ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-90/2016 от 04.02.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 7р-90/16

Р Е Ш Е Н И Е

от 04 февраля 2016 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Брагин А.А.,

жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 на решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 29 декабря 2015 года, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного лесного инспектора, государственного охотничьего и пожарного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа, руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Котласского лесничества ФИО1 от 06 октября 2015 года ОАО «Группа «Илим» (далее – общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти пяти тысяч рублей.

Решением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 29 декабря 2015 года по жалобе защитника Крапивина В.В. указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1 в жалобе просит решение отменить, как незаконное.

В отзыве на жалобу защитник общества Гомзяков В.В. просит оставить решение судьи без изменения.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного решения, рассмотрев доводы жалобы, выслушав защитников Гомзякова В.В. и Уродкова К.А., нахожу решение судьи подлежащим отмене, а производство по делу прекращению.

Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4 статьи 29).

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29).

Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года № 337 утверждены Правила заготовки древесины, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

Объективная сторона нарушения порядка проведения рубок состоит в том числе в перерубе расчетной лесосеки.

Согласно п. 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

На основании ст. 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 17 января 2012 года № 18 «О лесной декларации» (действующего на момент предоставления обществом отчета об использовании лесов) утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, согласно которому лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.

В приложении к лесной декларации указывается количество подлежащей заготовке древесины по породам с точностью до одного кубического метра.

Согласно ч. 1 ст. 69.1 Лесного кодекса РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В соответствии с п. 18 и п. 27 Правил в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.

При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных выборочных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку.

В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по количеству заготовленной древесины. В силу п. 86 и п. 88 Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденного Приказом Рослесхоза от 15 июня 1993 года № 155, контроль качества работ по отводу и таксации лесосек производится как в процессе их выполнения, так и после окончания.

Работа по отводу и таксации лесосек признается неудовлетворительной при расхождении данных сплошного, ленточного перечета и круговых площадок постоянного радиуса с данными проверки по общему запасу и запасу деловой древесины в делянке более чем 10%, а по отдельным породам - 12%.

Как усматривается из материалов дела, общество арендовало лесной участок на основании договора № 405 от 24 сентября 2008 года и дополнительных к нему соглашений.

Заготовка древесины обществом на указанных участках производилась в соответствии с лесной декларацией № 12 от 26 февраля 2014 года, в которой указано количество подлежащей заготовке древесины исходя из произведенной таксации.

В ходе проверки представленного обществом 12 января 2015 года отчета об использовании лесов, должностным лицом Котласского лесничества выявлено превышение фактически вырубленной древесины над заявленной в лесной декларации объемами на 10-12%.

По результатам проведенной проверки 04 сентября 2015 года составлен протокол и 06 октября 2015 года вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

При пересмотре постановления должностного лица, судья пришел к выводу, что из постановления не следует, в чем выражается вина общества – в превышении заявленного в лесной декларации объема фактически заготовленной древесины более чем на 10%, либо в нарушении правил заготовки древесины, с указанием конкретных норм правил, которые были нарушены, по мнению должностного лица. И, учитывая, что в деле отсутствуют доказательства подтверждающие, что общество осуществляло рубку на лесных участках вне договора аренды, за границами отвода лесосеки, либо на площади большей, чем заявлено в декларации, судья прекратил производство по делу по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С данными выводами судьи согласиться нельзя.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, общество привлекалось к административной ответственности за нарушение правил заготовки древесины, которое выразилось в том, что общество допустило переруб древесины на лесном участке.

В нарушение положений ст. 24.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, судья городского суда вошел в обсуждение вопроса об оценке работы по отводу и таксации при заготовке древесины на лесных участках, который не составляет объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения.

В то же время судья не выяснил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не дал правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, что свидетельствует о существенном нарушении судьей процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 29 декабря 2015 года подлежит отмене.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства послужившие основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, имели место 12 января 2015 года, с момента предоставления обществом отчета об использовании лесов в Котласское лесничество.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, составляет один год.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 12 января 2016 года.

С учетом того, что на момент рассмотрения в областном суде жалобы должностного лица, вынесшего постановление, срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ для данной категории дел, истек, дальнейшее обсуждение вопроса о виновности общества в совершении административного правонарушения невозможно, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1
ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 , удовлетворить.

Решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 29 декабря 2015 года, вынесенное в отношении в отношении открытого акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности прекратить.

Судья А.А. Брагин