ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-854/17 от 19.10.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда – Ремезов Д.А. Дело № 7р – 854/2017

Р Е Ш Е Н И Е

19 октября 2017 года г.Красноярск, пр.Мира, 17

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя МРОО «Водно-спасательный отряд» Рябцева С.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва от 01 июня 2017 года и решение судьи Кировского районного суда г.Красноярска от 21 августа 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» (далее - МРОО «Водно-спасательный отряд»),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва № 242-2017 от 01 июня 2017 года МРОО «Водно-спасательный отряд» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за непредоставление субъекту официального статистического учета первичных статистических данных в установленный срок.

Решением судьи Кировского районного суда г.Красноярска от 21 августа 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба председателя МРОО «Водно-спасательный отряд» Рябцева С.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, Рябцев С.В. просит состоявшиеся по делу решения отменить, поскольку доказательства того, что МРОО «Водно-спасательный отряд» была уведомлена о необходимости сдачи каких-то статистических данных, отсутствуют; организация не имеет никаких взаимоотношений с ООО «Тензор», за исключением разового обращения по получению ключа электронной подписи для федерального казначейства.

Проверив материалы дела, выслушав председателя МРОО «Водно-спасательный отряд» Рябцева С.В., поддержавшего доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление и судебное решение подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно постановлению, 04 апреля 2017 года МРОО «Водно-спасательный отряд», расположенная по адресу: г.Красноярск, ул.Новая, д.13, стр.1, пом.1, не представила в Красноярскстат в установленном порядке первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации – статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО (годовая) "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации", утвержденной Приказом Росстата от 31.08.2016 N 468, за 2016 год (срок представления – не позднее 1 апреля после отчетного периода).

Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Согласно пункту 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Приказом Росстата от 31.08.2016 N 468 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за финансами" утверждены прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, в том числе и форма N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации".

Из данной формы следует, что её обязаны представлять юридические лица, являющиеся социально ориентированными некоммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями.

Между тем, как следует из действующего законодательства и пояснений при рассмотрении дела в краевом суде представителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстата) ФИО1 необходимость предоставления первичных статистических данных по форме N 1-СОНКО должна быть доведена территориальными органами Росстата до организации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения, одним из условий предоставления респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета является доведение субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения.

Вышеуказанным пунктом 4 Положения предусмотрено, что субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления. В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента.

Аналогичные требования содержатся в пункте 3 Указаний по доведению территориальными органами Росстата до респондентов форм федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 20.11.2015 N 557 (далее – Указания).

При этом в силу пункта 19 Указаний факт доведения до респондента бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по его запросу должен быть зарегистрирован в специальном журнале учета с датой и подписью представителя респондента (при получении непосредственно представителем респондента) или реквизитами отправки (при почтовом отправлении).

Согласно материалам дела, информация о проведении в отношении МРОО «Водно-спасательный отряд» федерального статистического наблюдения по форме федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" была направлена в адрес организации по защищенному каналу связи специализированного оператора связи ООО «Компания «Тензор».

Однако, в деле имеется Соглашение, заключенное территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат) и ООО «Компания «Тензор», о совместных действиях по организации и эксплуатации системы представления первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва. Сведения же о том, что аналогичное соглашение (договор) было заключено между МРОО «Водно-спасательный отряд» и ООО «Компания «Тензор» либо МРОО «Водно-спасательный отряд» просила (давала согласие) на уведомление его Красноярскстатом о необходимости представления первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения по каналу связи специализированного оператора связи ООО «Компания «Тензор», отсутствуют.

Председатель МРОО «Водно-спасательный отряд» Рябцев С.В. при рассмотрении дела в краевом суде пояснил, что взаимоотношения с ООО «Компания «Тензор» для организации ограничились получением ключа электронной подписи, который был по его просьбе оформлен лицом, работающим в ООО «Альфаведа». После чего канал связи специализированного оператора связи ООО «Компания «Тензор» МРОО «Водно-спасательный отряд» не использовался, о передаче по данному каналу письма из Росстата о необходимости предоставить форму N 1-СОНКО, ему известно не было.

В письме ООО «Компания «Тензор» от 17 августа 2017 года исх. № 081778 сообщается, что между обществом и МРОО «Водно-спасательный отряд» нет заключенного договора на подключение и оказание услуг по передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи, МРОО «Водно-спасательный отряд» является дополнительным абонентом к ООО «Альфаведа», работающему по корпоративной лицензии. Идентификационный номер был присвоен МРОО «Водно-спасательный отряд» автоматически непосредственно ТГС при первичной регистрации клиента.

Вышеприведенные нормативные акты не содержат положений, обязывающих респондентов использовать для получения форм федерального статистического наблюдения и иной информации от территориальных органов Росстата канал связи специализированного оператора связи ООО «Компания «Тензор». В Положении и Указаниях предусмотрено направление территориальными органами Росстата информации респонденту по почте по адресу места регистрации юридического лица либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента.

В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).

Законом предусмотрено извещать лицо о юридически значимых фактах заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, в частности на адрес электронной почты юридического лица, при подтверждении получения лицом сообщения и его прочтения.

Ни одним из установленных законом способов МРОО «Водно-спасательный отряд» о необходимости представления первичных статистических данных в Красноярскстат проинформирована не была. Использование субъектом официального статистического учета для этих целей лишь сервиса ООО «Компания «Тензор», при вышеуказанных обстоятельствах, нельзя признать достаточным. Факт получения и прочтения информационного письма Красноярскстата от 23.03.2017 г. № НС-26-17/2466-Др об обязанности подготовить и предоставить статистическую отчетность по форме N 1-СОНКО (годовая) за 2016 год в срок до 01 апреля 2017 года именно представителем МРОО «Водно-спасательный отряд», с учетом того, что МРОО «Водно-спасательный отряд» является для ООО «Компания «Тензор» лишь дополнительным абонентом к ООО «Альфаведа», не установлен. Утверждение законного представителя МРОО «Водно-спасательный отряд» о том, что организация не получала направленную в её адрес информацию из Красноярскстата, не опровергнуто.

Размещение информации о статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения № 1-СОНКО (годовая) на сайте Красноярскстата не освобождало субъект официального статистического учета от обязанности доведения информации о проведении в отношении МРОО «Водно-спасательный отряд» федерального статистического наблюдения до самой организации.

Последующее направление статистической отчетности МРОО «Водно-спасательный отряд» по каналу связи ООО «Компания «Тензор» правового значения не имеет.

На основании ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, поскольку вина МРОО «Водно-спасательный отряд» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, собранными материалами не доказана, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва № 242-2017 от 01 июня 2017 года и решение судьи не могут быть признаны законными, обоснованными и подлежат отмене. Производство по делу следует прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва № 242-2017 от 01 июня 2017 года и решение судьи Кировского районного суда г.Красноярска от 21 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в отношении Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» отменить.

Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение.

Судья

Красноярского краевого суда С.И. Лазовский