ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-820 от 24.09.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-820

Р Е Ш Е Н И Е

24 сентября 2015 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев административное дело по жалобе исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 на решение судьи Мирнинского городского суда Архангельской области от 26 августа 2015 года,

установил:

постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу директор муниципального предприятия муниципального образования «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» Карташкин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Решением судьи Мирнинского городского суда Архангельской области от 26 августа 2015 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Исполняющий обязанности начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 просит решение судьи отменить, считая его незаконным.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

Частью 1 статьи 15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

Согласно п.4.6 упомянутых Указаний платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу 0310004.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения 13 июля 2015 года уполномоченным должностным лицом межрайонной ИФНС России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу проверки в отношении муниципального предприятия муниципального образования «<данные изъяты>» установлено, что в нарушение п.4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У предприятие не вело кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента. Сумма выручки не оприходованной посредством ведения кассовой книги, составила 20697163,48 рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора муниципального предприятия Карташкина А.А. к административной ответственности по части 1 статьи 15.5 КоАП РФ.

Пересмотрев постановление должностного лица ИФНС, судья городского суда пришел к правильному выводу об отсутствии в действии Карташкина А.А. состава вмененного административного правонарушения.

Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных, в частности, на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

При этом в статье 2 названного Закона даны определения понятий "поставщик", "плательщик" и "платежный агент".

Так, платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Закона N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (части 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ).

Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 названного Закона его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом N 103-ФЗ.

При этом в силу статьи 1 Закона N 103-ФЗ принятие платежей от физических лиц не во всех случаях порождает статус платежного агента, деятельность которого, как следует из положений названного Закона, состоит исключительно в оказании услуги по приему денежных средств, направленных на исполнение уже возникших обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Данные подходы соответствуют правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, например, в постановлении от 16.07.2015 N307-АД15-504 по делу N А05-7432/2014, постановлении от 04.06.2015 N301-АД14-41 по делу N А29-7662/2013.

Как установлено судом, муниципальное предприятие муниципального образования «<данные изъяты>» на основании договора об оформлении железнодорожных проездных документов №фпкф-10-912 оказывало услуги по оформлению железнодорожных проездных документов индивидуальным пассажирам в вагоны поездов дальнего следования от имени перевозчика (ОАО «<данные изъяты>») по направлениям, приведенным в договоре.

Отношения, связанные с приемом муниципальным предприятием денежных средств от физических лиц, являлись следствием выдачи билета на специальном бланке, которым в силу статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации удостоверяется заключение договора перевозки пассажира и сдача пассажиром багажа. Бланки перевозочных документов перевозчика являются бланками строгой отчетности.

Согласно условиям указанного договора, для оформления и реализации железнодорожных проездных документов Организация обязуется содержать пункты продажи. Организация от имени Компании также обязуется осуществить деятельность по организационно-технологическому сопровождению оформления железнодорожных проездных документов в пунктах продажи Организация, а Организация - оплатить такое сопровождение.

Из смысла приведенного договора следует, что муниципальное предприятие муниципального образования «<данные изъяты>» осуществляет посредническую деятельность по продаже билетов, а также оказывает иные самостоятельные услуги.

Поскольку муниципальное предприятие муниципального образования «<данные изъяты>» как агент (субагент) оказывает иные услуги, результатом которых является заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты, должностные лица ИФНС ошибочно сочли его платежным агентом.

Деятельность по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, не регулируется Законом N 103-ФЗ, а следовательно, в отношении предприятия не действует предусмотренное п.4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У предписание вести отдельную кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента.

Следовательно, в действиях директора муниципального предприятия Карташкина А.А. отсутствует состав административного правонарушения.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушений процессуальных требований не допущено, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены, нормы материального права применены и истолкованы правильно. Судебное решение надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям ст.ст. 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Мирнинского городского суда Архангельской области от 26 августа 2015 года оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья А.С. Харлов