ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-654/18 от 07.12.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-654/2018

Р Е Ш Е Н И Е

7 декабря 2018 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 7 сентября 2018 года,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО2 № 10/А-48/115 от 04 июня 2018 года заведующая лабораторией Общества с ограниченной ответственностью «Мясоперерабатывающий цех Апрель» (далее – ООО «МПЦ Апрель», предприятие) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения.

Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 7 сентября 2018 года жалоба ФИО1 на указанное постановление оставлена без удовлетворения.

ФИО1 в жалобе в областной суд просит отменить решение и прекратить производство по делу об административном правонарушении, поскольку Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу неправильно оценивает нормативные акты, касающиеся декларирования соответствия мясной продукции, в ее действиях отсутствует состава административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.14.44 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 и ее защитник Белоглазов А.В. доводы жалобы поддержала.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО3 с доводами жалобы не согласился.

Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, выслушав мнения участников, прихожу к следующему.

Частью 1 ст.14.44 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции

Из материалов дела следует, что в ходе проведённой Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу плановой выездной проверки в период с 02.04.2018 по 26.04.2018 установлено, что заведующая лабораторией ООО «МПЦ Апрель» ФИО1 в указанный период времени по адресу: <...>, при контроле за правильностью декларирования соответствия продукции в нарушение абзаца 11 п. 4.4 ГОСТ Р 56933-2016 «Порядка обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», абзаца 5.5 ГОСТ Р 56016-2014 Национального стандарта РФ. Оценка соответствия. Порядка обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Приказом Росстандарта от 25.04.2014 № 413-СТ, абзаца 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 2 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», статьи 15 раздела 5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» ТР ТС 034/2013 лабораторные исследования проводила не по всем нормируемым показателям безопасности, при декларировании безопасности группы однородных товаров не все товары группы исследовались, в качестве доказательственных материалов использованы протоколы испытаний, не имеющие отношение к выпускаемой продукции, а именно: несоответствия наименования производителя исследуемой продукции и места отбора проб, а также несоответствие декларируемой продукции с продукцией указанной в протоколах испытаний.

При декларировании мясной продукции (например, ноги свиные, отрубы из говядины, различного вида колбас) испытания произведенной продукции по всем наименованиям на соответствие техническим регламентам не осуществлялись, а в декларацию соответствия в качестве доказательств были включены протоколы испытаний сырья (мяса), в том числе полученные на территории Республики Беларусь, а также произведенного из указанного сырья полуфабриката «Фарш домашний»; из группы задекларированной однородной продукции (например, продукты мясные, колбасы полукопченые: колбасы «Зернистая», «Российская», колбаски шашлычные «Горные»; продукты мясные, колбасы варено-копченые: колбасы – «Венская»; сервелаты – «Деликатесный», «Купеческий», «Банкетный» «Амаретто», «Швейцарский»; салями «Фирменная», мини-салями «Миланская»), в качестве доказательств помимо протоколов испытания сырья, указывались протоколы испытаний колбас, не указанных в списке, но ранее задекларированных и подвергавшихся испытанию (например, колбасы полукопченой «Особой», колбасы вареной «Молочной»), приобщались протоколы испытаний мясной продукции, включенной в список, но не прошедших полного испытания (например, образец колбасы варено-копченой салями «Фирменная», был исследован на ряд показателей, но не исследовался на такие показатели как КМАФАнМ, cульфитредуцирующие клостридии, бензапирен, нитрозамины, S.aureus, но данные показатели были получены при исследовании ранее задекларированной продукции одного вида).

Вышеперечисленные нарушения допущены по 34 представленным декларациям. Полный перечень мясных продуктов, по которым в необходимом объеме не проведены лабораторные исследования, приведен в обжалуемом постановлении и решении суда.

По мнению ФИО1 в результате показатели испытаний сырья, введенного в оборот на территорию Таможенного союза, ранее задекларированной однородной продукции и протоколы испытаний вновь декларируемой продукции, взаимодополняют друг друга и составляют доказательственную базу декларирования соответствия произведенной предприятием продукции.

