ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7Р-98/2021 от 18.02.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Шефер Д.Я. Дело № 7р-98/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск «18» февраля 2021 г.

Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,

рассмотрев в судебном заседании жалобу главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора Семенкова А.В. на решение судьи Шушенского районного суда Красноярского края от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в отношении Администрации Субботинского сельсовета Шушенского района Красноярского края,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора Семенкова А.В. от <дата><данные изъяты> Администрации Субботинского сельсовета Шушенского района Красноярского края (далее Администрация Субботинского сельсовета) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Согласно постановлению, Администрация Субботинского сельсовета допустила выявленные <дата> при проведении плановой проверки нарушения требований к обеспечению безопасности при эксплуатации находящегося в собственности муниципального образования «<данные изъяты>» гидротехнического сооружения в <адрес>, выразившиеся в эксплуатации указанного гидротехнического сооружения:

в отсутствие в нарушение ст.8, п.8 ст.9, ст.9.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п.2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № 1365, аттестованных в области безопасности гидротехнических сооружений в установленном порядке специалистов, занимающихся эксплуатацией ГТС (п.6 Формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, используемого Федеральной службой по экологическому, технологическому надзору при проведении плановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений), утверждённого приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. № 556 (далее Форма проверочного листа));

в отсутствие в нарушение ст.9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», Приказа Ростехнадзора № 395 от 2 октября 2015 г. «Об утверждении требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» согласованных в Енисейском управлении Ростехнадзора правил эксплуатации гидротехнического сооружения (п.3 Формы проверочного листа);

в отсутствие в нарушение ст.ст.10, 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» действующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения (п.8 Формы проверочного листа);

при невнесении в нарушение ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановления Правительства РФ № 490 от 23 мая 1998 г. сведений о гидротехническом сооружении в Российский Регистр гидротехнических сооружений (п.7 Формы проверочного листа);

в отсутствие в нарушение ст.ст.2, 8, 9, 19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», п.3 Правил определения величины финансового обеспечения ответственности гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждённых Постановлением правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 876, расчёта вероятного вреда, который может быть причинён в результате аварии ГТС, разрабатываемого в соответствии с Методикой определения размера вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лица результате аврии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утверждённой приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 г. № 120, согласованного с органом исполнительной власти, на территории которого функционирует ГТС (п.п.12,13 Формы проверочного листа);

в отсутствие в нарушение ст.9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» страхования ГТС в установленном порядке (п.9 Формы проверочного листа);

при неопределении в нарушение ст.ст.2, 8, 9, 17 и 19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» п.п.2, 4 Правил определения величины финансового обеспечения ответственности гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждённых Постановлением правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 876, величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинён жизни, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (п.11 Формы проверочного листа);

при необеспечении в нарушение ст.9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в полной мере контроля за показателями состояния ГТС (не проводятся периодические инструментальные замеры, показывающие заложение откосов, уровень гребня) (п.1.2 Формы проверочного листа).

Решением судьи Шушенского районного суда Красноярского края от <дата> указанное постановление отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Енисейское управление Ростехнадзора.

В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд в предусмотренном ст.ст.30.2, 30.3, ч.5 ст.30.9 КоАП РФ порядке, вынесшее отменённое постановление должностное лицо, полагая решение судьи незаконным и необоснованным, просит его отменить, дело возвратить в районный суд на новое рассмотрение.

В судебном заседании защитник Фадеева С.Г. против удовлетворения жалобы возражала.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений - влечёт наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений») сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Регистр формируется и ведётся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацам первому, второму, шестому, седьмому и восьмому статьи 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии с абзацами первым – четвёртым, шестым, седьмым, девятым, четырнадцатым, пятнадцатым и восемнадцатым части первой и частью второй статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований в том числе при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учётом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несёт ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесённый в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии с абзацами первым, третьим, четвёртым, десятым, двенадцатым и тринадцатым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Первичная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится не позднее одного месяца при назначении на соответствующую должность.

Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на гидротехнических сооружениях.

Согласно частям второй, четвёртой и шестой статьи 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

В соответствии с абзацами первым и шестым статьи 19 этого же Федерального закона нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в том числе при неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № 1365 аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», проходят в том числе руководители организаций, осуществляющих в частности эксплуатацию, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений.

В соответствии с пунктом 4 Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утверждённых Приказом Ростехнадзора от 2 октября 2015 г. № 395, собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию правил.

В подтверждение невыполнения администрацией Субботинского сельсовета Шушенского района Красноярского края положений указанных норм представлены акт плановой проверки № <данные изъяты> от <дата> (учётный номер КНМ в ФГИС «Единый реестр проверок» <данные изъяты>), предписания №№ <данные изъяты>, <данные изъяты> от <дата> протокол об административном правонарушении № <данные изъяты> от <дата>.

Основанием к отмене постановления должностного лица Ростехнадзора судьёй указано отсутствие в деле сведений о том, кем эксплуатируется гидротехническое сооружение, доказательств такой эксплуатации, отсутствие в деле сведений о внесении ГТС в Регистр, отнесения ГТС к категории опасных, данных о непрошедших аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений работниках, отсутствие мотивированного решения о необходимости представления декларации безопасности до истечения срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 255-ФЗ.

Кроме того, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя Администрации Субботинского сельсовета в день составления в 12 часов акта проверки и направления уведомления о месте и времени составлении такого протокола в 13 часов расценено судьёй как нарушение права на защиту.

Каких либо иных оснований принятого решения судьёй в обжалованном решении не приведено.

Между тем, судьёй не было принято во внимание следующее:

В соответствии с абзацем четвёртым статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, помимо прочих, пунктом 3 части 1 настоящей статьи.

Пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 3 статьи 6 Устава Субботинского сельсовета Шушенского района Красноярского края, размещённого в том числе на сайте последнего в сети Интернет, Администрация Субботинского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчётным Субботинскому сельскому Совету депутатов.

Таким образом, в настоящем деле, вопреки указанию в решении судьи, Администрация Субботинского сельсовета обоснованно признана лицом, ответственным за исполнение обязанностей собственника гидротехнического сооружения, каковым согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права является муниципальное образование Субботинский сельсовет Шушенского района Красноярского края, поскольку является исполнительно-распорядительным органом указанного образования, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе полномочиями владения, пользования и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, то есть и указанным в постановлении гидротехническим сооружением.

С учётом непредставления в дело доказательств передачи гидротехнического сооружения в целях осуществления его эксплуатации иному лицу, рассмотревшее дело должностное лицо административного органа обоснованно исходило из возложения именно на Администрацию Субботинского сельсовета ответственности за исполнение указанных в постановлении обязанностей эксплуатирующей гидротехническое сооружение организации, соответственно возможности её привлечения к административной ответственности за их неисполнение.

При этом представления доказательств, подтверждающих фактическое осуществление Администрацией Субботинского сельсовета деятельности по эксплуатации гидротехнического сооружения не требовалось, поскольку указанное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения данного конкретного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» сведения о гидротехническом сооружении, не внесённые в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновлённые в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу этого Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до 1 января 2019 года.

Внесение указанных сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии со статьёй 7 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обусловлено утверждением федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения, обязанность составления которой статьёй 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» возложена на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию, обязанности которых в настоящем деле в связи с непринятием мер к передаче гидротехнического сооружения в целях осуществления его эксплуатации иному лицу возложены на Администрацию Субботинского сельсовета.

Согласно абзацам первому и семнадцатому части первой статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Анализ положений указанных норм позволяет прийти к выводу о том, у рассмотревшего дело должностного лица Ростехнадзора имелись основания исходить из того, что администрация Субботинского сельсовета является лицом, ответственным за внесение указанного в постановлении гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений, проведение его декларирования.

Кроме того, в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303, разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.

В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.

Между тем, материалы дела не содержат сведений об организации Администрацией Субботинского сельсовета как лицом, ответственным за исполнение обязанностей собственника указанного в постановлении гидротехнического сооружения, обследования последнего с участием представителей органа надзора.

С учётом изложенного у судьи не имелось оснований ставить под сомнение наличие у Администрации Субботинского сельсовета обязанностей по внесению указанного в постановлении гидротехнического сооружения в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, получению разрешения на его эксплуатацию, согласованию в органе надзора правил эксплуатации гидротехнического сооружения до истечения срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 255-ФЗ.

Понятие гидротехнического сооружения определено в статье 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и к таковым относятся в том числе плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на стадиях эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» чрезвычайная ситуация - обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Аналогичные критерии отнесения обстановки на определённой территории, сложившейся в результате аварии, к чрезвычайным ситуациям предусмотрены и статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Во исполнение последнего Федерального закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 21 мая 2007 г. № 304 ввело классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пунктам «а» и «б» пункта 1 указанного Постановления в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 1743 такие чрезвычайные ситуации подразделяются в том числе на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 240 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

Между тем, материалы дела не содержат данных о проведении Администрацией Субботинского сельсовета расчёта вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Красноярского края в результате аварии указанного в постановлении гидротехнического сооружения, в связи с чем утверждение рассмотревшего дело об административном правонарушении должностного лица о наличии у Администрации Субботинского сельсовета как собственника (эксплуатирующей организации) гидротехнического сооружения обязанности заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте следует признать обоснованным.

Непредставление административным органом данных о непрошедших аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений работниках не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее Администрацию Субботинского сельсовета от исполнения обязанности эксплуатирующей гидротехническое сооружение организации организовать прохождение в том числе её руководителем, должностными лицами, на которых должны быть возложены функции по осуществлению эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, исключающее ответственность указанной организации за неисполнение такой обязанности.

Кроме того, неприведение в составленном в отношении Администрации Субботинского сельсовета протоколе об административном правонарушении сведений и непредставление доказательств, указание в решении судьи на отсутствие которых послужило основанием для возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу Ростехнадзора, не лишало судью возможности рассмотреть дело по поданной в суд жалобе по существу с вынесением решения в соответствии с пунктами 1-3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

С учётом определения местом составления протокола об административном правонарушении места нахождения юридического лица, в отношении которого решался вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, уведомление этого лица о таком составлении в день составления протокола само по себе не свидетельствует о нарушении права на защиту.

При этом материалы дела не содержат данных о заявлении законным представителем либо защитником Администрации Субботинского сельсовета ходатайств об отложении составления протокола в связи с недостаточностью времени для подготовки к участию в таком составлении.

Неуказание в нарушение требований п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ основанных на законе и соответствующих установленным обстоятельствам мотивов принятого решения расцениваю как существенное нарушение процессуального закона, поскольку оно повлекло вынесение незаконного и необоснованного решения об отмене постановления должностного лица и возвращении дела на новое рассмотрение.

При указанных обстоятельствах, с учётом допущенного судьёй существенного нарушения требований КоАП РФ, прихожу к выводу об отмене постановленного судебного акта.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путём возвращения дела на новое рассмотрение ввиду следующего:

Установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с 22 января 2020 г. и истёк 23 января 2021 г.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 названного Кодекса по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого отменено постановление о назначении административного наказания, обсуждаться не может.

Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истёк, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.

При этом подлежит отмене и постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора от <дата>. № <данные изъяты>, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Производство по настоящему делу подлежит прекращению, по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора от <дата>. № <данные изъяты> и решение судьи Шушенского районного суда Красноярского края от <дата><дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в отношении Администрации Субботинского сельсовета Шушенского района Красноярского края отменить.

Производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Судья

Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.