ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-66/2021 от 11.03.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Петракова Э.В.

Дело № 7р-66/2021

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Майнагашевой С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Зильбермана А.С. на решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 12 ноября 2020 года, которым оставлено без изменения постановление старшего государственного лесного инспектора отдела Абаканского лесничества министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия № Р50АБ/03.04.2020 от 28 августа 2020 года о привлечении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

Огласив жалобу, заслушав защитника Зильбермана А.С., поддержавшего жалобу, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Дашкину А.П., возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного лесного инспектора отдела Абаканского лесничества министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды Хакасии) № Р50АБ/03.04.2020 от 28 августа 2020 года публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС») привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

Решением Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 12 ноября 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, защитник Зильберман А.С. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств и, приводя фактические обстоятельства дела, ссылаясь на представленный суду административный материал, выражает несогласие с выводом суда о наличии доказательств совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ. Обращает внимание суда на то, что Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон предусмотрена возможность сетевой организации непосредственно исполнять обязанность по содержанию просек в нормативном состоянии либо поручить выполнение этой обязанности подрядной организацией. Согласно договору от 23 сентября 2019 года № 2019.366312, расширение просек в границах Абазинского лесничества осуществляет общество с ограниченной ответственностью строительная компания «Дельта» (далее – ООО СК «Дельта»), в связи с чем ПАО «ФСК ЕЭС» не является лицом, которое подлежит привлечению к административной ответственности. Кроме того, указывает, что в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» 28 августа 2020 года вынесено еще одно постановление № Р51АН/06.04.2020, которым оно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за совершение тождественного административного правонарушения, в связи с чем объективных данных, свидетельствующих о совершении отдельных правонарушений, не усматривается.

В возражениях на жалобу должностное лицо органа административной юрисдикции указывает на необоснованность доводов жалобы и просит решение суда оставить без изменения.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, письменных возражений относительно нее, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.

Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 (далее – Правила № 417), предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно п. 19 Правил № 417, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.

Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:

от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;

от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.

Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой (п. 20, 21 Правил № 417).

В соответствии с ст. 34 Правил № 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Согласно п. 35 Правил № 417, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Выводы суда первой инстанции о нарушении ПАО «ФСК ЕЭС» приведенных положений Правил пожарной безопасности в лесах № 417 при выполнении работ по расширению просек ВЛ 220 кВ Абаза-Ак-Довурак (Д-42) и вырубке деревьев и кустарников в местах расширения просек в пределах охранных зон ВЛ (25 метров от крайнего провода) в пролетах опор № 1-9, 11-22, 23-227, находящихся на землях лесного фонда Абазинского лесничества в границах Абазинского участкового лесничества в квартале 11 (части выделов 9, 10, 12, 21), в квартале 16 (части выделов 3, 5, 9, 11, 12, 19, 10,25, 32,21), в квартале 27 (части выделов 2, 37, 38, 35, 36), в квартале 37 (части выделов 2, 3, 24, 18, 13, 15, 19, 25), в квартале 38 (части выделов 12, 15, 16, 18), в квартале 62 (части выделов 26, 30, 32), в квартале 63 (части выделов 10, 27, 32, 23), в квартале 74 (части выделов 1, 8, 15, 13), в квартале 85 (части выделов 13, 5, 20, 13, 16, 21, 26), расположенных в Республике Хакасия Таштыпского района обоснованы совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.

