Судья Сабирьянов Р.Я. № 7р-99/2020
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 13 мая 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Лоскутова Н.Г.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 на решение
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО2, <...>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений в течение одного года не привлекавшегося,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Е. О.В. от
20 декабря 2019 года № 012/04/14.9-631/2019 должностное лицо
ФИО2, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2020 года, вынесенным по жалобе ФИО2, вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Е. О.В. просит решение судьи отменить. В жалобе указывает, что на дату обращения ИП <...> С.В. министерство обладало сведениями о времени отправления транспортных средств ИП ФИО3 по межмуниципальному маршруту «Йошкар-Ола-Коротни», и не могло не знать о практически полном совпадении времени отправления по маршрутам «Йошкар-Ола-Юрино», «Йошкар-Ола-Васильевское», «Йошкар-Ола-Коротни» после изменения расписания движения по маршрутам ИП <...> С.В. «Йошкар-Ола-Юрино»,
«Йошкар-Ола-Васильевское». Из взаимосвязанного толкования Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З «О регулировании отдельных отношений в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Марий Эл» (далее Закон № 26-З), Правил «Организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл», утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2015 года № 748 (далее по тексту Правила № 748), следует, что действующим региональным законодательством установлен запрет на произвольное изменение маршрутов регулярных перевозок в случае, если имеются маршруты, совпадающие с измененным маршрутом, а так же установлено требование о соблюдении разницы в расписании отправления транспортных средств по совпадающим маршрутам. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики
Марий Эл, являясь уполномоченным органом в сфере организации пассажирских перевозок, при рассмотрении заявления ИП <...> С.В. было обязано потребовать от него согласования в письменной форме с
ИП ФИО3, осуществляющим регулярные перевозки по ранее установленным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, с которым имеются общие остановочные пункты, и оценить предлагаемые изменения в расписании с точки зрения разумного соблюдения прав
ИП ФИО3, поскольку значения минимальной разницы во времени отправления до настоящего времени не установлены. Изменение расписания отправления транспортных средств по маршрутам ИП <...> С.В. «Йошкар-Ола-Юрино», «Йошкар-Ола-Васильевское», без учета времени отправления по маршруту «Йошкар-Ола-Коротни» ИП ФИО3, ведет к ограничению прав последнего и ограничению конкуренции на рынке регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок. Полагает, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл имело возможность исполнить ранее объявленное предупреждение Марийского УФАС России, в том числе на основании выданного предупреждения повторно могло рассмотреть обращение ИП <...> С.В. об изменении расписания по маршрутам регулярных перевозок, а также путем ведения переписки и переговоров с перевозчиком. Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 10 сентября 2018 года № 214 «Об изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл» контроль за исполнением данного приказа возложен на заместителя министра ФИО2 Должностным регламентом заместителя министра к должностным обязанностям относится осуществление регулирования в сфере автомобильного и пассажирского транспорта. При этом ФИО2 в судебном заседании подтвердил, что осуществляет общее руководство в сфере регулирования автомобильного пассажирского транспорта. Однако данные обстоятельства не были оценены судом первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, поскольку ФИО2 является должностным лицом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, ответственным за организацию деятельности и подготовке приказа об изменении расписания межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, принятием которого нарушаются положения статьи 15 Закона защите конкуренции, он является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
Выслушав объяснения представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО4, поддержавшей жалобу, объяснения ФИО2 и его защитника Волкова Д.И., просивших решение судьи оставить без изменения, изучив жалобу, исследовав материалы жалобного производства, административный материал, судья приходит к следующему.
Положениями статьи 24.1 КоАП РФ установлено, что к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Приказом № 214 министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл <...> А.А. от 10 сентября 2018 года, внесены изменения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, отправления транспортных средств
ИП <...> С.В. по вышеуказанному маршруту «Йошкар-Ола-Юрино» и «Йошкар-Ола-Васильевское».
Согласно пункта 7 раздела II Правил № 748 установление и изменение межмуниципального маршрута регулярных перевозок, согласно которому инициатор изменения межмуниципального маршрута регулярных перевозок - перевозчик представляет в уполномоченный орган при изменении расписания движения предлагаемое расписание движения в виде таблицы с указанием времени отправления транспортного средства от начального остановочного пункта (конечного остановочного пункта), согласованное с владельцами данных остановочных пунктов.
При этом, в соответствии подпунктом «б» пункта 8 Правил № 748, в случае, если разница в расписаниях меньшая, чем это указано в частях 1 и 3 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 23 мая 2017 года № 26-З, то предлагаемое расписание движения должно быть в письменной форме согласовано инициатором с перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки по ранее установленным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и (или) муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
В части 1 статьи 6 Закона № 26-З указано, что если устанавливаемый или изменяемый межмуниципальный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл, то минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов должна соответствовать значениям, установленным Правительством Республики Марий Эл.
На 10 сентября 2018 года Правительством в Республике Марий Эл такие значения минимальной разницы во времени отправления не приняты.
Согласно подпункту «з» пункта 14 Правил № 748 основанием для отказа в установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок является обстоятельство, когда заявленный к установлению или изменению межмуниципальный маршрут регулярных перевозок совпадает с ранее установленным межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок более чем на 85 процентов своей протяженности.
Из реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл и договора на транспортное обслуживание от 1 февраля 2013 года следует, что ИП ФИО3 осуществлял регулярные перевозки по межмуниципальному маршруту № 510К
«Йошкар-Ола-Коротни» со временем отправления с начального остановочного пункта г. Йошкар-Ола в 6-59, 8-59, 12-31, 13-36, 17-18.
