ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-654 от 18.06.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-654

РЕШЕНИЕ

18 июня 2020 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Шангальское» Друганова С.И. на решение судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 13 мая 2020 года,

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 3 апреля 2020 года администрация муниципального образования «Шангальское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 13 мая 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

Законный представитель юридического лица Друганов С.И. в жалобе просит отменить судебное решение, ссылаясь на невиновность администрации в инкриминированном правонарушении и нарушение порядка рассмотрения жалобы.

Администрация муниципального образования «Шангальское», надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд законного представителя или защитника не направила, о причинах неявки указанных лиц суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении жалобы посредством систем видеоконференц-связи не заявила.

На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно статье 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет ответственность по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Как следует из представленных материалов, на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 20 февраля 2020 года в период с 20 февраля по 18 марта 2020 года проведена внеплановая выездная проверка (по заявлению работника ФИО12) соблюдения администрацией муниципального образования «Шангальское» трудового законодательства.

В результате проверки 11 марта 2020 года установлено, что в нарушение статей 136, 236 ТК РФ работнику администрации ФИО12 выплата заработной платы за первую половину января 2020 года произведена 31 января 2020 года, за первую половину мая 2019 года – 31 мая 2019 года, вместо установленного правилами срока – 15 числа текущего месяца, компенсация за несвоевременную выплату не начислялась и не выплачивалась.

В связи с указанными обстоятельствами администрация муниципального образования «Шангальское» привлечена к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Пересматривая постановление должностного лица, судья районного суда пришел к правильному выводу о нарушении администрацией муниципального образования «Шангальское» государственных нормативных требований трудового законодательства, ответственность за несоблюдение которых предусмотрена частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Поводов не согласиться с решением судьи, нет.

Согласно статье 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором, не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, работодатель обязан выплатить е с уплатой процентов (денежной компенсации). Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (статья 236 ТК РФ).

Обстоятельства совершения административного правонарушения и вина в нем юридического лица подтверждаются совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении, обращением ФИО12 в прокуратуру Устьянского района Архангельской области о задержке заработной платы, распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 20 февраля 2020 года , актом проверки от 11 марта 2020 года , приказом о приеме на работу ФИО12 от 11 февраля 2009 года, трудовым договором с ФИО12 от 11 февраля 2009 года и дополнительными соглашениями, личной карточкой ФИО12, должностной инструкцией работника военно-учетного стола администрации МО «Шангальское», утвержденной главой администрацией 11 февраля 2009 года, распоряжением главы администрации МО «Шангальское» от 16 января 2019 года «О сроках выплаты заработной платы», постановлением и.о. главы администрации МО «Шангальское» от 18 октября 2016 года «Об утверждении Положения по оплате труда, мерах социальной поддержки по ведению первичного воинского учета граждан администрации МО «Шангальское»», платежными поручениями от 31 января 2019 года, 31 мая 2019 года, реестром денежных средств с результатами зачислений от 31 мая 2019 года, расчетными листками ФИО12 за январь, май 2019 года, табелем учета использования рабочего времени за январь, май 2019 года, уставом МО «Шангальское».

Собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Распоряжением главы администрации муниципального образования «Шангальское» от 16 января 2019 года утвержден порядок выплаты заработной платы: 15-ое число текущего месяца (за первую половину месяца аванс), в последний день текущего месяца - (окончательный расчет за вторую половину месяца).

Как правильно указано судом, администрация муниципального образования «Шангальское» имела возможность для соблюдения требований трудового законодательства, но не приняла всех зависящих от нее мер по их соблюдению.

Доводы законного представителя Друганова С.И. о невиновности администрации в инкриминированном правонарушении в связи с тем, что осуществление воинского учета на территории муниципального образования осуществляется за счет субвенций, которые несвоевременно выделяются, несостоятельны и основаны на неверном понимании норм права.

Материалами дела установлено, что приказом администрации муниципального образования «Шангальское» от 11 февраля 2009 года ФИО12 принята на работу на должность работника по ведению первичного воинского учета граждан.

11 февраля 2009 года с ФИО12 заключен трудовой договор, по условиям которого работодатель (администрация муниципального образования «Шангальское») обязался предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить необходимые условия работы, выплачивать заработную плату.

Разделом 4 трудового договора от 11 февраля 2009 года определены условия оплаты труда.

Таким образом, в отношениях с работником ФИО12 обязанность своевременно выплачивать обусловленную настоящим трудовым договором заработную плату лежит на администрации муниципального образования «Шангальское».

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 719, полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.

Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При этом абзац второй части 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ допускает использование органами местного самоуправления собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления данных полномочий.

Таким образом, в силу закона не исключено привлечение из местного бюджета денежных средств, необходимых для исполнения требования трудового законодательства, обязывающего работодателя в установленные сроки и в полном объеме производить выплату работнику заработной платы.

Доказательств того, что администрацией приняты исчерпывающие меры для соблюдения установленных трудовым законодательством сроков таких выплат (обращение к распорядителю денежных средств и прочие) не представлено.

Несвоевременное перечисление субвенций на реализацию государственных полномочий по первичному воинскому учету, за счет которых осуществляется финансирование содержания работников военно-учетного стола, на что ссылается податель жалобы, не освобождало работодателя от обязанности соблюдать трудовое законодательство, которое не признает правомерной задержку выплаты заработной платы по причине отсутствия денежных средств.

Утверждение заявителя о том, что задержка выплаты заработной платы за первую половину мая 2019 года связана с просьбой самого работника ФИО12 не может быть принята во внимание, поскольку в силу статей 136, 140 ТК РФ выплата заработной платы производится в определенные сроки, установленные работодателем в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования «Шангальское», выразившееся в несвоевременной выплате работнику заработной платы за первую половину января 2020 года и первую половину мая 2019 года и невыплате денежной компенсации в порядке статьи 236 ТК РФ квалифицировано по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями названного Кодекса.

Доводы жалобы о нарушении судом порядка рассмотрения жалобы, выразившиеся в не разрешении ходатайства о допросе свидетеля ФИО13, подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.

В жалобе на постановление о назначении административного наказания законный представитель администрации муниципального образования «Шангальское» Друганов С.И. заявил ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетеля работника администрации ФИО13

В силу части 1 статьи 24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Ходатайство Друганова С.И. разрешено судом первой инстанции в установленном законом порядке.

Из материалов усматривается, что судом первой инстанции принимались меры по вызову свидетеля ФИО13, которой по месту жительства была направлена судебная повестка о необходимости явки в судебное заседание, назначенное на 13 мая 2020 года в помещении Устьянского районного суда Архангельской области. Указанный свидетель в суд не явилась. Причин неявки суду не сообщила, при этом привлекаемое к ответственности лицо также не предприняло мер для обеспечения явки указанного лица.

При таких обстоятельствах, суд обосновано пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.

Несогласие автора жалобы с произведенной оценкой доказательств не свидетельствует о допущении должностным лицом и судьей процессуальных нарушений, и основанием для переоценки доказательств и установленных по делу обстоятельств не является.

Постановление о привлечении администрации муниципального образования «Шангальское» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание определено с учетом положений статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 6 статьи 5.27 настоящего Кодекса для юридических лиц, соразмерно содеянному и справедливо.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены или изменения которого не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Устьянского районного суда Архангельской области от 13 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования «Шангальское» Друганова С.И. – без удовлетворения.

Судья Я.С. Рохина