Объективной стороной вменяемого административного правонарушения является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям Технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации. При этом указанные действия осуществляются при разработке, принятии, применении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства.

Статьей 12 Федерального закона от 02 января 2000г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции" предусмотрено, что предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ) предусматривает обязанность лица обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

В силу статьи 2 Закона № 184-ФЗ декларирование соответствия есть форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Подтверждение соответствия является документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Согласно пункту 5 ст.24 Федерального закона №184-ФЗ декларация о соответствии должна содержать в том числе информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; сведения о проведенных (исследованиях) испытаниях и измерениях, сертификате системы менеджемента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Пунктом 2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукций» (ТР ТС 034/2013), принятого Решением Совета Комиссии от 9 октября 2013 г. № 68 (далее — ТР ТС 034/2013), установлены объекты технического регулирования указанного технического регламента. К ним относятся продукты убоя и мясная продукция, в том числе: мясо; субпродукты; мясные и мясосодержащие продукты из мяса; мясные и мясосодержащие колбасные изделия; мясные и мясосодержащие полуфабрикаты и кулинарные изделия и т.д. Пунктом 5 ТР ТС 034/2013 установлены определения понятий «продукт убоя», «мясо», «мясо на кости», «мясная продукция», «мясной продукт», «мясосодержащий продукт», «мясной полуфабрикат», «мясосодержащий полуфабрикат», «фарш», «вареное колбасное изделие», «полукопченые колбасные изделия», «варено-копченое колбасное изделие» и «кулинарное изделие», разделом III ТР ТС 034/2013 - правила идентификации продуктов убоя и мясной продукции.

Статьей 2 технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881 (далее - ТР ТС 022/2011), установлено определение термина «придуманное название пищевой продукции» -слово или словосочетание, которые могут дополнять наименование пищевой продукции. В регламенте прямо оговорено, что придуманное название пищевой продукции может не отражать ее потребительские свойства и не должно заменять собой наименование пищевой продукции.

Пунктом 9 ТР ТС 034/2013 определено, что продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Союза (далее - государства-члены) при их соответствии ТР ТС 034/2013, а также иным техническим регламентам Союза (техническим регламентам Таможенного союза), действие которых на них распространяется, в том числе техническим регламентам Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 (далее соответственно - ТР ТС 021/2011, Решение № 880), и ТР ТС 022/2011.

Согласно пункту 127 ТР ТС 034/2013 соответствие продуктов убоя и мясной продукции указанному техническому регламенту обеспечивается путем выполнения требований ТР ТС 034/2013 (включая требования, установленные в приложениях № 1 - 5 к ТР ТС 034/2013) и требований технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых распространяется на данную продукцию.

Пунктом 129 ТР ТС 034/2013 установлено, что оценка соответствия продуктов убоя и мясной продукции и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, должна соответствовать требованиям ТР ТС 034/2013 и ТР ТС 021/2011.

Согласно пункту 130 ТР ТС 034/2013 продукты убоя (непереработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включающая мясо, субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, мясо механической обвалки (дообвалки), коллагенсодержащее и кишечное сырье), в том числе продукты убоя для детского питания, перед выпуском, в обращение на таможенную территорию Союза подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в порядке, предусмотренном статьей 30 ТР ТС 021/2011, проведение и оформление результатов которой осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена, а также разделом XI Договора в части ветеринарно-санитарных мер. При этом переработанная пищевая продукция животного происхождения (включая мясную продукцию) не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе.

В соответствии с пунктом 132 ТР ТС 034/2013 мясная продукция (кроме мясной продукции для детского питания и мясной продукции нового вида) перед выпуском в обращение на таможенную территорию Союза подлежит декларированию соответствия в установленном порядке.

