолжительности рабочей смены водителя при осуществлении 02 декабря 2018 года перевозки пассажиров поездку по маршруту № 557-1 Красноярск-Назарово- Красноярск из постановления и судебного решения следует исключить, ввиду его недоказанности.

Однако, поскольку оснований для полного освобождения ООО «Автоколонна 1967-Север» от ответственности не имеется, наказание юридическому лицу определено в соответствии с санкцией статьи, вносимые изменения снижение размера административного штрафа не влекут.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 22 августа 2019 года и постановление начальника отдела автотранспортного надзора Сибирского межрегионального управления автодорожного надзора № КЯК 614735 от 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.6 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна 1967-Север» изменить: исключить из постановления и решения судьи указание на нарушение продолжительности рабочей смены водителя ФИО1 при осуществлении 02 декабря 2018 года перевозки пассажиров по маршруту № 557-1 Красноярск-Назарово- Красноярск.

В остальном постановление и решение судьи оставить без изменения, жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда Ю.А. Жихарев