Мотивируя свои выводы, суд первой инстанции обоснованно сослался на акт планового (рейдового) осмотра от 03.04.2020, из которого следует, что 03.04.2020 участковыми Абазинского лесничества на основании планового задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах от 03.04.2020, проведен осмотр, обследование лесного участка: квартал 11 в части выделов 9, 10, 12, 21, квартал 16 в части выделов 3, 5, 9, 11, 12, 19, 10,25, 32,21, квартал 27 в части выделов 2, 37, 38, 35, 36, квартал 37 в части выделов 2, 3, 24, 18, 13, 15, 19, 25, квартал 38 в части выделов 12, 15, 16, 18, квартал 62 в части выделов 26, 30, 32, квартал 63 в части выделов 10, 27, 32, 23, квартал 74 в части выделов 1, 8, 15, 13, квартал 85 в части выделов 13, 5, 20, 13, 16, 21, 26. Общая площадь обследованного участка -47,9 га. При проведении работ по расширению просек ВЛ 220 кВ в части приведения ширины просеки к нормативному состоянию на территории Абазинского участкового лесничества Абазинского лесничества выявлено несоблюдение п. 16, 19, 20, 21, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах № 417. Расширение просеки ВЛ осуществляется вследствие проведения рубки лесных насаждений на территории обследованных в ходе рейдового мероприятия кварталов и выделов Абазинского участкового лесничества Абазинского лесничества и фототаблицы, фиксирующие наличие на просеках порубочных остатков, горючих материалов (л.д. 156 -157 т.1).

Проанализировав пункты Правил пожарной безопасности в лесах, нарушение которых вменено ПАО «ФСК ЕЭС» административным органом, дав оценку исследованным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что имеющиеся доказательства позволяют сделать вывод о нарушении именно ПАО «ФСК ЕЭС» Правил пожарной безопасности в лесах. Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами суда не имеется.

Доводы, содержащиеся в жалобе защитника Зильбермана А.С., о том, что ПАО «ФСК ЕЭС» не является лицом, которое подлежит привлечению к административной ответственности, так как согласно договору от 23 сентября 2019 года № 2019.366312 расширение просек в границах Абазинского лесничества осуществляет ООО СК «Дельта» выводы суда не опровергают.

В материалы дела представлены документы, подтверждающие право собственности ПАО «ФСК ЕЭС» на высоковольтную линию 220 кВ Абаза-Ак-Довурак (Д42), документы, подтверждающие выполнение работ по расширению просек BJI 220 кВ Абаза-Ак-Довурак (Д-42) ООО СК «Дельта» по договору подряда от 23.09.2019 № 2019.366312, заключенному с собственником BJI ПАО «ФСК ЕЭС».

В соответствии с п. 1 ст. 703 Гражданского кодекса Российской Федерации договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

В соответствии с п. 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223 лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают помимо прочего регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.

Таким образом, ПАО «ФСЕ ЕЭС», как собственник линейного объекта, обязано обеспечить содержание прилегающей территории лесного участка в состоянии, предусмотренном, в том числе, Правилами пожарной безопасности в лесах. Наличие договора подряда на выполнение комплекса работ по расширению просек ВЛ и утилизации порубочных остатков, который определяет предмет и порядок выполнения работы, не освобождает ПАО «ФСК ЕЭС» от обязанности соблюдения вышеприведенных требований законодательства, от необходимости осуществления контроля за подрядной организацией, в частности за качеством выполненных работ. В связи с указанным, суд обоснованно исходил из того, что субъектом вменяемого правонарушения является ПАО «ФСК ЕЭС». Таким образом, вопреки доводам жалобы, сомнений в обоснованности привлечения ПАО «ФСК ЕЭС» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ не имеется.

Ссылка в жалобе защитника на то, что в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» 28 августа 2020 года вынесено еще одно постановление № Р51АН/06.04.2020, которым оно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ за совершение тождественного административного правонарушения, в связи с чем объективных данных, свидетельствующих о совершении отдельных правонарушений не усматривается, не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку указанное постановление № Р51АН/06.04.2020 от 28 августа 2020 года отменено, производство по делу прекращено решением Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 19 октября 2020 года.

Вопреки доводам жалобы, каких - либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих прийти к выводу о назначении наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

Как видно из жалобы, ее доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, направлены на переоценку доказательств, что само по себе не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 12 ноября 2020 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» оставить без изменения, а жалобу защитника Зильбермана А.С. - без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Хакасия Когай Г.А.