ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-651/2022 от 18.05.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Филимонова А.Л. Дело № 7р-651/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «18» мая 2021 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя генерального директора ООО ПРК «Терминал» ФИО1 на решение судьи Шушенского районного суда Красноярского края от 21 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Погрузочно-разгрузочный комплекс «Терминал»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от 26 ноября 2021 г. № 360/154-2021 Общество с ограниченной ответственностью «Погрузочно-разгрузочный комплекс «Терминал» (сокращённое наименование ООО ПРК «Терминал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Согласно постановлению, ООО ПРК «Терминал» в нарушение подпункта «и» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 декабря 2020 г. № 993, при осуществлении в период с 31 августа 2020 г. заготовки древесины в лесосеке № выдел квартал № Шушенского сельского участкового лесничества Саяно-Шушенского лесничества на территории Шушенского района Красноярского края допустило выявленное 4 марта 2021 г. несоответствие расположения погрузочной площадки схеме разработки лесосеки.

Решением судьи Шушенского районного суда Красноярского края от 21 февраля 2022 г. указанное постановление оставлено без изменения, а поданная на него законным представителем ФИО1 жалоба – без удовлетворения.

В поданной в краевой суд жалобе законный представитель Мерку- лов Е.Н. просит вынесенные в отношении ООО ПРК «Терминал» постановление о назначении административного наказания и решение судьи по жалобе на это постановление отменить, производство по делу прекратить, полагая недоказанным представленными в дело доказательствами совершение вменённого нарушения Правил заготовки древесины.

В судебное заседание законный представитель ООО ПРК «Терминал», извещённый о месте и времени рассмотрения дела судьёй краевого суда, не явился, ходатайство об отложении такого рассмотрения не заявил, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Из материалов дела усматривается, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО ПРК «Терминал» 17 октября 2008 г. заключён договор аренды лесного участка № 182-з, согласно которому последнему переданы во временное пользование на срок 47 лет находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 9738 га, расположенный: Красноярский край, Рыбинский район, КГУ «Саяно-Шушенское лесничество», Шушенское участковое лесничество, в том числе совхоз «<данные изъяты>», квартал (л.л.д.54-70).

Согласно протоколу об административном правонарушении заготовка древесины на указанном лесном участке производилась на основании лесной декларации от 20 августа 2020 г. № 3, предусматривающей осуществление такой заготовки в период с 31 августа 2020 г. по 10 июля 2021 г.

Подпунктом «и» пункта 12 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 993, при заготовке древесины не допускается вывозка, трелёвка (транспортировка) древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ.

В подтверждение нарушения указанного правила в дело представлены подписанные сотрудником лесничества О.. сообщение о нарушении требований лесного законодательства, схема (абрис), предусмотренные приложениями 2 и 3 к утверждённому приказом министра лесного хозяйства Красноярского края от 27 мая 2020 г. № 86-1016-од Порядку составления сотрудниками краевых государственных бюджетных учреждений – лесничеств, подведомственных Министерству лесного хозяйства Красноярского края, сообщения о результатах осмотров лесосек, сообщения о нарушении требований лесного законодательства, а также договор аренды лесного участка и технологическая карта.

На основании указанных материалов старшим государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана» ФИО3 5 марта 2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении и начато административное расследование, а 14 апреля 2021 г. в отношении ООО ПРК «Терминал» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.

Между тем, в соответствии с пунктами 3.1, 3.8 упомянутого Порядка сообщение о нарушении требований лесного законодательства составляется при обнаружении уполномоченным сотрудником лесничества таких нарушений помимо случаев проведения осмотров лесосек в целях проверки соблюдения лесопользователем в том числе условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ, в соответствии с Порядком осмотра лесосеки, утверждённым Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 г. № 367, к сообщению о нарушении требований лесного законодательства, помимо схемы (абриса) прилагается в том числе фототаблица.

Отсутствие в материалах дела фототаблицы, а также иных собранных при проведении административного расследования доказательств, позволяющих установить, по каким признакам сотрудником лесничества и должностными лицами лесной охраны было установлено использование ООО ПРК «Терминал» под погрузочную площадку территории, близкой к половине от общей (31,8 га) площади лесосеки, не позволяет признать совершение вменённого нарушения доказанным.

Кроме того, в соответствии с первым и третьим предложениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями … Отдельные полномочия по осуществлению в том числе федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 этой же статьи региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учётом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определённых Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении вида регионального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида регионального государственного контроля (надзора).

В соответствии с пунктом 5 этой же статьи мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц в частности органа государственного контроля (надзора) в том числе по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по проведению плановых (рейдовых) осмотров, обследований в частности лесных участков.

Из материалов дела невозможно установить, в ходе какого именно мероприятия сотрудником лесничества О. было выявлено нарушение обязательных требований к проведению заготовки древесины. Вместе с тем, представленные им вышеупомянутые документы фактически были расценены как данные о нарушении таких требований, не требующие их проверки.

Между тем, выявленные нарушения обязательных требований сотрудниками лесничеств вне установленного порядка осуществления государственного контроля (надзора), в том числе регионального государственного контроля (надзора) не могут расцениваться как полученные в соответствии с требованиями закона доказательства.

При этом упомянутый выше приказ не может рассматриваться как устанавливающий порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны лесов, поскольку утвердившее указанный порядок лицо не является высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края, каковым в соответствии с пунктом 3 статьи 46 и пунктом 1 статьи 97 Устава Красноярского края является Правительство Красноярского края.

При таких обстоятельствах сообщение сотрудника лесничества могло служить лишь предметом рассмотрения или предварительной проверки должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам которых последнее имело возможность вынести мотивированное представление, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ являющееся основанием проведения в отношении юридического лица внеплановой проверки.

Однако данных о проведении такой проверки материалы дела не содержат.

В этой связи постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 26 ноября 2021 г. № 360/154-2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении ООО ПРК «Лесная охрана» и решение судьи Шушенского районного суда Красноярского края от 21 февраля 2022 г., которым указанным обстоятельствам оценка не дана, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление, решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» от 26 ноября 2021 г. № 360/154-2021 г. и решение судьи Шушенского районного суда Красноярского края от 21 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Погрузочно-разгрузочный комплекс «Терминал» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены эти постановление и решение.

Судья

Красноярского краевого суда: Колпаков И.Ю.