ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-69/19 от 07.02.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда – Давыденко Д.В. Дело № 7р – 69/2019

Р Е Ш Е Н И Е

07 февраля 2019 года <...>

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Резановой И.О. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово № 13260 от 28 июня 2018 года и решение судьи Шарыповского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово № 13260 от 28 июня 2018 года директор общества с ограниченной ответственностью «Мусоросортировочный комплекс Юго-Запад» (далее – ООО «МСК Юго-Запад») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение установленного порядка ценообразования.

Решением судьи Шарыповского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2018 года данное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, защитник ФИО1 – Резанова И.О. просит постановление и судебное решение отменить, поскольку до 01 января 2018 года услуги по обработке отходов не подлежали регулированию РЭК, а с 01 января 2018 года ООО «МСК Юго-Запад» услуги по обработке твердых коммунальных отходов контрагентам не предъявлялись.

Проверив материалы дела, выслушав защитника ФИО1 – Комарову Е.А., поддержавшую изложенные в жалобе доводы, нахожу, что постановление и решение судьи отмене не подлежат.

Согласно постановлению начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово № 13260 от 28 июня 2018 года, тарифы на оказываемые ООО «МСК Юго-Запад» услуги по обработке и размещению отходов в установленном порядке не утверждались, для установления тарифов общество в уполномоченные органы не обращалось. При этом в нарушение пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" директор ООО «МСК Юго-Запад» ФИО1 в период с 01 декабря 2017 года по 01 марта 2018 года предъявлял к оплате за оказываемые обществом услуги по обработке твердых коммунальных отходов и получал от заказчиков плату за такие услуги по тарифам, не установленным в предусмотренном законом порядке. Расчет платы за оказываемые услуги осуществлялся обществом исходя из тарифов, определяемых соглашением сторон.

Фактические обстоятельства дела установлены правильно. Вина директора ООО «МСК Юго-Запад» ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных в деле и изложенных в постановлении, решении доказательств.

Утверждение защитников ФИО1 о том, что с 01 января 2018 года ООО «МСК Юго-Запад» услуги по обработке твердых коммунальных отходов контрагентам не предъявлялись, опровергается представленными материалами: копиями договоров об оказании услуг по приему и обработке твердых коммунальных отходов, заключенных ООО «МСК Юго-Запад» с ООО «Предприятие Жилищно-Коммунального Хозяйства» и с ООО «Дубининское ремонтно-эксплуатационное управление»; аналогичным договором с ОАО «Специализированное автотранспортное предприятие», заключенным 01 января 2018 года; копией муниципального контракта ООО «МСК Юго-Запад» с администрацией Шарыповского района Красноярского края об оказании услуг по приему и обработке твердых коммунальных отходов; платежными поручениями о произведенной оплате за прием и обработку ООО «МСК Юго-Запад» твердых коммунальных отходов; корешками (отрывными частями) талонов передачи отходов на площадку для приема и обработки твердых коммунальных отходов; справкой прокурора о результатах проверки; объяснением ФИО1 от 29.03.2018 г. о том, что ООО «МСК Юго-Запад» оказываются услуги по обработке твердых коммунальных отходов.

Доводы жалобы о том, что до 01 января 2018 года услуги по обработке отходов не подлежали регулированию РЭК, несостоятельны. В обоснование данного утверждения защитниками ФИО1 указывается на то, что до 01 января 2018 года деятельность ООО «МСК Юго-Запад», которое не являлось ни региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, ни оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, регулировалась Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Частью 7 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2015 г.) было предусмотрено, что до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Далее, согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 7 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ внесены изменения, указано, что тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", применяются до 1 января 2018 года.

Между тем, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

ООО «МСК Юго-Запад» осуществляло ряд из вышеуказанных видов деятельности, в связи с чем может считаться оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", действовавший до 01 января 2018 года, устанавливал основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом подлежали регулированию: тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.Тарифы на обработку отходов, под которой понимается предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не регулировались.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определялись Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.8 данного Федерального закона обработка твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами. В силу пункта 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулированию подлежит и тариф на обработку твердых коммунальных отходов.

В Постановлении Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", которым определен порядок установления предельных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, также указано, что тариф на обработку твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам тарифов. Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Правилами регулирования тарифов и иными нормативными правовыми актами в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 1.1 действовавшего до 03.07.2018 г. Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 N 216-п, предусматривалось, что Региональная энергетическая комиссия Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет: 1) нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в областях (сферах) электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, государственного регулирования снабженческо-сбытовых надбавок к ценам на уголь, розничных цен на сжиженный газ, цен (тарифов) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части государственного регулирования тарифов, а также в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края); 2) государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области (сфере) электроэнергетики и теплоснабжения, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, нет оснований считать, что до 01 января 2018 года тариф на обработку твердых коммунальных отходов являлся не регулируемым.

ФИО1, будучи директором ООО «МСК Юго-Запад», с 28 декабря 2017 года по 01 марта 2018 года предъявлял к оплате за оказываемые обществом услуги по обработке твердых коммунальных отходов и получал от заказчиков плату за такие услуги по тарифам, не установленным в предусмотренном законом порядке, в связи с чем его действия верно квалифицированы по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение установленного порядка ценообразования.

Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Между тем, вынесенные по делу постановление и судебное решение следует изменить.

Как следует из приказа (т.2 л.д.3) ФИО1 вступил в должность директора ООО «МСК Юго-Запад» с 28 декабря 2017 года, следовательно, он не может нести ответственность как должностное лицо ООО «МСК Юго-Запад» за действия, совершенные до момента вступления в должность директора.

При таких обстоятельствах, указание в постановлении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово № 13260 от 28 июня 2018 года и решении судьи Шарыповского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2018 года о признании ФИО1 виновным в том, что с 01 декабря 2017 года до 27 декабря 2017 года он предъявлял к оплате за оказываемые обществом услуги по обработке твердых коммунальных отходов и получал от заказчиков плату за такие услуги по тарифам, не установленным в предусмотренном законом порядке, нельзя признать обоснованным, оно подлежит исключению из постановления и решения.

Однако, поскольку наказание ФИО1 назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в минимальном размере, оно является справедливым и снижению не подлежит.

В силу изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово № 13260 от 28 июня 2018 года и решение судьи Шарыповского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 изменить:

исключить из постановления и судебного решения указание о признании ФИО1 виновным в том, что с 01 декабря 2017 года до 27 декабря 2017 года он предъявлял к оплате за оказываемые обществом услуги по обработке твердых коммунальных отходов и получал от заказчиков плату за такие услуги по тарифам, не установленным в предусмотренном законом порядке.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения, а жалобу защитника Резановой И.О. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда С.И. Лазовский