ИП <...> С.В. осуществлял регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам № 603К «Йошкар-Ола-Юрино», № 621К «Йошкар-Ола-Васильевское» по установленному расписания отправления транспортных средств по указанным маршрутам: по маршруту «Йошкар-Ола-Юрино» - из г. Йошкар-Олы: 7-29, 8-20, 1100, 15-41, из Юрино: 6-00,
12-00, 14-00, 15-00; по маршруту «Йошкар-Ола-Васильевское» - из
г. Йошкар-Олы: 14-12, из Юрино: 6-30.
Приказом № 214 от 10 сентября 2018 года, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, по заявлению ФИО5, в расписание по данным маршрутам Министерством внесены изменения, и установлено время отправления: по маршруту «Йошкар-Ола-Юрино» - из
г. Йошкар-Олы: 6-50, 9-00, 11-00, 15-00, 17-00, по маршруту «Йошкар-Ола-Васильевское» - из Йошкар-Олы в 13-30.
Таким образом, после изменения расписания по некоторым рейсам расписание по маршрутам «Йошкар-Ола-Юрино», «Йошкар-Ола-Васильевское» практически совпало с расписанием по маршруту
«Йошкар-Ола-Коротни», рейсы: 06-59 «Йошкар-Ола-Коротни» - 06-50 «Йошкар-Ола-Юрино»; 08-59 «Йошкар-Ола-Коротни»- 09-00 «Йошкар-Ола-Юрино»; 13-30 «Йошкар-Ола-Васильевское»- 13-36 «Йошкар-Ола-Коротни».
Маршрут «Йошкар-Ола-Коротни» проходит от начального остановочного пункта г. Йошкар-Ола до с. Коротни по тем же улицам, автомобильным дорогам, что и маршруты «Йошкар-Ола-Васильевское», «Йошкар-Ола-Юрино», по всем маршрутам по пути следования находятся идентичные остановки.
При этом протяженность совпадающих маршрутов «Йошкар-Ола-Васильевское» - 208,9 км, «Йошкар-Ола-Юрино» - 222,8 км., «Йошкар-Ола-Коротни» - 120,5 км, т.е. заявленный ИП <...> С.В. к установлению или изменению межмуниципальный маршрут регулярных перевозок – 208,9 км и 222,8 км совпадает с ранее установленным – 120.5 км межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок на 173, 36 % и 184, 89 %, т.е. более чем на 85 процентов своей протяженности.
Несмотря на то, что на 10 сентября 2019 года Правительством Республики Марий Эл минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов приняты не были (часть 1 статьи 6 Закона № 26-З), министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл издал названный приказ №214 и вопреки, требованию подпункта «б» пункта 8 Правил №748, при рассмотрении заявления ИП <...> С.В. не имело место согласование в письменной форме с ИП ФИО3
Минимальные значения разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл были приняты постановлением Правительства Республики Марий Эл <дата>
№ 19 «Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Марий Эл».
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности послужили изложенные в постановлении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <...> О.В. от 20 декабря 2019 года № 012/04/14.9-631/2019 выводы о том, что названным лицом, являющимся на момент вынесения указанного постановления заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, нарушено требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в изменении расписания отправления транспортных средств
ИП ФИО5 по маршруту «Йошкар-Ола-Юрино», в части времени отправления из начального остановочного пункта в 06 часов 50 минут,
09 часов 00 минут и по маршруту «Йошкар-Ола-Васильевское» в части времени отправления из начального остановочного пункта в 13 часов
30 минут, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
По результатам проверки законности и обоснованности привлечения ФИО2 к административной ответственности, судья городского суда, установив, что ФИО2, занимающий должность заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, в чей должностной регламент, не входит перечень должностных обязанностей по осуществлению регулирования в сфере автомобильного и пассажирского транспорта; принимая во внимание, что изменения в приказ № 214 от
10 сентября 2018 года внесены министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл ФИО6, тогда как на ФИО2 возложен лишь контроль за исполнением настоящего приказа, отменил постановление должностного лица административного органа и прекратил производство по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, поскольку ФИО2 не является субъектом данного правонарушения.
Доводы, содержащиеся в жалобе должностного лица на решение судьи городского суда, сводятся к обсуждению вопросов доказанности виновности
ФИО2 в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является дата принятия приказа приказ № 214 от 10 сентября 2018 года, которым изменено расписание отправления транспортных средств по указанным выше маршрутам.
Срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек 10 сентября 2019 года.
Исходя из положений пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ, обсуждение вины лица в совершении административного правонарушения за пределами срока давности не допускается, за исключением дел по жалобам лиц, которым назначено административное наказание.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл <...> О.В. от
20 декабря 2019 года № 012/04/14.9-631/2019, которым ФИО2 назначено административное наказание, отменено решением судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 февраля 2020 года, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ. Настоящее дело рассматривается по жалобе должностного лица, вынесшего постановление о назначении наказания.
Исходя из смысла вышеприведенных норм вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи районного суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу.
Поскольку на момент рассмотрения дела судьей Верховного Суда Республики Марий Эл срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности истек, указанное обстоятельство исключает возможность обсуждения вопроса о его виновности по настоящему делу и отмену решения судьи по жалобе должностного лица, вынесшего постановление о назначении наказания.
При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Е. О.В. и отмены решения судьи не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья
р е ш и л:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Н.Г. Лоскутова