ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-951/2022 от 25.05.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Иванов И.А. Дело № 7р-951/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «25» мая 2022 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Зимнухова Д.А. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 1 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица – <данные изъяты> Зимнухова Дмитрия Александровича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора труда отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей государственной инспекции труда по Красноярскому краю от 21 февраля 2022 г. № 24/4-86-22-ППР/12-2303-И/484 Зимнухов Дмитрий Александрович как должностное лицо <данные изъяты> (сокращённое наименование <данные изъяты>) приз-нан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде предупреждения.

Согласно постановлению 27 декабря 2021 г. Зимнуховым Д.А. издан приказ об отстранении от работы Ш. занимающей должность оператора по обработке поездной информации и перевозочных документов железнодорожной станции <данные изъяты> в связи с её отказом от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, при том, что работы на предприятиях железнодорожного транспорта не предусмотрены утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 1 апреля 2022 г. указанное постановление оставлено без изменение, а поданная на него Зимнуховым Д.А. жалоба – без удовлетворения.

В поданной в краевой суд жалобе Зимнухов Д.А. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи отменить, полагая законным приказ об отстранении от работы Ш. как работника сферы транспортных услуг на основании Постановления главного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям».

В судебном заседании прокурор Качанов Р.О. полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ст.26.1 указанного Кодекса в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Требования приведённых норм о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела судьёй районного суда не выполнены.

Как видно из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явились данные, полученные при рассмотрении Красноярской транспортной прокуратурой обращения Ш.. по вопросам исполнения трудового законодательства о незаконном отстранении её от работы приказом от 2 декабря 2021 г. № 1339-нк.

Проанализировав представленные транспортным прокурором материалы, учитывая, что работы на предприятиях железнодорожного транспорта не включены в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825, должностное лицо Государственной инспекции труда пришло к выводу о виновности должностного лица Зимнухова Д.А., издавшего указанный выше приказ об отстранении от работы Ш.., в нарушении трудового законодательства.

Однако, согласно действовавшему до 31 декабря 2021 г. календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение №2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» в редакции опубликованного 9 февраля 2021 г. на официальном интернет-портал правовой информации Приказа Минздрава России от 3 февраля 2021 г. №47н) обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, подлежат в том числе работники организаций транспорта.

Аналогичные требования содержатся в действующем с 31 декабря 2021 г. календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. № 1122н).

При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Так, пунктом 1 и подпунктом 1.1 Постановления главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в действовавшей с момента опубликования 14 октября 2021 г. на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю редакции от 14 октября 2021 г., а также в действовавшей с момента опубликования 17 ноября 2021 г. на том же сайте и до внесения новых изменений 26 января 2022 г. редакции от 17 ноября 2021 г. установлена обязанность обеспечения проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции гражданам, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере транспортных услуг (транспорт общего пользования, такси), подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80% от общей численности к 15 декабря 2021 г.

Пунктом 4 и подпунктом 4.4 этого же Постановления в редакции от 14 октября 2021 г., действовавшей с указанной даты до отмены пункта 4.4 12 мая 2022 г. юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций всех форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Красноярского края в сферах, установленных п.1 настоящего Постановления, постановлено отстранять от работы или переводить на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к установленному сроку.

Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 22 марта 2022 г. № 33а-3491/2022 оставлено без изменения решение Центрального районного суда Красноярского края от 1 декабря 2021 г., которым отказано в признании недействующими в том числе и подпункта 4.4 пункта 4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. № 43 в редакции от 14 октября 2021 г. «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

Судом апелляционной инстанции отклонён довод административного истца о противоречии оспоренных подпунктов постановлению Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».

Указанный перечень определяет категории работ, выполнение которых требует обязательного проведения профилактических прививок вне зависимости от внесения их в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и принятия указанными в пунктах 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» лицами решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Соответственно, такой перечень не может рассматриваться как ограничивающий право указанных лиц устанавливать категории лиц, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям в отношении которых является обязательным.

Изложенное согласуется с разъяснением, данным в пункте 1 Письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ на вопрос о порядке отстранения от работы работников, в том числе дистанционных, отказавшихся от вакцинации от коронавируса, и о подтверждении противопоказаний к ней, согласно которым прививка от коронавируса становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

Таким образом, учитывая, что <данные изъяты> работником которой является Ш. является организацией, осуществляющей деятельность в сфере транспортных услуг (транспорт общего пользования), вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для работников которой является обязательной, следовательно приказ об отстранении Ш. от работы в связи с её отказом от такой вакцинации не может быть признан нарушающим трудовое законодательство.

В связи с изложенным, у должностного лица трудовой инспекции отсутствовали основания для привлечения Зимнухова Д.А. к административной ответственности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30.7 этого кодекса по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных в том числе статьёй 24.5 Кодекса.

При указанных обстоятельствах постановление государственного инспектора труда от 21 февраля 2022 г. № 24/4-86-22-ППР/12-2303-И/484 и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 1 апреля 2022 г. подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора труда отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей государственной инспекции труда по Красноярскому краю от 21 февраля 2022 г. № 24/4-86-22-ППР/12-2303-И/484 и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 1 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица – <данные изъяты> Зимнухова Дмитрия Александровича отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Красноярского краевого суда: Колпаков И.Ю.