Председательствующий: Лоцкий Ю.Н.
Дело № 7р-67/2017
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Киселёвой О.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Коноваловой М.Н. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 января 2017 года, которым оставлено без изменения постановление начальника государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Хакасия Федерального агентства по рыболовству Енисейского территориального управления от 24 октября 2016 года, о привлечении к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ,
юридического лица - Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия», юридический адрес: <данные изъяты>
Огласив жалобу, заслушав защитника Коновалову М.Н., поддержавшую жалобу, исследовав материалы дела Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Хакасия Федерального агентства по рыболовству Енисейского территориального управления от 24 октября 2016 года Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» (далее – Учреждение, ГКУ РХ «Хакасавтодор») привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 января 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, защитник Коновалова М.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что дело рассмотрено необъективно, обстоятельства, на основании которых вынесено постановление не доказаны и дело подлежало прекращению. Ссылается на принятие юридическим лицом всех мер для соблюдения природоохранного законодательства: выполнение условия согласования о выполнении работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам. Указывает, что причиной не выполнения работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам, является: зависимость выполнения ГКУ РХ «Хакасавтодор» компенсационных мероприятий от сроков установленных Росрыболовством, без учета бюджетного законодательства и закона о закупках; количество согласований Росрыболовством заявок на выполнение данных работ, в ходе которых органом исполнительной власти в области рыболовства допускались ошибки, формальный подход и затягивание сроков рассмотрения заявок. В связи с чем, ссылаясь на положения ст.1.5 КоАП РФ, полагает, что имеются неустранимые сомнения в виновности ГКУ РХ «Хакасавтодор» в совершении правонарушения, и в деянии Учреждения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия, не находит оснований для отмены состоявшего судебного решения.
В силу ст. 8.33 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
Согласно частям 1 и 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п.п. 2, 4, 5, 6, 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных Постановлением: Правительства РФ от 29.04.2013г. № 380, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические лица обеспечивают оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания. При установлении прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические лица предусматривают в проектной документации осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, а также непосредственно при строительстве обеспечивают выполнение последних.
Выводы суда первой инстанции о несоблюдении Учреждением приведенных правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов подтверждены достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 11 декабря 2012 года в связи с планируемой ДД.ММ.ГГГГ. реконструкцией автомобильной дороги <данные изъяты> и предполагаемым негативным воздействием планируемой деятельности на водные биологические ресурсы, ГКУ РХ «Хакасавтодор» произведено согласование проектной документации с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Согласно оценке негативного воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, ущерб рыбным запасам в результате работ по реконструкции автодороги, складывающийся из потери ихтиомассы в результате гибели зообентоса непосредственно на площади работ в русле ручьев Каменный, ФИО1, ФИО2, а также от сокращения естественного стока при деформации поверхности водосбора, составляет в натуральном выражении 95181 кг. Для возмещения ущерба в объеме 95181 кг. потребуется вырастить 63500 шт. молоди хариуса.
Выданным Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству согласованием № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено осуществление ГКУ РХ «Хакасавтодор» следующих компенсационных мероприятий и мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания:
- компенсация вреда, наносимого водным биологическим ресурсам - <данные изъяты> путем проведения работ по искусственному воспроизводству путем выпуска 63500 шт. молоди хариуса,
- выполнение водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом,
- обваловка рабочих площадок,
- соблюдение требований о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, предусмотренных ст. 65 Водного кодекса РФ.
В соответствии с поданной заявкой и договором на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РХ «Хакасавтодор» обязался в срок до 15.07.2013 г. осуществить выпуск молоди хариуса в количестве 63454 шт. в бассейн реки Енисей в качестве восстановительного мероприятия для возмещения ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания при проведении работ по реконструкции автомобильной дороги <данные изъяты>
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РХ «Хакасавтодор» произведено согласование проектной документации по реконструкции автомобильной дороги подъезд к <данные изъяты>, предусматривающей строительство моста через реку Уйбат, являющуюся водным объектом первой категории рыбохозяйственного значения, и разбор существующего моста.
Согласно проектной документации, содержащей оценку негативного воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания, ущерб рыбным запасам в результате работ по реконструкции автомобильной дороги, складывающийся из потери ихтиомассы в результате гибели зообентоса непосредственно на площади работ в русле и пойме реки, гибели зоопланктона в связи с распространением зоны повышенной мутности воды и сокращения естественного стока при деформации поверхности водосбора, составляет в натуральном выражении 43151 кг. Для возмещения вреда в объеме 43151 кг. Потребуется выпуск в Енисейский рыбохозяйственный район Западно - Сибирский бассейн выбор либо 4109 шт. молоди ленка, либо 28767 шт. молоди хариуса.
