Судья Речич Е.С. дело № 7р-86/2020
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 18 марта 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Лелеков Н.Г.,
рассмотрев жалобу председателя ТСЖ «Вашское» ФИО5 на постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО6<№> от 19 ноября 2019 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 января 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
товарищества собственников жилья «Вашское», юридический адрес: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, <адрес>, ИНН <...>, ОГРН <...>, ранее не привлекавшегося за совершение однородного административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО6<№> от 19 ноября 2019 года ТСЖ «Вашское» назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 января 2020 года указанное постановление по жалобе ТСЖ «Вашское» изменено, из постановления должностного лица исключено указание о нарушении ТСЖ «Вашское» пункта 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации № 170 от 27 сентября 2003 года, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ТСЖ «Вашское» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, председатель ТСЖ «Вашское» ФИО5 просит решение судьи отменить в части, в которой указанное постановление было оставлено без изменения, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения ТСЖ «Вашское» к административной ответственности, поскольку указанные в постановлении нарушения фактически отсутствуют.
Считает, что фотографии, на которые ссылается административный орган, не содержат указание на время и место, где они сделаны, съемка в момент проведения осмотра не производилась. Изоляция трубопроводов системы отопления, расположенных в узле учета тепловой энергии соответствует необходимым техническим требованиям, ревизия кранов трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в нежилых помещениях дома проведена в полном объеме. Цокольный этаж никогда не был отапливаемым объектом. Работы по осмотру запорной арматуры системы холодного водоснабжения и, при выявлении нарушений, ее наладка производятся специалистами ТСЖ регулярно, 2 раза в год. Акты осмотров были представлены судье, однако судья не приняла их во внимание, сославшись на их недействительность ввиду отсутствия отопления на цокольном этаже. Система холодного водоснабжения осматривается и исправна, при этом в цокольном этаже система холодного водоснабжения и канализации отсутствует и с системой отопления не связана. Оснований для привлечения ТСЖ за временное оставление жильцами под лестничными маршами своих личных вещей не имеется.
Представитель ТСЖ «Вашское», представитель Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл на рассмотрение жалобы не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и производство по жалобе в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Соблюдение вышеуказанных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, в частности, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170 (далее также - Правила и нормы № 170)
Согласно пункту 3.2.9 Правил и норм № 170 периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Согласно пункту 3.2.8 Правил и норм № 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Согласно пункту 2.6.13 Правил и норм № 170 в летний период должны быть проведены следующие работы:
б) по тепловым сетям - промывка систем, ревизия арматуры, устранение постоянных и периодических засорений каналов, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции труб в камерах, подземных каналах и подвалах (технических подпольях);
в) по тепловым пунктам - ревизия арматуры и оборудования (насосов, подогревателей и др.);
г) по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки.
Согласно пункту 5.1.2 Правил и норм № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:
своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования;
совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность;
внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем;
широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.
Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.
Согласно пункту 5.2.18 Правил и норм № 170 проверку исправности запорно-регулирующей арматуры следует производить в соответствии с утвержденным графиком ремонта, а снятие задвижек для внутреннего осмотра и ремонта (шабрения дисков, проверки плотности колец, опрессовки) - не реже одного раза в три года; проверку плотности закрытия и смену сальниковых уплотнителей регулировочных кранов на нагревательных приборах следует производить не реже одного раза в год (запорнорегулировочные краны, имеющие дефект в конструкции должны заменяться на более совершенные).
Согласно пункту 5.8.3 Правил и норм № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Согласно пункту 4.8.15 Правил и норм № 170 запрещается
использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения.
Согласно пункту 3.9.2 Правил и норм № 170 на озелененных территориях запрещается:
складировать любые материалы;
устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек;
сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников (целесообразно их собирать в кучи, не допуская разноса по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования или вывозить на свалку).
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ТСЖ «Вашское» является юридическим лицом, ответственным за содержание, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, <адрес>.
Заместителем руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО1 при проведении внеплановой выездной проверки ТСЖ «Вашское» по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, <адрес> 10 часов до 11 часов 30 минут 11 ноября 2019 года были выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами:
нарушение пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491;
нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, а именно:
- пунктов 3.2.9, 3.2.8 - на стенах лестничных клеток подъездов № 1,2,4 местами наблюдается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения штукатурки, повреждения лакокрасочного покрытия;
- пункта 2.6.13 - отсутствует изоляция трубопроводов системы отопления, расположенных в узле учета тепловой энергии дома, не проведена ревизия кранов трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в нежилых помещениях дома;
- пункта 5.1.2 - система отопления, в т.ч. стояки и обогревательные приборы, расположенные в цокольном этаже дома (гаражи) находится в неисправном состоянии. Выполнен демонтаж отопительного прибора в узле учета тепловой энергии;
- пункта 5.2.18 - не проведена проверка исправности запорно- регулирующей арматуры системы отопления дома;
- пункта 5.8.3 - не проведен осмотр запорной арматуры системы холодного водоснабжения дома, а в случае необходимости ее наладка;
- пункта 4.8.15 - наблюдается складирование инвентаря под
лестничными маршами первого этажа подъездов № 2, 3;
- пункта 3.9.2 - на озелененной территории указанного дома наблюдается складирование мусора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 12 ноября 2019 года в отношении ТСЖ «Вашское» протокола об административном правонарушении по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19 ноября 2019 года руководителем Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО6 вынесено постановление <№> о назначении административного наказания, которым ТСЖ «Вашское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ТСЖ «Вашское» с учетом положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде предупреждения.
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы на указанное постановление, установив, что на озелененной территории дома произведено специально отведенное место для компостирования листьев, исключил из постановления должностного лица <№> указание о нарушении ТСЖ «Вашское» пункта 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
Проверив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что ТСЖ «Вашское» также не были нарушены требования пунктов 5.2.18 и 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170.
Проверка исправности запорно-регулирующей арматуры системы отопления дома была проведена ТСЖ «Вашское» с участием представителя МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1». Соблюдение пункта 5.2.18 Правил и норм № 170 подтверждается имеющимися в материалах дела актом за сентябрь
2019 года на промывку систем отопления, актом на опрессовку систем теплопотребления, актом проверки тепловых узлов от 29 августа 2019 года, актом выполнения требований по готовности теплопотребляющих установок к отопительному периоду, актом комиссии администрации ГО «Город Йошкар-Ола» проверки готовности ТСЖ «Вашское» к отопительному периоду 2019-2020 годов № 293 от 13 сентября 2019 года, паспортом готовности ТСЖ «Вашское» к отопительному периоду 2019-2020 годов.
Вывод судьи городского суда о том, что паспорт готовности к отопительному сезону, выданный ТСЖ «Вашское», не соответствует пункту 2.6.10 Правил и норм № 170, поэтому не опровергает наличие выявленных нарушений, не состоятелен. В указанном пункте 2.6.10 Правил и норм № 170 имеется ссылка на приложение № 9 (рекомендуемое).
Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июня 2019 года № 569 «О проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии» создана комиссия по проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов потребителей тепловой энергии городского округа «Город Йошкар-Ола»; утверждены положение о комиссии по проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов потребителей тепловой энергии городского округа «Город Йошкар-Ола», программа проведения проверки готовности к отопительному периоду 2019 - 2020 годов теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
В соответствии с постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июня 2019 года № 569 уполномоченным органом выдается паспорт готовности к отопительному периоду в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду.
При проведении проверки готовности к отопительному периоду 2019 -2020 годов теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии комиссией проверяется выполнение требований, установленных главами 4, 5 программы. В соответствии с пунктом 5.1.7 требований проверяется состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов.
Приложением № 4 к программе проведения проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов утвержден паспорт готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов.
Таким образом, из постановления руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл <№> и решения судьи подлежит исключению указание о нарушении ТСЖ «Вашское» пункта 5.2.18 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона). Результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами (пункт 2.1.4 Правил и норм № 170).
Имеющимися в материалах дела актами технического осмотра многоквартирного дома по <адрес> от 15 мая 2019 года и 3 сентября 2019 года подтверждено проведение осмотра технического состояния МКД, в том числе состояние системы холодного водоснабжения, в соответствии с которыми комиссия в составе управляющего ТСЖ «Вашское» ФИО2, электрика ФИО3 и слесаря-сантехника ФИО4 признала их в работоспособном и удовлетворительном состоянии.
Таким образом, из постановления руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл <№> и решения судьи подлежит исключению указание о нарушении ТСЖ «Вашское» пункта 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
Нарушения ТСЖ «Вашское» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пунктов 3.2.9, 3.2.8, 2.6.13, 5.1.2, 4.8.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, подтверждается следующими доказательствами: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 7 ноября 2019 года № 264, актом проверки от 12 ноября 2019 года № 262, предписанием об устранении нарушений от 12 ноября 2019 года № 151, протоколом об административном правонарушении № 147 от 12 ноября 2019 года, фотаблицей.
Таким образом, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу, что бездействие ТСЖ «Вашское», ответственного за выполнение обязательных требований, является нарушением правил содержания и ремонта жилых домов и правильно квалифицировано по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица и судьи о доказанности вины ТСЖ «Вашское» в совершении административного правонарушения, обоснованность его привлечения к административной ответственности сомнений не вызывает.
Постановление о назначении ТСЖ «Вашское» административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначение наказания в виде предупреждения соответствует требованиям статей 3.1, 3.4, 4.1-4.3 КоАП РФ, учитывая, что ТСЖ «Вашское» ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО6<№> от 19 ноября 2019 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСЖ «Вашское» изменить: исключить из них указание о нарушении ТСЖ «Вашское» пунктов 5.2.18 и 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
В остальной части постановление руководителя Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО6<№> от 19 ноября 2019 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 января 2020 года оставить без изменения, жалобу председателя ТСЖ «Вашское» ФИО5 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Н.Г. Лелеков