Председательствующий: Зарубин А.В.
Дело № 7р-66/2022
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Беккер В.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела государственной инспекции труда в Республике Хакасия ФИО1 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 января 2022 года, которым отменено постановление заместителя начальника отдела государственной инспекции труда в Республике Хакасия от 26 ноября 2021 года, которым Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 28 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Огласив жалобу, заслушав защитника Черпакова М.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственной инспекции труда в Республике Хакасия от 26.11.2021 Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 28 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» (далее – ФКУ ИК-28) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18.01.2022 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с решением суда, заместитель начальника отдела государственной инспекции труда обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Приводит фактические обстоятельства дела и указывает на то, что судом первой инстанции не произведена надлежащая оценка доказательств, которыми установлено неисполнение работодателем предусмотренной ст. 22, 84.1, 127, 140 Трудового кодекса РФ обязанности работодателя в день прекращения трудового договора произвести с работником расчет всех при читающихся ему сумм, выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.
Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Положениями ст. 30.6 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, которым, в частности, на суд возлагается обязанность проверить на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления. По смыслу указанной нормы по объему и пределам судебного разбирательства порядок пересмотра постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки и правовой и фактической стороны дела.
Исходя из требований ст. 1.6, 29.10, 30.7 КоАП РФ, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление делу об административном правонарушении решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
При рассмотрении данного дела судом вышеприведенные требования закона не соблюдены, решение суда не отвечает требованиям законности и обоснованности.
В силу ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушением признается невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Как следует из материалов дела, объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого ФКУ ИК-28 была привлечена к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, являлось нарушение требований ст. 22, ст. 84.1, ст. 127, ст. 140 Трудового кодекса РФ, что выразилось в том, что работодатель не произвел ФИО2 при увольнении 24.09.2021 оплату за неиспользованный отпуск в количестве 10 дней, компенсацию стоимости вещевого обеспечения произвел лишь 28.09.2021 и 30.09.2021, ФИО3, уволенному 05.10.2021, произведена частичная выплата расчета за октябрь 2021 года 11.10.2021 и 13.10.2021 и на момент рассмотрения дела должностным лицом ГИТ в РХ (26.11.2021) окончательный расчет в полном объеме не произведен.
Суд первой инстанции, рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-28, пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу. Обосновывая свои выводы об отмене постановления административного органа о привлечении ФКУ ИК-28 к административной ответственности, суд первой инстанции, сославшись на положения ст. 2.1 КоАП РФ, полагая, что направленную ФКУ ИК-28 заявку в УФСИН России по РХ о направлении денежных средств для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудников, можно расценить как принятие всех возможных мер для своевременного исполнения требований трудового законодательства, пришел к выводу о том, что представленные административным органом доказательства не позволяют сделать вывод о виновности ФКУ ИК-28 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Между тем, данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан без учета следующих требований закона.
Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч. 4 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Частью 1 статьи 127 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Административным органом в обоснование допущенных нарушений требований законодательства, выразившихся в неоплате в день увольнения ФИО2 компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 10 дней и компенсации стоимости вещевого обеспечения, а также в неоплате в полном объеме в день увольнения ФИО3 окончательного расчета, предоставлены, в том числе следующие доказательства:
- акт документарной проверки. в котором отражено, что ФИО2 уволен со службы в ФКУ ИК-28 на основании приказа от 23.09.2021 года № 295-лс 24.09.2021. Из расчетного листка за сентябрь 2021 года видно, что ФИО2 начислена заработная плата, в том числе окончательный расчет при увольнении, а также денежная компенсация за дни неиспользованного отпуска в количестве 10 календарных дней в размере <данные изъяты> рублей с учетом НДФЛ. Согласно платежным поручениям № 266219 и № 266220 ФИО2 произведена выплата окончательного расчета в размере <данные изъяты> руб., <данные изъяты> 24.09.2021,однако оплата за неиспользованный отпуск в количестве 10 дней и компенсация стоимости вещевого обеспечения произведены лишь 28.09.2021 в размере <данные изъяты> согласно платежному поручению от 28.09.2021 и 30.09.2021 в размере <данные изъяты> согласно реестру № 163 с отметкой Абаканского отделения ПАО Сбербанк об исполнении операции 30.09.2021. ФИО3 уволен со службы 07.10.2021 на основании приказа №313-лс от 05.10.2021, и согласно расчетному листку за октябрь 2021 года, ему начислен окончательный расчет при увольнении в размере <данные изъяты> с учетом НДФЛ. Платежными поручениями № 343006 и № 355275 ФИО3 произведена частичная выплата расчета 11.10.2021 в размере <данные изъяты> и 13.10.2021 в размере <данные изъяты> (л.д. 92), однако на момент проведения проверки окончательный расчет в полном объеме ФИО3 не произведен;
- расчетный листок за сентябрь 2021 года ФИО2 о начислении заработной платы, в том числе окончательного расчета при увольнении, а также денежной компенсации за дни неиспользованного отпуска (л.д. 76);
- платежные поручения № 266219 и № 266220 о выплате окончательного расчета в размере <данные изъяты>., <данные изъяты>. 24.09.2021 (л.д. 82,84);
- платежное поручение от 28.09.2021 (л.д. 80) и реестр № 163 с отметкой Абаканского отделения ПАО Сбербанк о исполнении операции 30.09.2021 в размере <данные изъяты>. (л.д. 78);
- расчетный листок за октябрь 2021 года ФИО3 о начислении окончательного расчета при увольнении в размере <данные изъяты> с учетом НДФЛ (л.д. 97);
- платежные поручения № 343006 и № 355275 о частичной выплате ФИО3 расчета 11.10.2021 в размере <данные изъяты>. (л.д. 91) и 13.10.2021 в размере <данные изъяты> (л.д. 92).
В то же время, в нарушение приведенных положений ст. 30.6 КоАП РФ, эти доказательства оценки суда не получили и решение суда не содержит мотивов, по которым приведенные доказательства признаны недопустимыми, либо содержащиеся в них сведения расценены как недостоверные. Решение суда помимо ссылки на отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, не содержит мотивированных выводов о том, по каким основаниям эти доказательства были отвергнуты и аргументации отсутствия достаточности доказательств для разрешения дела.
Указание суда на принятие ФКУ ИК-28 всех возможных зависящих от него мер для своевременного исполнения требований законодательства какими либо фактическими данными не подтверждено. Ни одного доказательства принятия таких мер материалы дела не содержат, а копии писем ФСИН России «О порядке доведения бюджетных данных на 2021» о формах для заявления о дополнительной потребности, рапорт бухгалтера и копия документа, озаглавленного «Приложение», не отвечающего требованиям, предъявляемым к доказательствам, не содержащего конкретизированной и доступной информации, к таким доказательствам не относятся.
При таких обстоятельствах, надлежащее исследование доказательств и их оценка судом первой инстанции не произведена, что свидетельствует о допущенных судом нарушениях требований ст. 26.11 КоАП РФ, регламентирующей правила оценки доказательств и положений ст. 29.10, ст.30.6 КоАП РФ, обязывающей мотивировать решение по делу. Такое разрешение жалоб на постановление (решение) по делу об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные судом нарушения при рассмотрении дела, суд 2-ой инстанции расценивает как существенные, поскольку они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 января 2022 года в отношении ФКУ ИК-28 не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек, изложенное в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения суда и возвращение дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 28 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Абаканский городской суд Республики Хакасия.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай