ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-76/20 от 16.09.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Кулешевская А.В.

Дело № 7р-76/2020

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Майнагашевой С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Дядичкиной М.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 марта 2020 года, которым оставлено без изменения постановление председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Госкомтарифэнерго Хакасии) от 18 февраля 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ директора филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – филиал ПАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго») ФИО1.

Огласив жалобу, заслушав защитника Дядичкину М.А., поддержавшую жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 марта 2020 года оставлено без изменения постановление председателя Госкомтарифэнерго Хакасии от 18 февраля 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ директора филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго» ФИО1 с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с решением суда, защитник Дядичкина М.А. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Приводя обстоятельства дела, указывает на отсутствии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ, так как указанной нормой предусмотрена ответственность за непредставление сведений, если обязательность их представления предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов. Приводя положения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2014 N 307-КГ14-5116 по делу N А05-3148/2014, п. 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17, полагает, что у филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго» отсутствует обязанность предоставлять запрашиваемые Госкомтарифэнерго Хакасии сведения. Ссылаясь на указание Госкомтарифэнерго Хакасии в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу на п. 30.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, настаивает на том, что Госкомтарифэнерго Хакасии необоснованно были запрошены сведения о максимальной загрузке подстанции 110 кВ Райково за ноябрь-декабрь 2019 года, поскольку данной нормой предусмотрено направление уведомления в случае недостаточности документов для расчета платы.

В письменных возражениях представитель административного органа ФИО2 считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. По смыслу указанной нормы по объему и пределам судебного разбирательства порядок пересмотра постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения к административной ответственности, в ходе которой судом проверяется и правовая и фактическая сторона дела. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, которые, согласно ст. 26.1 КоАП РФ, входят в предмет доказывания по любому делу об административном правонарушении, в том числе: наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, что предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного деяния.

При рассмотрении данного дела суд не принял во внимание вышеприведенные требования закона.

В силу ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Как следует из материалов дела, объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого директор филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго» ФИО1 привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, являлось невыполнение требования органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) – Госкомэнерго Хакасии, о предоставлении документально подтвержденной информации в срок до 16.01.2020 о максимальной загрузке подстанции 110 кВ Райково за период ноябрь-декабрь 2019 года, в нарушение требований п. 30.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Рассматривая жалобу на указанное постановление, суд первой инстанции, исследовав в судебном заседании предоставленные доказательства, сделал вывод о законности и обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.

Между тем, приведенные в постановлении о привлечении к административной ответственности фактические обстоятельства дела материалами дела не подтверждаются и, обосновывая свои выводы, суд первой инстанции не учел следующее.

Из материалов дела следует, что 10.08.2018 общество обратилось в Министерство экономического развития Республики Хакасия с заявлением №1.7/1.7/7138-исх. об установлении размера платы за технологическое присоединение отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, объектов по производству электрической энергии, по индивидуальному проекту: ПС 35/10 кВ «Майрыхская», располагающегося по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, кадастровый номер земельного участка 19:04:000000:438, к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго». К заявлению обществом были приложены ряд документов и по запросу Министерства 23.08.2018 дополнительные документы. 24.09.2018 министерством издан приказ №4-П «Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» энергопринимающих устройств ООО «УК «Разрез Майрыхский», однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.05.2019 по делу №74-17617/2018 приказ признан недействительным, суд обязал Министерство экономического развития Республики Хакасия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путём повторного рассмотрения заявления ПАО «МРСК «Сибири» от 10.08.2018 № 1.7/1.7/7138-исх.

В ходе этого рассмотрения Госкомтарифэнерго Хакасии запросил у филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго» 30.12.2019 информацию о представлении документально подтвержденной информации о максимальной загрузке подстанции 110 кВ Райково за период ноябрь-декабрь 2019 года в срок до 16.01.2020 (л.д. 41), однако филиал ПАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго» направил ответ о том, что у Госкомтарифэнерго Хакасии имеются все документы и необходимые сведения для установления размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, поскольку все документы филиалом ПАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго» были приложены к заявлению от 10.08.2018 об установлении размера платы за технологическое присоединение объекта ООО «УК «Разрез Майрыхский (л.д. 43-44).

Указанные обстоятельства были расценены как непредставление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Часть ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме, определенной указанным органом; осуществлять сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), об их применении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861). В соответствии с пунктом 30.1 Правил № 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 15 месяцев с даты заключения соглашения о порядке взаимодействия заявителя и сетевой организации в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по индивидуальному проекту (далее - соглашение о порядке взаимодействия), заключенного в соответствии с пунктом 30(1-2) настоящих Правил. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы: а) проект договора; б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети); в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором); г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту; д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Согласно п. 30.3 Правил № 861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.

Однако п. 30.3 Правил № 861 не предусматривает обязанность регулирующего органа произвольно запрашивать любые дополнительные сведения. Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что список материалов, прилагаемых к заявлению об установлении платы, является строго определенным и уполномоченный орган уведомляет сетевую организацию об отсутствии документов и сведений, необходимых только для расчета платы. Соответственно у сетевой организации возникает обязанность предоставить именно такие сведения.

Из материалов дела следует и не оспаривалось административным органом, что документы, предусмотренные п. 30.1 Правил № 861 необходимые для установления платы за технологическое присоединение в полном объеме были предоставлены юридическим лицом с заявлением от 10.08.2018. В то же время приведенный п. 30.3 Правил № 861 предусматривает запрос дополнительных материалов лишь при отсутствии документов и сведений необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Из материалов данного дела также следует, что нормативное обоснование обязанности представления юридическим лицом документов в письме Госкомтарифэнерго от 30.12.2019 года отсутствует. Соответственно ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не имеется указания на нормативные акты, в силу которых у юридического лица возникла обязанность предоставить истребуемые сведения, что, по мнению суда второй инстанции, не согласуется с положениями ст. 26.1 КоАП РФ, в силу которых установление события административного правонарушения, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность входит в предмет доказывания, относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Ссылки представителя административного органа на положения п. 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178), в силу которого в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса не свидетельствуют о безусловной обязанности представления таких материалов, поскольку во взаимосвязи с приведенными выше положениями Правил № 861 такая необходимость должна быть связана со сведениями необходимыми для расчета платы за технологическое присоединение, в ином случае отсутствие каких - либо документов не является непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении платы. Так, в данном случае в материалах дела сведений о наличии такой необходимости не имеется, а 17.02.2020 Госкомтарифэнерго Хакасии издан приказ №1-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» энергопринимающих устройств ООО «УК «Разрез Майрыхский» по индивидуальному проекту. Таким образом, поскольку плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту была утверждена комитетом в отсутствие запрашиваемых письмом от 30.12.2019 документов и сведений, следовательно, указанная информация не являлась необходимой информацией для надлежащего государственного регулирования тарифов при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

При таких обстоятельствах выводы административного органа и суда первой инстанции об обязательности предоставления запрашиваемых письмом от 30.12.2019 сведений для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждаются.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, а такое рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, в силу которых должностное лицо подлежит административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей и ст. 1.5 КоАП РФ, по общему правилу которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность поскольку материалы дела не содержат однозначных допустимых доказательств подтверждающих ненадлежащее исполнение ФИО1 обязанностей по предоставлению обязательных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), суд второй инстанции приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление председателя Госкомтарифэнерго Хакасии от 18 февраля 2020 года, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 марта 2020 года, вынесенные в отношении директора филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Хакасэнерго» ФИО1 по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 февраля 2020 года, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 марта 2020 года, вынесенные в отношении директора филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай