Судья Кропотова Т.Е. Дело № 7р-89/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Йошкар-Ола 22 марта 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле от 23 января 2018 года
<№>, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, родившегося <дата> года в <...>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
постановлением и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по
г. Йошкар-Оле от 23 января 2018 года <№>
ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 февраля 2018 года обжалуемое постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
ФИО1 считает состоявшиеся постановление должностного лица и решение судьи незаконными и необоснованными, просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что транспортное средство, которым он управлял, относится к специальным или специализированным транспортным средствам со специфической конструкцией, не позволяющей использовать для каких-либо иных целей, кроме перевозки леса, в связи с чем отсутствуют требования об обязательном оборудовании их тахографами.
Выслушав объяснения ФИО1 и его защитника Козлова К.Н., поддержавших жалобу, представителя УМВД России по г. Йошкар-Оле ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела по жалобе ФИО1, административный материал, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации), что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 раздела I Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (далее - ТР ТС 018/2011), к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие данного технического регламента, относятся колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси.
Пунктом 14 ТР ТС 018/2011 определено, что конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).
Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от
23 ноября 2012 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Соответствующий Порядок утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года № 273.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N2 к приказу Минтранса России № 36 после слов «за исключением», производится:
транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, - до 1 июля
2014 года;
транспортных средств категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до 1 сентября 2014 года.
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (приложение № 2 к названному приказу).
Согласно данному приложению № 2 подлежат оснащению тахографами транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3), за исключением: автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N2 и N3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий.
Как следует из материалов дела и постановления и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле от 23 января 2018 года <№>, 21 декабря 2017 года в 18 часов 50 минут на 99 км автодороги «Йошкар-Ола – Уржум» ФИО1 управлял транспортным средством ТС1, относящемся к категории N3, в составе с прицепом ТС2, осуществлял коммерческую перевозку груза (<...>), без технического средства контроля (тахографа), обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости маршруте движения транспортного средства, в случае, когда его установка обязательна, нарушив пункт 14 ТР ТС 018/2011, приложение № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении <№> от 21 декабря 2017 года, свидетельством о регистрации ТС <№>, в котором указаны: тип ТС – Грузовые прочие, год выпуска – <...>, разрешенная масса – 16960 кг, масса без нагрузки 9380 кг., тип кузова – лесовоз, установлен манипулятор <...>, свидетельством о регистрации ТС <№>, в котором указаны: тип ТС – прицепы прочие, тип кузова – роспуск, год выпуска – <...>, разрешенная масса – 16150 кг, масса без нагрузки 3350 кг, формой сопроводительного документа на транспортировку древесины <№> от
21 декабря 2017 года, товарной накладной <№> от 21 декабря 2017 года, письменными объяснениями ФИО1 от 21 декабря 2017 года, другими доказательствами.
Указанные в постановлении должностного лица обстоятельства получили оценку судьи суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 11.23 КоАП РФ.
Исходя из содержания товарной накладной <№> от 21 декабря
2017 года, формы сопроводительного документа на транспортировку древесины <№> от 21 декабря 2017 года, письменных объяснений ФИО1 от 21 декабря 2017 года, объяснений ФИО1 и его защитника Козлова К.Н. при рассмотрении настоящей жалобы, перевозка древесины ФИО1 21 декабря 2017 года на указанном выше транспортном средстве из Уржумского района Кировской области в
г. Йошкар-Олу осуществлялась в интересах индивидуального предпринимателя К.Г.Г. для использования ею в предпринимательской деятельности. Согласно свидетельствам о регистрации <№> и <№> лесовоз и прицеп принадлежат К.Г.Г. Таким образом данная перевозка носит коммерческий характер.
Довод жалобы ФИО1 о том, что транспортное средство – лесовоз с прицепом-роспуском оборудовано гидроманипулятором в силу чего относится к специализированным (специальным) транспортным средствам со специфической конструкцией, не позволяющей использовать для каких-либо иных целей, кроме перевозки леса и в связи с чем отсутствует требование об обязательном оборудовании их тахографами, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм закона.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
28 января 2016 года № 16 были внесены изменения в Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года
№ 36.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 16 из категорий и видов транспортных средств, освобожденных от установки тахографа, были исключены транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, а также слова «самоходных сельскохозяйственных машин» были заменены словами «специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий № 2 и № 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств».
Согласно разделу II ТР ТС 018/2011 «специализированное транспортное средство» - транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);
«специальное транспортное средство» - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
Исходя из характеристик транспортного средства ТС1, относящегося к категории N3, в составе с прицепом ТС2, данное транспортное средство нельзя отнести к специальным.
В то же время указанный автомобиль лесовоз не относится к специализированным транспортным средствам, в отношении которых установлено исключение на оснащение тахографом в соответствии с изложенными выше положениями приложения № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36.
Учитывая изложенное, оснований для отнесения автомобиля лесовоза (с прицепом-распуском), оборудованного гидроманипулятором, к категории специальных и специализированных транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографом в соответствии с положениями приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года
№ 36, в рассматриваемом случае не установлено.
Довод жалобы о том, что пункт 14 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 не содержит обязанности по установке тахографов на транспортные средства и не предусматривает ответственности за их отсутствие также не может быть принят во внимание, поскольку согласно абзацу второму данного пункта оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.
Исходя из обстоятельств дела, установленных судьей суда первой инстанции и подтвержденных совокупностью представленных доказательств, вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.
Дело рассмотрено должностным лицом, судьей с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Вид и мера наказания назначены ФИО1 должностным лицом в пределах санкции части 1 статьи 11.23 КоАП РФ, при этом были учтены характер совершенного правонарушения, личность виновного лица.
Указание в постановлении должностного лица слова «полуприцеп» по существу является опиской, подлежащей исправлению в соответствии со статьей 29.12.1 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении тип прицепа указан правильно.
По вышеприведенным мотивам следует признать, что обжалованные постановление и решение являются законными и обоснованными, жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по
г. Йошкар-Оле от 23 января 2018 года <№>, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
14 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья В.В. Братухин