ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-977/17 от 23.11.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда – Хафизова Ю.В. Дело № 7р – 977/2017

Р Е Ш Е Н И Е

23 ноября 2017 года г.Красноярск, пр.Мира, 17

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ЗАО «Сибирь» Шарапова А.В. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе № 2883 от 04 августа 2017 года и решение судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 02 октября 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «СИБИРЬ» (далее – ЗАО «Сибирь»),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе № 2883 от 04 августа 2017 года ЗАО «Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Решением судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 02 октября 2017 года данное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ, защитник ЗАО «Сибирь» Шарапов А.В. просит принятые по делу постановление и судебное решение отменить, поскольку юридическое лицо приняло все возможные меры по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; издан и размещен на доске объявлений приказ о запрете курения, с которым все работники ознакомлены, назначено ответственное лицо, расклеены знаки о запрете курения; вход на территорию ЗАО «Сибирь» свободный, рядом расположена остановка общественного транспорта, доказательств того, что окурки оставлены работниками ЗАО «Сибирь», а не посторонними гражданами, не представлено; ЗАО «Сибирь» является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем в силу положений ч.1 ст.4.1.1, ч.2 ст.3.4 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Скрябину Л.Ю., принимая во внимание, что в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, нахожу постановление и решение судьи подлежащими изменению.

В силу п.9 ч.1 ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях.

В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2014 г. № 214-н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» предусмотрено, что знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.

Согласно пунктам 1, 2, 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака юридические лица обязаны: соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности; обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Частью 3 статьи 6.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Согласно материалам дела, при проведении плановой выездной проверки выявлено, что 20 апреля 2017 года с 13 час. 25 мин. до 14 час. 17 мин. ЗАО «Сибирь» в административном здании, расположенном по адресу: <адрес>, не осуществляет контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потреблений табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности: не обеспечены права работников ЗАО «Сибирь» на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, не обозначены территории, здания и объекты, где курение табака запрещено, а именно, при входе в административное здание ЗАО «Сибирь», а также в рабочих зонах, организованных в помещениях административного здания (кабинет генерального директора, приемная, кабинет главного бухгалтера, 2 кабинета бухгалтерии, кабинет инспектора отдела кадров, кабинет главного зооветспециалиста, кабинет инженера и главного агронома, помещение сторожа), отсутствует информация о запрете курения, отсутствуют знаки о запрете курения; на почвенном грунте территории административного здания ЗАО «Сибирь», которая имеет деревянное ограждение, обнаружено большое количество окурков, а также пустые пачки от сигарет различных марок, в двух урнах перед входом в административное здание обнаружено большое количество окурков сигарет, около мужского надворного туалета на почвенном грунте обнаружены пустые пачки от сигарет и большое количество окурков, что подтверждает факт курения работниками ЗАО «Сибирь», место для курения на территории административного здания ЗАО «Сибирь» не выделено, что является нарушением требований п.1 ст.4, п.1 ч.1 ст.9, п.3 ч.1 ст.10, п.п.1, 2, 3 ч.2 ст.10, ч.5 ст.12 Федерального закона РФ от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Имеющие обстоятельства дела установлены правильно. Вина ЗАО «Сибирь» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных в деле доказательств, анализ которых изложен в постановлении, судебном решении, в частности, протоколом осмотра от 20 апреля 2017 года, актом проверки от 07 июня 2017 года.

Отсутствие в установленных местах информации, знаков о запрете курения, наличие перед входом в административное здание и около мужского надворного туалета большого количества окурков и пустых пачек от сигарет, притом, что место для курения на территории административного здания ЗАО «Сибирь» не выделено, свидетельствует о неисполнении юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Издание приказа о запрете курения и назначение ответственного лица не освобождало ЗАО «Сибирь» от исполнения вышеуказанных обязанностей. Принадлежность окурков, притом, что курение осуществлялось на территории ЗАО «Сибирь», в местах, где общество должно контролировать соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, юридического значения не имеет.

Действия ЗАО «Сибирь» по части 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы верно.

Разбирательство по делу об административном правонарушении проведено полно, всесторонне и объективно. Собранным доказательствам дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Постановление, решение по делу об административном правонарушении отвечают требованиям ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела.

Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не допущено.

В соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

По смыслу закона замена административного штрафа предупреждением не является обязательным. С учетом характера допущенного нарушения оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается. К тому же, нарушение требований Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" создает угрозу причинения вреда здоровью людей в результате воздействия окружающего табачного дыма.

Вместе с тем, как следует из представленных материалов, по результатам этой же плановой выездной проверки начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе 04 августа 2017 года также вынесено постановление № 2884, которым ЗАО «Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Согласно этому постановлению, при проведении плановой выездной проверки выявлено, что 12 апреля 2017 года с 15 час. 40 мин. до 16 час. 15 мин. ЗАО «Сибирь» в молочном цехе, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение требований п.9 ч.1, ч.5 ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" не разместило соответствующий знак о запрете курения на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях молочного цеха.

Таким образом, по результатам одной проверки ЗАО «Сибирь» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.6.25 и ч.1 ст.6.25 КоАП РФ.

Между тем, характер указанных правонарушений свидетельствует о том, что они совершены одним бездействием. Административным органом искусственно сформировано два дела об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Поскольку ЗАО «Сибирь» в результате одного бездействия совершило административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.6.25 КоАП РФ и ч.3 ст.6.25 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, наказание ЗАО «Сибирь» за несоблюдение требований к порядку размещения знака о запрете курения и за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, должно быть назначено в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, - в соответствии с санкцией ч.3 ст.6.25 КоАП РФ.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе от 04 августа 2017 года № 2883 и № 2884 и решения судьи Балахтинского районного суда Красноярского края от 02 октября 2017 года в отношении закрытого акционерного общества «СИБИРЬ» изменить:

назначить ЗАО «Сибирь» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (по постановлениям № 2883 и № 2884) одно наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановления и решения оставить без изменения, жалобу защитника Шарапова А.В. – без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда С.И. Лазовский