Согласно решению о согласовании данного проекта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласование произведено при выполнении ГКУ РХ «Хакасавтодор» следующих условий:
- компенсировать вред, наносимый водным биоресурсам и среде их обитания путем проведения работ по воспроизводству водных биоресурсов (выпуск на выбор либо 4109 шт. молоди ленка, либо 28767 шт. молоди хариуса в Енисейский рыбохозяйственный район Западно-Сибирский бассейн),
- предусмотреть мероприятия по защите водного объекта от попадания мусора в русло реки при проведении ремонтных работ,
- выполнить водоохранные мероприятия, предусмотренные проектом,
- соблюдать требования о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, предусмотренные ст. 65 Водного кодекса РФ.
Из письма директора ГКУ РХ «Хакасавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в установленный срок исполнить условия согласования в части проведения работ по искусственному воспроизводству биологического ресурса путем выпуска молоди хариуса в водные объекты рыбохозяйственного значения, не были исполнены. Повторно ДД.ММ.ГГГГ направленная заявка оставлена без рассмотрения в связи с пропуском срока.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РХ «Хакасавтодор» в Федеральное агентство по рыболовству поданы заявки на осуществление мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания в связи с проводимой реконструкцией автомобильной дороги <данные изъяты> (повторная), реконструкцией автомобильной дороги подъезд к <данные изъяты> с целью включения их в ежегодный план проведения мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на 2014 г.
Между тем, ввиду несоответствия заявок требованиям, предъявляемым к их форме, утвержденной приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ№, данные заявки оставлены без рассмотрения.
Указанные обстоятельства подтверждаются согласованием на проект документации на реконструкцию автомобильной <данные изъяты> (л.д.23-25); решением о согласовании проекта <данные изъяты> (л.д.30-31); договором №ИВ-Хакасавтодор-№ на искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ГКУ РХ «Хакасавтодор» приняло на себя обязательство по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов и сдать их Заказчику путем осуществления выпуска молоди водного биологического ресурса в водные объекты рыбохозяйственного значения в объеме 63 454 штуки, в срок до 15.07.2013 (л.д.32-36); протоколом об административном правонарушении № 054717 от 19.10.2016, согласно которому, после завершения строительства объекта в 2014 году, реконструкции автомобильной дороги <данные изъяты> указанного объекта капитального строительства Исполнитель (ГКУ РХ «Хакасавтодор») не выполнило условия согласований № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Енисейского территориального управления о выполнении работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба наносимого водным биологическим ресурсам (л.д.41); актом проверки № 77\08 от 14.10.2016, содержащим сведения о нарушениях ГКУ РХ «Хакасавтодор» требований природоохранного законодательства, а именно, после завершения в 2014 г. строительства объекта <данные изъяты>», не выполнены условия согласования № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам, а также на сданном в эксплуатацию в 2015 году объекте капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги подъезд к <данные изъяты>», не выполнены условия согласования № от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам, чем нарушены положения н. 13 «Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.58 № 1045, п. 7 «Постановление Правительства РФ №380 от 29.04.2013 г. «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», ст. 50, ст. 53 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания», ст. 77 Федерального закона от 10,01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (л.д.44-47).
Допустимость указанных доказательств сомнений не вызвала. Из материалов дела следует, что доказательства получены в ходе плановой документарной и выездной проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Енисейского территориального отдела Росрыболовства № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы стороны защиты о принятии юридическим лицом всех мер по выполнению условий согласования о выполнении работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам и ссылки на объективные причины не выполнения работ, поскольку эти работы зависят от установленных без учета бюджетного законодательства и закона о закупках сроков; на количество согласований Росрыболовством заявок на выполнение данных работ, в ходе которых органом исполнительной власти в области рыболовства допускались ошибки и затягивание сроков рассмотрения заявок, не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции о виновности юридического лица в несоблюдении правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов. Из материалов дела следует, что согласования, условиями которых являлось выполнении работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам, получены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, строительство объекта «<данные изъяты> сдан в эксплуатацию в 2015 году, однако на момент проведения проверки 14.10.2016 года условия о выполнении работ по искусственному воспроизводству в счет компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам, не выполнены. С учетом длительности времени в течение которого указанные работы не проводились, сомнений в виновности юридического лица в совершении указанного административного правонарушения, не имеется.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к верным выводам о том, административный орган, имел доказательства и достаточные данные для установления вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ. Выводы суда мотивированны, вопреки доводам жалобы, каких- либо сомнений в обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности не имеется.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, в ходе производства по делу не допущено.
Рассмотрение дела об административном правонарушении произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства. Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия
РЕШИЛ:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 января 2017 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» оставить без изменения, жалобу защитника Коноваловой М.Н. – без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай