ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-698 от 30.06.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-698

РЕШЕНИЕ

30 июня 2020 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Цуревской С.В. на решение судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 5 июня 2020 года,

установил:

постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 13 марта 2020 года администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 5 июня 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

Защитник юридического лица Цуревская С.В. в жалобе просит отменить решение судьи, считая его незаконным.

В областном суде защитник Осипова Т.В. доводы жалобы поддержала.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, решением Няндомского районного суда Архангельской области от 22 июля 2013 года на администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» возложена обязанность:

- провести лесоустройство в срок до 1 октября 2015 года;

- предоставить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципальному образованию «Няндомское», на которых находятся леса, относящиеся к категории земель лесного фонда в срок до 1 октября 2015 года;

- разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса в срок до 1 октября 2015 года;

- организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в срок до 1 октября 2015 года.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законом – частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение Няндомского районного суда Архангельской области от 22 июля 2013 года вступило в законную силу 23 августа 2013 года.

Администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район» обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы и неукоснительно исполнить вступившее в законную силу судебное решение.

С целью принудительного исполнения указанного решения в части, возложенной на Администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» обязанности разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса в срок до 1 октября 2015 года, Няндомский районный суд направил исполнительный лист № 051748460 на исполнение в отдел судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на основании которого отделом судебных приставов 2 сентября 2013 года возбуждено исполнительное производство № 13372/13/39/29.

Статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно частям 1, 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 июня 2019 года в отношении администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлен новый срок для исполнения решения суда до 24 декабря 2019 года.

Администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район» не исполнила в установленный судебным приставом-исполнителем срок содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера, и данный факт в жалобе не оспаривается.

Таким образом, администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район» совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.Следовательно, необходимое условие для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, а именно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора, по делу имеется.

В соответствии со статьей 429 ГПК РФ по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению.

Таким образом, вопреки доводам жалобы возбуждение нескольких исполнительных производств на основании исполнительных листов, выданных на основании одного решения от 22 июля 2013 года, направлено на исполнение судебного акта в установленные законом сроки.

Данных о том, что администрация привлечена к ответственности за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя по иным исполнительным документам, выданным в рамках указанного решения суда в деле нет и защитником не представлено.

Материалами дела не подтвержден факт принятия администрацией муниципального образования «Няндомский муниципальный район» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.

Выполнение отдельных действий направленных на исполнение решения суда, указанных в жалобе, не освобождают администрацию муниципального образования от ответственности в случае совершения действий, которые не привели к исполнению судебного решения в полном объеме.

При объективной невозможности выполнить действия, указанные в исполнительном листе, должник не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного решения, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу, использовать иные правовые способы для исполнения законного требования судебного пристава-исполнителя.

Представленные в областной суд сведения об обращении за отсрочкой исполнения решения суда не могут быть приняты во внимание, поскольку такое обращение направлено после 25 декабря 2019 года, т.е. после совершенного правонарушения.

Материалами дела не подтвержден факт принятия администрацией муниципального образования «Няндомский муниципальный район» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении составлен правильно в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения о юридическом лице исследованы полно, процедура оформления протокола соблюдена.

Исходя из положений части 1 статьи 2.1 КоАП РФ отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ (наличие вины в форме умысла или неосторожности), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Совершенное администрацией муниципального образования «Няндомский муниципальный район» административное правонарушение посягает на институт судебной власти и в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было. Обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, судьей выяснены всесторонне, полно и объективно.

Решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Няндомского районного суда Архангельской области от 5 июня 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Цуревской С.В. - без удовлетворения.

Судья А.С. Харлов