7р-625
РЕШЕНИЕ
11 октября 2018 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования «Северодвинск» Постникова А.А. на решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 августа 2018 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по территории Архангельской области от 06 марта 2018 года администрация муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 августа 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
Защитник юридического лица Постников А.А. в жалобе просит отменить постановление должностного лица и решение судьи городского суда, считая их незаконными.
В областном суде защитник Постников А.А. доводы жалобы поддержал.
Проверив дело в полном объеме, и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).
Согласно статьи 1 указанного Закона негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункт 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды ).
Судом установлено и из материалов настоящего дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области в ноябре-декабре 2017 года проведено административное расследование по факту возгорания твердых отходов на объекте размещения отходов - городском полигоне ТБО в г. Северодвинске. При осмотре 30 октября 2017 года зафиксировано большое количество отходов от сноса и разборки деревянных строений, установлено, что в 2016 году на полигон ТБО г. Северодвинска в рамках выполнения муниципальных контрактов вывезены строительные отходы от разборки многоквартирных домов.
В ходе проведенной проверки установлено, что Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрациям Северодвинска, действующий от имени и в интересах муниципального образования «Северодвинск», в 2016 году заключил 12 муниципальных контрактов на разборку многоквартирных домов.
По условиям указанных муниципальных контрактов предметом договоров являлось выполнение собственными или привлеченными силами и средствами подрядчика работ по разбору (сносу) деревянных многоквартирных домов в городе Северодвинск. Состав, виды и объёмы выполняемых работ определены техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта. При этом установлено, что цена контракта включает в себя затраты подрядчика на выполнение работ, предусмотренные настоящим контрактом, и любые иные расходы подрядчика, связанные с исполнением обязательств по контракту, уплату налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, а также причитающиеся подрядчику вознаграждение. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в смету контрактов не включена.
При изучении документов установлено, что подрядчик, в том числе, обеспечивает очистку мест производства работ и вывоз мусора, образовавшегося при производстве работ, с территории объекта в соответствии с требованиями технических санитарных и экологических норм и правил, регулирующих деятельность по обращению с отходами, нее позднее двух дней после окончания выполнения соответствующих видов работ. Согласно техническим заданиям к контрактам на 2 этапе работ деревянные материалы от разборки зданий (элементы стропильной системы, наружных, внутренних стен, перекрытий) вывозятся на производственные базы г. Северодвинска, полигон ТБО или в другие места в г. Северодвинске, указанные Заказчиком. На 3 этапе очистка территории от строительного мусора и вывоз мусора производится постоянно. Мусор вывозится на полигон ТБО.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы от разборки зданий относятся к отходам IV класса опасности «Мусор от сноса и разборки зданий несортированный». Отходы не относятся к твердым коммунальным отходам.
Согласно выпискам из реестра муниципального имущества муниципального образования «Северодвинск» от 19 февраля 2018 года дома, которые были снесены в 2016 году, являются муниципальной собственностью.
На момент проведения проверки, установлено, что на 27 февраля 2018 года плата за размещение отхода «Мусор от сноса и разборки зданий несортированный» Администрацией Северодвинска не вносилась.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по территории Архангельской области в отношении Администрации Северодвинска протокола об административном правонарушении и привлечения Администрации к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 декабря 2017 года, протоколом осмотра места территории от 30 октября 2017 года, копиями муниципальных контрактов за 2016 год, копиями актов о приёмке выполненных работ, выписками из реестра муниципального имущества муниципального образования Северодвинск, копиями талонов на размещение (захоронение) отходов, протоколом об административном правонарушении от 27 февраля 2018 года, и иными доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о виновности наименование организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Администрация Северодвинска не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку отходы образовались исключительно в результате хозяйственной деятельности подрядчиков в рамках исполнения обязательств по муниципальным контрактам, а цена самих контрактов включала в себя числе прочего плату за негативное воздействие на окружающую среду, являются несостоятельными.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации). К расходам на содержание имущества относятся и платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В Постановлении Конституционного Суда РФ №5-П «По делу о проверке конституционности ст. 16 Закона об охране окружающей среды и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» сформулирована правовая позиция, согласно которой установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом, по мнению Конституционного Суда РФ, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут с тем, чтобы не действовать себе в убыток, учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
В договорах, заключенных Администрацией Северодвинска с подрядчиками, хотя и указано, что цена контракта включает в себя затраты подрядчика на выполнение работ, предусмотренные настоящим контрактом, и любые иные расходы подрядчика, связанные с исполнением обязательств по контракту, уплату налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, вместе с тем в контрактах отсутствуют положения о передаче администрацией права собственности на отходы подрядчикам, а также из положений договоров не следует, что подрядчикам передавались денежные средства для уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду и возлагалась обязанность производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью заявителя.
В данном случае собственником отходов является Администрация Северодвинска, поэтому именно она должна нести расходы по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По существу в жалобе защитника юридического лица не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут служить основанием для отмены судебного решения.
Его несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Порядок и срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ.
Избранный вид административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Северодвинского городского суда Арханегльской области от 21 августа 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования «Северодвинск» Постникова А.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Витязев