Пунктом 134 ТР ТС 034/2013 установлено, что декларирование соответствия мясной продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных ТР ТС 034/2013 (в том числе по схеме декларирования 6д), по выбору заявителя, которые включают в себя, в том числе проведение испытаний образцов мясной продукции (в обязательном порядке).

Согласно схемам, установленным пунктом 135 ТР ТС 034/2013, а именно 3д, 4д и 6д, с целью оценки соответствия мясной продукции требованиям указанного технического регламента и технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, заявитель проводит испытания образцов мясной продукции в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Союза.

При этом разделом ХII ТР ТС 034/2013 «Обеспечение соответствия продуктов убоя и мясной продукции требованиям безопасности» предусмотрено, что соответствие продуктов убоя и мясной продукции ТР ТС 034/2013 обеспечивается путем выполнения его требований и требований технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых распространяется на данную продукцию.

Методы исследований (испытаний) и измерений устанавливаются в стандартах согласно перечню стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 034/2013 и осуществления оценки соответствия продукции.

Предусмотренные положениями пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору) перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 021/2011 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденный Решением №880, и перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 034/2013 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденный Решением Коллегии Комиссии от 26 мая 2014г. № 81, содержат стандарты на методы отбора проб для различных видов пищевой продукции, включая мясную продукцию. В частности, такие стандарты содержатся в национальном стандарте РФ «Мясо и мясные продукты. Общие требования и методы микробиологического анализа» ГОСТ Р 54354-2011, введенного в действие с 1 января 2013 года, который определяет выявление и определение микроорганизмов, в частности КМАФАнМ, и распространяется на мясо (все виды убойных животных), полуфабрикаты, субпродукты, колбасные изделия и продукты из мяса и устанавливает общие требования и методы микробилогического анализа. Указанный ГОСТ в п.7.1.1 в части отбора проб отсылает к ГОСТ 9792. В межгосударственном стандарте ГОСТ 9792-73 «Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб» (далее ГОСТ 9792-73) пунктом 6 установлено, что настоящий стандарт распространяется на фаршированные, варено-копченые, полукопченые, вареные, сырокопченые, сырые, ливерные и кровяные колбасы, мясные хлеба, сосиски, сардельки, продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц (вареные, варено-копченые, копчено-запеченные, запеченные, жареные и сырокопченые), бекон соленый в полутушах, а также зельцы, студни, холодец и паштеты и устанавливает правила приемки и методы отбора проб для определения основных показателей: органолептических (внешнего вида, цвета, запаха, вкуса, консистенции), химических (влаги, белка, жира, хлористого натрия, нитрата, нитрита, фосфора, крахмала остаточной активности кислой фосфатазы) и бактериологических.

Пунктом 1.1. Правил приемки вышеуказанного стандарта предусмотрено, что продукцию принимают партиями. Под партией понимают любое количество колбасных изделий или продуктов из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц одного вида, сорта, наименования, выработанных в течение одной смены, при соблюдении одного и того же технологического режима производства.

В соответствии с п.1.1.,1.2 Государственного стандарта РФ «Мясо и мясные продукты. Методы отбора проб» ГОСТ Р 51447-99 настоящий стандарт распространяется на мясо и мясные продукты, включая мясо и продукты из мяса птицы, и устанавливает методы отбора проб. Настоящие методы отбора проб предназначены для коммерческих целей. В особых случаях, например, в случае государственной инспекции пищевых продуктов, должны быть использованы стандартизированные методы; при их отсутствии-методы, утвержденные органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России.

Согласно пунктам 4.4.1 и 4.4.2 названного стандарта для отбора проб от мяса или мясных продуктов типа А, указанного в 4.4.1 (поставка мяса или партии мяса и мясных продуктов, выработанных в виде единичных изделий или отдельных упаковок продуктов любой массы (например колбасы, сосиски, полуфабрикаты, измельченное мясо, упакованное под вакуумом; колбаса, нарезанная ломтиками; консервы из вареного окорока) или в виде мяса в кусках, или тушек (частей тушек), не превышающих по массе 2 кг) в качестве первичной пробы берут часть или целый кусок продукта. В соответствии со стандартными методами отбора проб на конкретный вид продукта отбирают необходимое количество первичных проб из каждой партии.

