ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-964/2015 от 29.10.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7р-964/2015

РЕШЕНИЕ

29 октября 2015 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев административное дело по жалобе ФИО2 на решение судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 сентября 2015 года,

установил:

постановлением врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску от 29 июня 2015 года индивидуальный предприниматель ФИО2 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 5500 (Пять тысяч пятьсот) рублей.

Решением судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 сентября 2015 года жалоба ФИО2 на указанное постановление оставлена без удовлетворения.

В жалобе в областной суд ФИО2 просит решение судьи отменить, считая его незаконным. Мотивирует жалобу тем, что перевозчики, осуществляющие городские перевозки пассажиров, не обязаны оснащать автобусы тахографами.

Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО2 в установленном законом порядке зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, и является должностным лицом, ответственным за выпуск транспортных средств на линию.

Привлечена к административной ответственности за то, что 19 июня 2015 года в 08:30 выпустила на линию пассажирский автобус - ПАЗ 423405, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости, маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографа).

Выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ.

Поэтому врио заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску квалифицировал деяние ФИО1 по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ. Судья районного суда проверил законность и обоснованность постановления должностного лица и не установил оснований для его отмены.

В жалобе на судебное решение ФИО2 не оспаривает, что является должностным лицом, ответственным за выпуск транспортных средств на линию, и что допустила выпуск транспортного средства ПАЗ 423405, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, для перевозки пассажиров на линию по маршруту № 1у без тахографа. Поэтому отсутствует необходимость повторного приведения тех же доказательств в данном решении.

Доводы жалобы, что на перевозчика, осуществляющего городские перевозки, не возложена обязанность по оснащению транспорта тахографами, ошибочны.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).

Установленная законом обязанность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, оснащать транспортные средства тахографами, не влечет недопущение, ограничение либо иное нарушение прав лица на осуществление предпринимательской деятельности.

В соответствии с подп.24 п.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, относится деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В силу подп. «з» п.4 приведенного Положения обязательным лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ.

Таким образом, условием выдачи лицензии на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, является соблюдение лицензиатом - индивидуальным предпринимателем требований, которые установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Нарушение лицензиатом лицензионного требования, установленного подпунктом «з» пункта 4 Положения, относится к грубым нарушениям и предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля.

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 утверждены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.

В Приложении N 2 к данному приказу определены категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, которые необходимо оснащать тахографами, за исключением транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112.

Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден приказом Минтранса России от 21.08.2013 N 273.

Пунктом 3 названного приказа установлено, что оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к Приказу Минтранса России N 36 после слов "за исключением", производится: - автобусов категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров.

Таким образом, до 01.07.2014 тахографами должны быть оснащены автобусы категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров, за исключением транспортных средств данной категории, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877, автобус ПАЗ 423405, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, относится к категории М3-транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров.

Из свидетельства о регистрации транспортного средства ПАЗ 423405 следует, что его максимальная масса составляет 9995 кг, помимо места водителя данное транспортное средство имеет более 8 мест и предназначено для перевозки пассажиров, то есть относится к категории М3.

Доводы жалобы ФИО2, что выпущенный на линию автобус ПАЗ 423405, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, осуществлял городские перевозки пассажиров на автобусном маршруте № 1у в г. Архангельске и поэтому не подлежит оснащению тахографом, несостоятельные.

Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, которыми являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог осуществляются мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов (ч.1 ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено подп.7 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа.

Согласно основным понятиям, данным в пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.

В пункте 2 Правил дано понятие транспортного средства категории "M3" – это транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн. Согласно пункту 3 Правил, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

Из изложенного следует, что перевозчик пассажиров и багажа, работающий на городских и пригородных маршрутах, не обязан оборудовать транспортные средства тахографами, если осуществляет перевозки в рамках названных Правил.

Приведенные законодательные нормы сформулированы с достаточной четкостью и позволяют индивидуальным предпринимателям, ответственным за выпуск транспортных средств на линию, предвидеть, с какими административно-правовыми последствиями может быть связано неисполнение установленного законом требования.

Порядок выполнения регулярных городских перевозок пассажиров на автобусных маршрутах в г. Архангельске установлен Законом Архангельской области от 30.05.2014 N 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области».

Подпунктом 7 части 1 статьи 3 названного Областного закона определено, что муниципальный маршрут это городской, пригородный или междугородный маршрут регулярных автобусных перевозок, проходящий в границах территории муниципального образования Архангельской области (в границах поселения Архангельской области, либо между поселениями Архангельской области в границах муниципального района Архангельской области, либо в границах городского округа Архангельской области, в том числе между территориальными округами городского округа Архангельской области).

Согласно подп.4 п.2 и подп.2 п.3 ст. 6 рассматриваемого Областного закона одним из оснований для осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам является наличие у перевозчика договора об организации регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным (муниципальным) маршрутам.

Привлечение перевозчиков к выполнению регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальным нормативным правовым актом, на основании договоров об организации регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, заключаемых между органом местного самоуправления и перевозчиками.

В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.

Статьей 1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 года № 258-внеоч.-03 «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» и части 1 статьи 1 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 года, муниципальное образование «Город Архангельск» наделено статусом городского округа.

Постановлением мэрии г. Архангельска от 10 февраля 2012 года № 73 утвержден перечень маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Автобусный маршрут № 1у не включен в перечень маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Договор об организации регулярных автобусных перевозок по муниципальному маршруту № 1у между мэрией города Архангельска и индивидуальным предпринимателем ФИО2 не заключался.

Следовательно, автобус ПАЗ 423405, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащий к категории M3, не осуществляет городские и пригородные регулярные перевозки и подлежит оснащению тахографом.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нарушения норм процессуального права не допущено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Поскольку обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебного постановления, не установлено, предусмотренных законом оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, жалобу ФИО2- без удовлетворения.

Судья В.В. Пантелеев