ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-88/2022 от 12.05.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Зарубин А.В.

Дело № 7р-88/2022

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Пузанева А.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 февраля 2022 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии) от 28 октября 2021 года о привлечении генерального директора ООО «Линии управления» Пузанева Антона Анатольевича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

Огласив жалобу, заслушав защитника Малышко Е.В., поддержавшую жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя министра Минстроя Хакасии от 28.10.2021 генеральный директор ООО «Линии управления» Пузанев А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 09.02.2022 указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, Пузанев А.А. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление административного органа и решение суда отменить. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств и полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Считает необоснованными выводы о нарушении подп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, поскольку п. 31 Правил № 354 предусматривает обязанность исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета не позднее 3-х месяцев при прямом указании на эту обязанность в решении общего собрания собственников и при условии, что данный прибор устанавливается вновь, ссылаясь при этом на то, что обязанности управляющей компании определены п. 31(1) Правил № 354. Указывает на то, что МКД по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, д. 5Д и по ул. Торговая, д. 2, корп. 2 перешли под управление ООО «Линии управления» с коллективными (общедомовыми) приборами учета с истекшим сроком поверки и были сняты с коммерческого учета ООО «СТК», то есть эти приборы уже были установлены, а протокола общего собрания собственников по вопросу о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения не имеется. Указывает на то, что 3-х месячный срок, за который управляющая организация обязана провести поверку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии при переходе МКД в управление, не определен ни нормативно-правовыми актами, на которые сослался суд в решении, а именно: статьями 161, 162 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ни договором управления. Ссылается на то, что ООО «Линии управления» провело мероприятия, предусмотренные Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, до начала отопительного сезона – акты о периодической поверке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета МКД получены и приборы введены в эксплуатацию с 01.09.2021. Обращает внимание на то, что суд не оценил довод о неверном применении Минстроем Хакасии положений Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" относительно ОДПУ тепловой энергии МКД, ссылаясь на то, что данное Постановление Правительства № 424 применимо лишь к индивидуальным, (общим) квартирным и комнатным приборам учета.

В письменных возражениях представитель Минстроя Хакасии просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.

В силу ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.

В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ) лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома (ч. 4 ст. 12); расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (ч. 2 ст. 13).

Согласно подп. «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) исполнитель обязан: обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с Правилами № 354 осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.

Несоблюдение директором ООО «Линии управления» Пузаневым А.А. приведенных Правил и совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, подтверждено достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании судом первой инстанции.

К таким доказательствам суд первой инстанции обоснованно отнес акт внеплановой документарной проверки ООО «Линии управления», проведенной с 02.09.2021 по 17.09.2021 главным специалистом-экспертом отдела технического надзора Департамента жилищного надзора Минстроя Хакасии на основании распоряжения заместителя министра Минстроя Хакасии от 31.08.2021 (л.д. 41-44). Из данного акта следует, что проверка проведена по факту поступившего 09.08.2021 из администрации г. Абакана письма по вопросу подготовки к отопительному сезону 2021-2022. В ходе проведения проверки управляющей организацией ООО «Линии управления» предоставлены акты периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 01.09.2021 в МКД по адресам: г. Абакан, ул. Стофато, д. 5Д и г. Абакан, ул. Торговая, д. 2, корп. 2. Из представленной информации установлено, что ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в МКД по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, д. 5Д не был введен в эксплуатацию с 01.03.2021, а в МКД по адресу: г. Абакан, ул. Торговая, д. 2, корп. 2 не был введен в эксплуатацию с 01.01.2021. На момент проверки ООО «Линии управления» получены акты допуска (повторного) в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя по вышеуказанным МКД: по адресу: ул. Торговая, д. 2, корп. 2 до 08.10.2021, по ул. Стофато, д. 5Д до 30.09.2021. Таким образом, ООО «Линии управления» нарушило предусмотренный подп. «с» п. 31 Правил № 354, пунктов 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ 3-месячный срок, в течение которого допускается эксплуатация ОДПУ с момента фиксации его неисправности (л.д. 45-48).

Указанный акт обоснованно признан судом первой инстанции допустимым доказательством, поскольку проверка проведена в соответствии с ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, предписывающей проведение внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным, помимо прочего п. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора, в том числе информации от органов местного самоуправления о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований, а также в соответствии с п. 2.2.13 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, утвержденного П HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=8DCA78C39891B7FEF727747BF385B82252D6004F375EA17949F509270349B50A760A38B649E1394E8CAC7431096B92C227F11A0C6C3BBA5BA1AB4Ec1G9H" остановленнием Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 № 722, предоставляющим Министерству и его должностным лицам в пределах своей компетенции проводить проверки по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в сфере жилищных отношений.