Из приведенных стандартов, регулирующих методы отбора проб и исследований, следует, что они могут применяться как для осуществления производственного контроля, так и с целью с целью проведения испытаний в аккредитованной лаборатории. Вместе с тем данные нормативные акты не регулируют вопросы объема доказательственной базы при декларировании соответствия и относимости тех или иных доказательств.

Пунктами 5.8,5.5 Национального стандарта РФ «Порядок обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ГОСТ 56016-2014 предусмотрено, что декларация о соответствии может быть принята в отношении конкретной пищевой продукции или группы однородной пищевой продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению соответствия. При этом продавец самостоятельно формирует доказательственные материалы.

Пунктом 3.7 названного стандарта установлено, что под доказательственными материалами следует понимать документы, прямо или косвенно, частично или полностью свидетельствующие о соответствии продукции требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза и применяемые как основание для подтверждения соответствия продукции этим требованиям.

Согласно пункта 137 Технического регламента Таможенного Союза ТС ТР 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» схема декларирования 6д, которую использует предприятие, включает в себя: формирование и анализ технической документации, в состав которой включается сертификат на систему менеджмента качества и безопасности (его копия), выданный органом по сертификации систем менеджмента; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов мясной продукции; принятие и регистрацию декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения; контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента качества и безопасности.

Заявитель предпринимает меры по обеспечению стабильности функционирования системы менеджмента качества и безопасности и условий производства для изготовления мясной продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

С целью контроля соответствия мясной продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, заявитель проводит испытания образцов мясной продукции в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Пунктом 138 ТР ТС 034/2013 определен перечень доказательственных материалов при декларировании соответствия мясной продукции, который включает в себя, в том числе протоколы испытаний мясной продукции (в обязательном порядке), а также протоколы испытаний продуктов убоя и (или) немясных ингредиентов (при наличии).

В соответствии с пунктом 139 ТР ТС 034/2013 декларация о соответствии требованиям указанного технического регламента оформляется согласно утвержденной Решением Коллегии Комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 (в редакции Решения Коллегии Комиссии от 15 ноября 2016 г. №. 154) Единой формы декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза и правилам ее оформления (далее соответственно - Правила, технический регламент).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 Правил в поле 8 «Сведения о продукции» указываются, в том числе, следующие сведения: наименование и обозначение (в случаях, предусмотренных техническими регламентами) продукции и (или) иное условное обозначение, присвоенное, изготовителем продукции (при наличии); название продукции (в случаях, предусмотренных, техническими регламентами) (при наличии); иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (при наличии); наименование и обозначение документа (документов), в соответствии с которым изготовлена продукция (стандарт, стандарт организации, технические условия или иной документ) (при наличии); наименование объекта декларирования (серийный выпуск, партия или единичное изделие).

Согласно п.7.7. «ГОСТ 31892-2012. Межгосударственный стандарт. Система оценки (подтверждения) соответствия Таможенного Союза. Основные положения» испытания (включая исследования и измерения), предусмотренные в схемах оценки (подтверждения) соответствия, проводят с целью определения соответствия образцов продукции установленным требованиям и распространения полученных результатов на единицу продукции или на всю совокупность продукции, являющихся объектами оценки (подтверждения) соответствия.

Испытания продукции в зависимости от схемы оценки (подтверждения) соответствия проводят на испытательной базе заявителя или в испытательных лабораториях (центрах) в соответствии с требованиями стандартов, включенных в перечень международных и региональных стандартов (при их отсутствии - в перечень национальных (государственных) стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. Результаты проведенных испытаний оформляются протоколом испытаний.

