Судья федерального суда – Сидоренко А.В. Дело № 7р – 740/2021
Р Е Ш Е Н И Е
26 августа 2021 года <...>
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ООО «СТ-ТБО» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды № РТ-ТР-006/5 от 27 февраля 2020 года и решение судьи Советского районного суда г. Красноярска от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (далее – ООО «СТ-ТБО»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды № РТ-ТР-006/5 от 27 февраля 2020 года ООО «СТ-ТБО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде предупреждения за неисполнение обязанности по составлению паспортов отходов IV класса опасности.
Решением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 19 февраля 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в краевой суд в порядке ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, генеральный директор ООО «СТ-ТБО» ФИО1 просит состоявшиеся по делу постановление и решение отменить, поскольку суд руководствовался нормативным актом, отмененным на момент принятия решения, постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-V классов опасности» признано утратившим силу с 01 января 2021 года; проверка проведена с грубым нарушением Федерального закона № 294-ФЗ, по адресу подразделения ООО «СТ-ТБО» в городе Кызыле, не указанному в ежегодном плане проведения проверок юридических лиц; представленные по итогу проверки документы содержат противоречивые сведения в отношении начала и окончания проверки, из которых невозможно определить фактическое время ее проведения, срок проверки превысил установленные для микропредприятия 15 часов; в план проверки не включено соблюдение юридическим лицом требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления; в решении суда оценка доводам жалобы не дана; нарушены сроки направления решения.
Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела участники процесса в краевой суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем в силу п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ признано возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив изложенные в жалобе доводы, нахожу, что постановление и решение судьи отмене не подлежат.
Имеющие значение обстоятельства установлены правильно. Вина ООО «СТ-ТБО» в совершении административного правонарушения подтверждается собранными в деле доказательствами.
Частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок на момент выявления нарушения был установлен постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-V классов опасности». В пунктах 3 и 4 порядка указано, что паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
То обстоятельство, что постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 № 712 признано утратившим силу с 01 января 2021 года, не может повлечь отмену судебного решения, поскольку действующий с 01 января 2021 года приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности" устанавливает аналогичные требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" в качестве отходов 4 класса опасности в каталог включены: под кодом 4 92 111 11 72 4 «отходы мебели деревянной офисной», под кодом 4 81 203 02 52 4 «картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные»
Согласно постановлению, в ходе проведения плановой документарной и выездной проверки, проведенной с 27.01.2020 г. по 04.02.2020 г., выявлено, что ООО «СТ-ТБО», расположенное по адресу: <адрес><адрес> (адрес регистрации юридического лица: <адрес>, <адрес>), допустило нарушение требований Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 и ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», выразившееся в неисполнении обязанности по составлению паспортов отходов IV класса опасности (отходы мебели деревянной офисной, картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные), образующихся в результате деятельности юридического лица.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются справкой генерального директора ООО «СТ-ТБО» ФИО1 от 27.01.2020 г., актом проверки Росприроднадзора от 04.02.2020 г., протоколом об административном правонарушении от 19.02.2020 г., а также иными доказательствами. Факт неисполнения юридическим лицом обязанности по составлению паспортов отходов IV класса опасности в жалобе не оспаривается.
Таким образом, ООО «СТ-ТБО» не соблюдены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, юридическое лицо обоснованно признано виновным в неисполнении обязанности по составлению паспортов отходов IV класса опасности.
Доводы о проведении проверки с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) тщательно проверялись судом, в решении они изложены, проанализированы, оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
Плановая проверка проведена с 27.01.2020 г. по 04.02.2020 г. в отношении ООО «СТ-ТБО» в соответствии с согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводным планом проверок, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В данном плане обозначены: вид государственного контроля - федеральный государственный экологический надзор; цели, задачи, предмет КНМ - лицензионный контроль.
В силу части 7 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «СТ-ТБО» является сбор неопасных отходов. Обществу выдана лицензия от 01.02.2018 г. № (24)5155-Т на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Требования к юридическим лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При таких обстоятельствах, проведение проверки соблюдения ООО «СТ-ТБО» законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления не противоречит целям, указанным в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок.
Ссылка в жалобе на то, что проверка подразделения ООО «СТ-ТБО» в городе Кызыле не предусмотрена ежегодным планом проведения проверок, не может быть принята во внимание.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Местом государственной регистрации ООО «СТ-ТБО» является <адрес>, <адрес>. Данный адрес, как предписано законом, и указан в качестве места нахождения юридического лица в плане проверки.
В <адрес><адрес> филиала, представительства, обособленного структурного подразделения, согласно материалам дела, у ООО «СТ-ТБО» нет, в связи с этим данное место и не отражалось в плане проведения проверок. О том, что проверка будет проводиться по месту фактического осуществления деятельности ООО «СТ-ТБО» в <адрес> указано в распоряжении о проведении проверки № р/п от <дата> и уведомлении о проведении проверки № РТ-ТР-006 от <дата>, которые получены директором ООО «СТ-ТБО» ФИО1
Следовательно, неуказание фактического места проведения проверки в плане нарушением п. 1 ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ не является, проверка по адресу: <адрес><адрес> проведена правомерно, о чем ООО «СТ-ТБО» извещено надлежащим образом.
Утверждение в жалобе о нарушении административным органом сроков проведения проверки опровергается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Из акта проверки № РТ-ТР-006 от 04 февраля 2020 г. (т. 1, л.д. 163-169) следует, что продолжительность проверки составила 15 рабочих часов, что соответствует вышеуказанным нормативным требованиям.
Указанный акт подписан представителем ООО «СТ-ТБО» без замечаний, в возражениях на акт проверки (том 1, л.д. 120-127) директором ООО «СТ-ТБО» ФИО1 не указывалось, что проверка проводилась более 15 часов. В протоколе об административном правонарушении, составленном с участием защитника ООО «СТ-ТБО», упоминание о нарушении срока проведения проверки также отсутствует.
Таким образом, предусмотренная Федеральным законом N 294-ФЗ процедура проведения проверки административным органом соблюдена.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу не допущено.
Разбирательство проведено полно, всесторонне и объективно. Все представленные доказательства исследованы и правильно оценены. Постановление, решение отвечают требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, мотивированы, подтверждаются материалами дела.
Наказание в виде предупреждения назначено с учетом характера нарушения и является справедливым.
Направление ООО «СТ-ТБО» копии решения не в установленный частью 2 статьи 30.8 КоАП РФ срок не создало препятствия для его обжалования.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды № РТ-ТР-006/5 от 27 февраля 2020 года и решение судьи Советского районного суда г. Красноярска от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский