ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-690/2021 от 12.08.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда – Попова Ю.А. Дело № 7р – 690/2021

Р Е Ш Е Н И Е

12 августа 2021 года <...>

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании протест Норильского транспортного прокурора Романова Р.А. на решение судьи Хатангского районного суда Красноярского края от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Хатангский морской торговый порт» (далее – АО «Хатангский морской торговый порт»),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора № 04-003/2021 от 29 января 2021 года АО «Хатангский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Решением судьи Хатангского районного суда Красноярского края от 08 июня 2021 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В протесте, поданном в краевой суд в порядке ст. 30.10 КоАП РФ, Норильский транспортный прокурор Романов Р.А. просит судебное решение отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение, поскольку, принимая решение о возбуждении дела об административном правонарушении, в декабре 2020 года прокурором фактически проверочные мероприятия, в том числе с выходом на место не проводились, информация у АО «Хатангский морской торговый порт» либо иных организаций и предприятий не истребовалась, должностные лица прокурором не опрашивались, каких-либо иных действий, свидетельствующих о производстве проверочных мероприятий в отношении акционерного общества не совершалось; действия прокурора соответствовали положениям ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», согласно которым документы, материалы и иные сведения могут быть затребованы прокурором без проведения проверок, в рамках текущей надзорной деятельности; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Хатангский морской торговый порт» вынесено в декабре 2020 года в пределах предоставленных прокурору полномочий.

Проверив материалы дела, выслушав посредством видео-конференц-связи из Норильского городского суда Красноярского края заместителя Норильского транспортного прокурора Богданова Д.С., поддержавшего изложенные в протесте доводы, нахожу решение судьи не подлежащим отмене.

Согласно постановлению государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора № 04-003/2021 от 29 января 2021 года, АО «Хатангский морской торговый порт» допустило нарушение требований Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", выразившееся в осуществлении хозяйственной деятельности по перевалке грузов в морском порту Хатанга в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Производство по делу об административном правонарушении прекращено судом в связи с тем, что проверка в отношении АО «Хатангский морской торговый порт» проведена прокурором с существенным нарушением установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» требований к организации и проведению проверок, без принятия решения о проведении проверки и соответствующего уведомления.

Доводы протеста о том, что проверочных мероприятий в отношении акционерного общества не совершалось, правонарушение выявлено в рамках текущей надзорной деятельности, безосновательны.

В требовании о предоставлении информации и документов от 22 сентября 2020 года, направленном и.о. Норильского транспортного прокурора Богдановым Д.С. генеральному директору АО «Хатангский морской торговый порт», указано, что Норильской транспортной прокуратурой в отношении АО «Хатангский морской торговый порт» проводится проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего безопасную эксплуатацию водного и морского транспорта, а также при эксплуатации портовых гидротехнических сооружений. Юридическому лицу предложено представить положительное заключение государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих хозяйственную деятельность по перевалке грузов в морском порту Хатанга, либо причины, по которым такое заключение отсутствует (т. 1 л.д. 101-102).

В представлении и.о. Норильского транспортного прокурора Богданова Д.С. от 07 октября 2020 года отражено, что нарушения закона в деятельности АО «Хатангский морской торговый порт» выявлены проверкой, в ходе которой проводился осмотр причальных сооружений, а также были исследованы документы (том 1 л.д. 106-113).

Таким образом, судьей обоснованно признано, что вменяемое нарушение АО «Хатангский морской торговый порт» требований законодательства об экологической экспертизе было выявлено в ходе проверки, проведенной сотрудниками прокуратуры.

Между тем, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" о проведении проверки прокурором или его заместителем принимается решение, которое доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Однако по настоящему делу указанные требования закона не выполнены.

В представленных в районный суд материалах решение о проведении проверки в отношении АО «Хатангский морской торговый порт» отсутствовало и по требованию суда представлено не было.

Об обоснованности сделанных судом в решении выводов свидетельствует и приложенное к поданному в краевой суд протесту решение Норильского транспортного прокурора Романова Р.А. о проведении проверки в отношении АО «Хатангский морской торговый порт» от 24 августа 2020 года № 21/1. Предметом проверки, согласно данному решению, являлось, в том числе, и исполнение юридическим лицом требований природоохранного законодательства.

В то же время, наличие данного решения не дает оснований признать правомерным вынесение постановления о привлечении АО «Хатангский морской торговый порт» к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

В решении прокурора о проведении проверки в отношении АО «Хатангский морской торговый порт» от 24 августа 2020 года № 21/1 срок проверки установлен с 25.08.2020 г. по 25.09.2020 г. Решение о продлении срока проверки не выносилось.

При этом датой выявления правонарушения в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 декабря 2020 года прокурором указано 29 сентября 2020 года.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Положенные в основу обвинения АО «Хатангский морской торговый порт» доказательства получены по истечении срока проведения проверки, установленного решением прокурора № 21/1 от 24 августа 2020 года, в связи с чем не могут быть использованы.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, поскольку при проведении проверки прокурором допущены существенные нарушения требований закона, влекущие недопустимость использования полученных в ходе такой проверки доказательств, принятое судьей решение о прекращении производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ отмене не подлежит.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Хатангского районного суда Красноярского края от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Хатангский морской торговый порт» оставить без изменения, а протест Норильского транспортного прокурора Романова Р.А. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда С.И. Лазовский