При этом ТР ТС 034/2013 в п.138, а также Национальный стандарт РФ «Порядок обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ГОСТ 56016-2014 в п.3.7 допускают, что кроме протоколов испытаний мясной продукции в качестве доказательственных материалов при декларировании соответствия могут быть рассмотрены другие документы, прямо или косвенно, а также полностью или частично подтверждающие соответствие мясной продукции требованиям ТР ТС 034/2013 и технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется. ГОСТ 56016-2014 допускает возможность принятия декларации о соответствии в отношении группы однородной пищевой продукции, на которую установлены единые требования.

Часть 1 ст.19 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает принцип уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя.

ТР ТС 034/2013 определяя перечень доказательственных материалов, указывает на необходимость представления протоколов испытаний мясной продукции. При этом «придуманное название пищевой продукции», как слово или словосочетание лишь дополняет наименование пищевой продукции, используется при маркировке, и не должно заменять собой наименование пищевой продукции.

Согласно п.121 ТР ТС 034/2013 маркировка колбасных изделий, продуктов из мяса и продуктов из шпика должна соответствовать требованиям, указанным в пунктах 106 - 116 настоящего технического регламента, а также требованию, содержащемуся в подпункте «а» - в маркировке указывается информация о группе мясной продукции ("мясной", "мясосодержащий", "мясорастительный", "растительно-мясной"), виде мясной продукции ("колбасное изделие", "продукт из мяса", "продукт из шпика"), способе технологической обработки ("вареные", "копченые", "полукопченые", "варено-копченые", "сырокопченые", "сыровяленые", "запеченные", "копчено-запеченные", "варено-запеченные", "жареные", "соленые").

В соответствии с подпунктом «д» пункта 13 Решения Совета Евразийской Экономической комиссии от 18 апреля 2018г. №44 «О типовых схемах оценки соответствия» в заявке на сертификацию указывается наименование и обозначение продукции (в случаях предусмотренных техническими регламентами) и иное условное обозначение, присвоенное изготовителем (при наличии).

Соответственно и идентификация пищевой продукции в соответствии со ст.6 ТР ТС 021 проводится по ее наименованию и (или) ее признакам, изложенным в определении такой продукции в ТР ТС 021/2011 или в ТР ТС на отдельные виды пищевой продукции, и (или) визуальным, и (или) органолептическим, и (или) аналитическими методами.

Ранее в информационном письме от 3 марта 2015 года Коллегия Евразийской экономической комиссии разъяснила требования технических регламентов Союза в сфере безопасности расфасованной в емкости питьевой воды, указав, что согласно правоприменительной практике декларирования соответствия расфасованной в емкости питьевой воды требованиям технических регламентов ТС "О безопасности пищевой продукции", "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" и "Пищевая продукция в части ее маркировки" в качестве доказательственных материалов заявителем используются в том числе протоколы исследований (испытаний) продукции, аналогичных исследованиям (испытаниям), проведенным ранее при государственной регистрации питьевой воды по показателям ее безопасности в эпидемическом и радиационном отношении, безвредности по химическому составу (содержание токсичных элементов, органических веществ антропогенного и природного происхождения), установленным в Единых санитарных требованиях, а также ранее выданные свидетельства о государственной регистрации такой продукции.

С учетом приведенных нормативных актов доводы лица, привлеченного к административной ответственности, о возможности приведения в декларациях соответствия при осуществлении декларирования по схеме 6д в качестве доказательств протоколов испытания мяса, протоколов испытания однородной продукции не лишены оснований.

В тоже время приведенные нормативные акты не содержат определения вида однородной продукции, предусматривают лишь общие требования о необходимости проведения испытаний продукции.

В ходе судебного разбирательства с целью дачи заключения специалиста в Евразийскую экономическую комиссию направлен запрос. Согласно полученному ответу специалист комиссии не дал однозначного ответа на поставленные вопросы, указав лишь что Евразийской экономической комиссией утвержден перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований ТР ТС 034/2013 и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденный Решением Коллегии Комиссии от 26 мая 2014 г. № 81, которые содержат стандарты на методы отбора проб для различных видов пищевой продукции, включая мясную продукцию (например, межгосударственный стандарт ГОСТ 9792-73 «Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб», при этом разъяснил, что к доказательственной базе декларирования соответствия могут быть отнесены результаты испытаний конкретного вида пищевой продукции, проведенных в рамках производственного контроля, в отношении пищевой продукции понятие «типовой образец» и схемы декларирования на основании испытаний типового образца пищевой продукции не предусмотрены в технических регламентах Союза (технических регламентах Таможенного союза).

В п. 6 Постановления Конституционного суда РФ от 19 июля 2017 года №22-П сформулирована правовая позиция, согласно которой в случаях, когда толкование правовой нормы официальными актами государственных, в том числе судебных, органов не устраняет - вследствие наличия различных вариантов ее интерпретации - неясность правового регулирования, при решении вопроса о том, какой из этих вариантов применим для установления прав и обязанностей участников соответствующих правоотношений, необходимо исходить из конституционных принципов равенства и справедливости, а также требования формальной определенности норм, с тем чтобы избежать нарушения основных начал правового регулирования и правоприменения, вытекающих из статей 1 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Если взаимоисключающие подходы к толкованию одной и той же нормы, обусловленные в том числе различным ее пониманием в сопоставлении с другими нормами, оказываются не лишенными юридического обоснования в рамках приемлемой с конституционной точки зрения модели правового регулирования соответствующих отношений, уяснить подлинное содержание такой нормы даже с помощью обращения к конституционным целям и принципам удается не всегда. В подобной ситуации наиболее корректным, а иногда и единственно возможным способом выявления отвечающего намерениям законодателя истинного смысла введенного им правового регулирования является - в силу принципа разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации) - законодательное уточнение содержания нормативных предписаний, неясность (неоднозначность) которых, не устранимая средствами толкования, создает серьезные затруднения в процессе их применения, а самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, порождающего возможность ее произвольного толкования правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Процессуальными требованиями - статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

К числу обстоятельств, подлежащих в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении, относятся наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материалами дела установлено, что ФИО1, хотя и являлась заведующей лабораторией, вместе с тем принимала участие в декларировании соответствия продукции как технический работник, данных о том, что в ее компетенцию входило определение перечня продукции подлежащей декларированию соответствия, не имеется. При этом правовые нормы, регламентирующие декларирование соответствия мясной продукции, не содержат в достаточной степени ясно сформулированных требований о необходимости проведения испытаний продукции по каждому из «придуманных наименований».

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что не наделана полномочиями по финансированию проведения исследований мясной продукции.

Согласно пункту 2.1. инструкции заведующей лаборатории основной ее функцией является осуществление контроля за качеством выпускаемой продукции и обеспечение исследований с целью проведения контроля соответствия качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующим стандартам, техническим условиям и требованиям экологической безопасности.

Подпунктами 1.6 пункта 2.2. инструкции установлено, что заведующая принимает участие в сертификации продукции предприятия.

Относительно отсутствия исследований на содержание в продукции антибиотика «гризин» ФИО1 сообщила об отсутствии лабораторий, проводящих соответствующее исследование.

В соответствии с ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Доводы ФИО1 управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу об отсутствии возможности исследования продукции на предмет наличия антибиотика «гризин» не опровергнуты.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки специалисты Управления не осуществляли исследование произведенной предприятием продукции на предмет ее соответствия техническим регламентам по показателям безопасности.

При таких обстоятельствах в соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. С учетом изложенного, в действиях должностного лица ФИО1 отсутствует вина в совершении административного правонарушения. В этой связи постановление должностного лица и судебное решение подлежат отмене, а производство по делу в отношении ФИО1 прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24. 5 КоАП РФ за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 04 июня 2018 года и решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 7 сентября 2018 года в отношении заведующей лаборатории Общества с ограниченной ответственностью «Мясоперерабатывающий цех Апрель» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.44 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Судья А.В. Витязев