Изложенные в акте обстоятельства подтверждаются актом осмотра приборов учета тепловой энергии и теплоносителя МКД по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 5Д от 03.03.2021, фиксирующим проведение осмотра комиссией в составе генерального директора, главного инженера, инженера КИПа ООО «Линии управления» и председателя совета данного МКД, которым установлено частичное отсутствие ОДПУ тепловой энергии (л.д. 20); письмом администрации г. Абакана от 06.08.2021 в Минстрой Хакасии о том, что по состоянию на 09.08.2021 не проведены мероприятия по подготовке к отопительному периоду 2021-2022 ООО «Линии управления» в МКД, в том числе по адресам: г. Абакан, ул. Стофато, 5Д и ул. Торговая, 2, корп. 2 (л.д. 82-83); актами АО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (ГВС) у потребителя МКД по адресу: г. Абакан, ул.Стофато, 5Д от 23 и 24 сентября 2021 года (л.д. 11-16) и МКД по адресу: г. Абакан, ул. Торговая, 2 корп. 2 от 22 ноября 2021 года (л.д. 17).

Дав оценку исследованным доказательствам в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что генеральным директором ООО «Линии управления» Пузаневым А.А. ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности и не принято достаточно мер по соблюдению требований действующего законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, касающихся соблюдения сроков ввода общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, и мотивировал свои выводы о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления вины Пузанева А.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.16 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с этими выводами не усматривается.

Доводы, содержащиеся в жалобе, об отсутствии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, опровергаются материалами дела.

При этом утверждение Пузанева А.А. о необоснованности выводов о нарушении ООО «Линии управления» подп. «с» п. 31 Правил № 354, так как обязанность исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета не позднее 3-х месяцев предусмотрена лишь при прямом указании на эту обязанность в решении общего собрания собственников и при условии, что данный прибор устанавливается вновь, не свидетельствует об отсутствии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.16 КоАП РФ ввиду следующего.

В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ ООО «Линии управления» является лицом, ответственным за содержание МКД, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению МКД.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных приборов учета, обеспечение их надлежащей эксплуатации входит в обязанности управляющей компании (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, пп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Согласно п.18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" в этот перечень включены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, в частности проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учет.

Как следует из ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно приведенным выше положениям ч. 2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических

Приведенный выше подп. «с» п. 31 Правил № 354 предусматривает обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением определенных случаев, а п. 59 Правил № 354 предусматривает определение платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.

Из толкования приведенных норм следует, что обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома и работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома. При этом эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя возможна лишь в течение 3 месяцев с момента фиксации его неисправности. То есть, независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Так как обеспечение состояния внутридомовых инженерных сетей отопления на уровне необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества является обязанностью исполнителя коммунальных услуг и с момента перехода в управление к ООО «Линии управления» МКД по адресам: г. Абакан, ул. Стофато, 5Д (01.03.2021) и по ул. Торговая, 2, корп. 2 (01.01.2021) ООО «Линии управления» было известно о неисправности ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя общедомовых приборов учета, то указанное юридическое лицо обязано было предпринимать действия по поверке ОДНУ тепловой энергии и сдаче на коммерческий учет, однако до сентября 2021 года, то есть более 5 и 8 месяцев соответственно, таких мер не предпринимало. При этом, ссылки на то, что приборы в указанных МКД уже были установлены, перешли под управление с коллективными (общедомовыми) приборами учета с истекшим сроком поверки и были сняты с коммерческого учета, лишь подтверждают приведенные выше обстоятельства и не свидетельствуют об отсутствии указанной обязанности по соблюдению требований жилищного законодательства и законодательства об энергоснабжении об установке коллективных (общедомовых) приборов учета в МКД.

Вопреки доводам жалобы о том, что Минстроем Хакасии неверно применены положения Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановление по делу органа административной юрисдикции не содержит ссылок на данный нормативно-правовой акт.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение выводы суда, и направлены на переоценку доказательств, оценка которых произведена надлежащим образом. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальных требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассмотрение дела судом произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия

РЕШИЛ:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 9 февраля 2022 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Линии управления» Пузанева Антона Анатольевича оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай