ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-841 от 24.10.2023 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-841

Р Е Ш Е Н И Е

24 октября 2023 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Буряк Ю.В., рассмотрев жалобу руководителя ООО «Т...» Г. на постановление государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Архангельской области Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К. от 6 апреля 2023 года и решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13 сентября 2023 года,

у с т а н о в и л :

постановлением государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Архангельской области Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Северное МУГАДН) К. от 6 апреля 2023 года общество с ограниченной ответственностью «Т...» (далее – ООО «Т...», Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13 сентября 2023 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Руководитель ООО «Т...» Г. в жалобе просит отменить состоявшиеся акты, считая их незаконными.

Представитель ООО «Т...» ФИО1 в судебном заседании просил отменить состоявшиеся решения по доводам, изложенным в жалобе. Также приводил доводы, которые изложены в жалобе на постановление и в суде первой инстанции.

Проверив дело, выслушав представителя ФИО1, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Частью 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, 9 февраля 2023 года в 11 час. 40 мин. в районе ... км ФАД М-8 «...» юридическое лицо – ООО «Т...», используя комбинацию транспортных средств в составе транспортного средства СКАНИЯ P440CA6X4HSZ, государственный регистрационный знак , и полуприцепа-цистерны, государственный регистрационный знак , под управлением водителя Д., осуществляло перевозку опасного груза (UN1202, топливо дизельное, 3, III, (D/E), вещество опасное для окружающей среды) с несоблюдением условий перевозки опасного груза: в легкодоступном месте отсутствовал огнетушитель, пригодный для тушения пожара в отсеке двигателя или кабине, минимальной емкостью 2 кг.

Кроме того, 9 февраля 2023 года в 11 час. 40 мин. в районе ... км ФАД М-8 «...» юридическое лицо – ООО «Т...», используя комбинацию транспортных средств в составе транспортного средства СКАНИЯ P440CA6X4HSZ, государственный регистрационный знак , и полуприцепа-цистерны, государственный регистрационный знак , под управлением Д., осуществляло перевозку опасного груза (UN1202, топливо дизельное, 3, III, (D/E), вещество опасное для окружающей среды), не выполнив требования постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации».

В силу п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года № 2200, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

В соответствии с подп. «g» п. 1.4.2.2.1, п. 1.4.2.2.3 раздела 1.4 ДОПОГ перевозчик опасных грузов обязан удостовериться в том, что оборудование, предписанное в письменных инструкциях для водителя, находится на транспортном средстве; в случае, если перевозчик обнаруживает какое-либо нарушение требований ДОПОГ, он не должен отправлять груз до тех пор, пока это нарушение не будет устранено.

Согласно п. 8.1.4.1 ДОПОГ к транспортным единицам, перевозящим опасные грузы, за исключением тех, которые упомянуты в п. 8.1.4.2 применяются следующие положения:

a) на каждой транспортной единице должен находиться по крайней мере один переносной огнетушитель для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная емкость которых составляет 2 кг сухого порошка и который пригоден для тушения пожара в двигателе или кабине транспортного средства;

b) требуется следующее дополнительное оборудование:

i) на транспортных единицах максимально допустимой массой более 7,5 т – один или более переносных огнетушителя для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная совокупная емкость которых составляет 12 кг сухого порошка и по крайне мере один из которых имеет минимальную емкость 6 кг.

В соответствии с п. 8.1.4.5 ДОПОГ/ADR, огнетушители должны устанавливаться на транспортных единицах таким образом, чтобы они в любое время были легко доступны для экипажа транспортного средства.

Свод Правил 9.13130.2009 «Техника пожарной безопасности, огнетушители, требования эксплуатации», разработанные в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и утвержденные приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 179, предусматривают (Приложение В), что автотранспортные средства (далее - АТС) для перевозки опасных грузов или с допустимой максимальной массой более 7,5 т оснащаются двумя порошковыми, газовыми или с зарядом на водной основе огнетушителями, каждый из которых должен обеспечивать тушение модельных очагов пожара не менее 2А и 70В. При этом один должен находиться на шасси, а другой – на цистерне или в кузове с грузом. В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове. На всех автомобилях огнетушители должны располагаться в кабине, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым затруднен (багажнике, кузове и других местах). Огнетушители, размещаемые вне кабины, следует защищать от воздействия осадков, солнечных лучей и грязи. Конструкция кронштейна должна быть надежной, чтобы исключить вероятность выпадения из него огнетушителя при движении автомобиля, столкновение или ударе его о препятствие.

Согласно п. 20.7.5 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» Автоцистерны для перевозки и заправки нефтепродуктов обеспечиваются не менее чем двумя огнетушителями емкостью не менее 6 кг каждый, один из которых должен размещаться на прицепе-цистерне (полуприцепе-цистерне).

С учетом изложенных требований нормативных актов является верным вывод, что один огнетушитель должен располагаться на цистерне автопоезда, а второй в ином легкодоступном месте кабины транспортного средства.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, оба огнетушителя на автотранспортном средстве располагались рядом на полуприцепе-цистерне. В связи с чем доводы защитника об отсутствии нарушений правил перевозки являются несостоятельными.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 года № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» (далее – Закон № 22-ФЗ), в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 7 Закона № 22-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок оснащения средствами навигации объектов навигационной деятельности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов. В соответствии с п.п. «г» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 413 «Об утверждении видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (далее – Приказ № 413), утверждены виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В соответствии с п. 1 Приказа № 413 автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, относящиеся к категориям EX/II, EX/III, FL, AT, MEMU, подлежат оснащению аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации» утверждены Правила оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216 настоящие правила устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов (далее – транспортные средства), аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216 оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216 установлено, что транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям: обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

Факты совершения административных правонарушений и виновность ООО «Т...» в совершении вмененных правонарушений в полном объеме подтверждены совокупностью надлежаще исследованных должностным лицом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении от <дата>; актом постоянного рейда от <дата>; решением о проведении постоянного рейда от <дата>; протоколом осмотра транспортного средства от <дата>; протоколом инструментального обследования от <дата>; протоколом опроса свидетеля от <дата>; транспортной накладной ; копией свидетельства о регистрации транспортного средства; свидетельством о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов; путевым листом от <дата>; копией водительского удостоверения Д.

Вывод о наличии в действиях ООО «Т...» составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследованы и получили надлежащую оценку в обжалуемых актах в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований для переоценки выводов должностного лица и судьи не имеется.

Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ООО «Т...» объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

Относимые к событию рассматриваемого административного правонарушения обстоятельства установлены должностным лицом административного органа на основании совокупности собранных по делу доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достаточности, содержание которых полно приведено в оспариваемом акте.

Приведенные доказательства получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка. Оснований ставить под сомнение факты, указанные должностным лицом в составленных процессуальных документах, отсутствуют.

Доводы ООО «Т...» сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, для которой оснований не имеется.

Утверждение представителя об отсутствии в нормативных документах требований о размещении огнетушителя в кабине автомобиля опровергается вышеприведенными в постановлении нормативными актами. Нахождение двух огнетушителей на цистерне автопоезда не исключает необходимость размещения огнетушителя в кабине автомашины.

Представленные в областной суд документы на полуприцеп – цистерну для транспортирования и временного хранения светлых нефтепродуктов модели 964846 также не опровергают выводы должностного лица и судьи первой инстанции о несоответствии транспортного средства на момент проверки требованиям к перевозке опасных грузов.

Ссылка судьи на Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а также на Свод Правил 9.13130.2009 «Техника пожарной безопасности, огнетушители, требования эксплуатации», разработанные в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не свидетельствует о нарушении права на защиту. Отсутствие ссылки на указанные нормативные акты в постановлении должностного лица не свидетельствует об увеличении предъявленного юридическому лицу обвинения в совершении административного правонарушения.

Утверждение о неверной квалификации действий лица по факту не оснащения транспортного средства, используемого для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации несостоятельно и основано на неверном толковании закона. Ссылка на законопроект о введении специальной нормы об административной ответственности за указанные выше действия не свидетельствует, что вмененное нарушение в настоящее время не подпадает по действие нормы ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ.

Отсутствие на транспортном средстве работоспособной аппаратуры спутниковой навигации, отвечающей требованиям (обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта), подтверждается протоколом инструментального обследования от <дата>. Наличие установленной, но неработающей аппаратуры спутниковой навигации, не исключает административную ответственность.

Учитывая изложенное, оснований для прекращения производства по делу за отсутствием составов административных правонарушений, не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «Т...» составов административных правонарушений являлись предметом проверки судом первой инстанции, обоснованно отвергнуты.

Постановление вынесено в пределах предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Совершенные ООО «Т...» правонарушения квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено ООО ««Т...» с учетом санкции части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ и с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкциями ч. 1 и ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ для юридических лиц.

Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 и ст. 30.9 КоАП могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, и отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Архангельской области Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К. от 6 апреля 2023 года и решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, жалобу руководителя ООО «Т...» Г. – без удовлетворения.

Судья Ю.В. Буряк