УИД № 81RS0006-01-2020-003311-12
Дело № 2- 37/2021
Решение
Именем Российской Федерации
с. Юсьва 29 января 2021 года
Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе председательствующего Баяндиной Е.В.,
при секретаре Боталовой М.В.,
с участием прокурора Никитина Д.В.,
ответчика ФИО1,
представителя ответчика, третьего лица ФИО2,
заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юсьвинского района в защиту муниципального образования Юсьвинский муниципальный район к ликвидационной комиссии администрации Юсьвинского муниципального района о признании пункта 3 распоряжения исполняющего полномочия главы муниципального района – главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об увольнении ФИО3» по выплате ФИО3 выходного пособия незаконным, и о взыскании с ФИО3 в пользу администрации Юсьвинского муниципального района необоснованно полученной денежной выплаты,
Установил:
Прокурор Юсьвинского района обратился в суд с вышеназванным иском к ликвидационной комиссии администрации Юсьвинского муниципального района. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ и.п. главы муниципального района – главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО3 издано распоряжение № «Об увольнении ФИО3». В соответствии со ст. 178 ТК РФ при увольнении ФИО3 выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Проведенной проверкой было установлено, что распоряжение вынесено незаконно по следующим основаниям. В ходе рассмотрения гражданского дела по иску З.Т.В., администрацией Юсьвинского муниципального округа Пермского края (далее администрацией Юсьвинского МО ПК) в суд были направлены возражения, из которых следовало, что в конце февраля 2020 года ФИО3 уже была предложена должность заместителя главы по социальному развитию, а ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была назначена на данную должность. Данные обстоятельства указывают на то, что фактически имел место перевод работника с его согласия на работу к другому работодателю, и при этом работник имеет право только на компенсацию за неиспользованные отпуска. Также из возражений к иску З.Т.В. следует, что ФИО3 на ДД.ММ.ГГГГ знала о предстоящем трудоустройстве в администрации Юсьвинского МО ПК, однако издала распоряжение об увольнении самой себя на основании, предусматривающем получение выходного пособия. На основании распоряжения №-к от ДД.ММ.ГГГГ была произведена выплата выходного пособия ФИО3 в размере 88385 рублей. На ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации Юсьвинского МО ПК было назначено 67 сотрудников из числа сотрудников ликвидированной администрации Юсьвинского муниципального района, которым выплата выходного пособия не производилась. Также имелась категория лиц, которые были уволены, и им была произведена выплата компенсации в соответствии со ст. 178 ТК РФ, но при этом им не было предложено перейти на работу в администрацию Юсьвинского МО ПК. В ходе проведенной проверки также было установлено, что у ФИО3 не было намерения увольняться с фактическим прекращением трудовой деятельности, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она фактически исполняла свои трудовые функции, как заместитель главы администрации Юсьвинского МО ПК, руководила деятельностью должностных лиц администрации Юсьвинского МО ПК, подчиненных по должности заместителю главы администрации Юсьвинского МО ПК по социальным вопросам, согласовывала служебные документы, ход работы по направлениям деятельности. ФИО3 воспользовалась сложившейся ситуацией в виде ликвидации администрации Юсьвинского муниципального района для последующего получения выходного пособия в размере среднего месячного заработка. Согласно постановлению главы администрации Юсьвинского МО ПК от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 входит в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Юсьвинского МО ПК в качестве председателя эвакуационной комиссии. Подписанию и обнародованию данного постановления в газете «Юсьвинские Вести» предшествовал процесс согласования со всеми членами указанной комиссии, в том числе с самой ФИО3 Согласно акту проверки законности целевой направленности и эффективности использования средств, предусмотренных в местном бюджете на обеспечение ликвидационных мероприятий органов местного самоуправления Юсьвинского района, в администрации Юсьвинского МО ПК от ДД.ММ.ГГГГ, при выплате выходного пособия уволенным работникам администрации Юсьвинского муниципального района, принятым на работу в администрацию Юсьвинского МО ПК, допущено неэффективное использование средств местного бюджета в сумме 233,29702 тыс. рублей. Просит признать незаконным пункт 3 распоряжения и.п. главы муниципального района - главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об увольнении ФИО3», по выплате ФИО3 в соответствии со ст. 178 ТК РФ выходного пособия в размере среднего месячного заработка, и взыскать с ФИО3 в пользу администрации Юсьвинского муниципального района необоснованно полученную денежную выплату в размере 88385 рублей.
В судебном заседании прокурор Никитин Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Ответчик- председатель ликвидационной комиссии администрации Юсьвинского муниципального района ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ФИО3 была уволена в соответствии с трудовым законодательством.
Представитель ответчика - ликвидационной комиссии администрации Юсьвинского муниципального района, заинтересованного лица- администрации Юсьвинского МО ПК ФИО2 с исковыми требования прокурора не согласилась, подтвердила доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Пермского края № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края», в соответствии с которым Архангельское сельское поселение, Купросское сельское поселение, Майкорское сельское поселение, Пожвинское сельское поселение, Юсьвинское сельское поселение, входящие в состав Юсьвинского муниципального района, в целях ускорения социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни населения преобразованы путем объединения в новое муниципальное образование – Юсьвинский муниципальный округ Пермского края. Решением Думы Юсьвинского МО ПК от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена структура администрации Юсьвинского МО ПК. В связи с ликвидацией муниципального образования и образованием нового муниципального образования все работники администрации Юсьвинского муниципального района за два месяца получили соответствующие предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации. Последним рабочим днем было определено считать ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с требованиями трудового законодательства от части работников администрации Юсьвинского района, желающих продолжить работу в администрации Юсьвинского МО ПК, в адрес главы Юсьвинского МО ПК поступили заявления об увольнении путем перевода на работу к другому работодателю. Работники, которым не были предложены должности в администрации Юсьвинского МО ПК, или не желающие уволиться путем перевода к другому работодателю, уволены в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, также им выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка в соответствии со ст. 178 ТК РФ. ФИО3 в администрации Юсьвинского муниципального района занимала должность муниципальной службы заместителя главы администрации по социальным вопросам. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Юсьвинского района принято распоряжение №, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволена в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, о чем в трудовой книжке сделана запись. В связи с увольнением по данному основанию ФИО3 в соответствии со 178 ТК РФ выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Должность заместителя главы администрации Юсьвинского МО ПК по социальному развитию ФИО3 была предложена в феврале 2020 года, однако на дату увольнения ДД.ММ.ГГГГ согласие от ФИО3 не поступало. В связи с этим ФИО3 была уволена в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Согласие от ФИО3 на трудоустройство в должности заместителя главы администрации по социальному развитию администрации Юсьвинского МО ПК получено было в середине марта 2020 года. Утверждения о том, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически исполняла трудовые функции в вышеуказанной должности, основаны на слухах и домыслах. Ошибочное включение ФИО3 в состав рабочей группы не является доказательством ее присутствия на рабочем месте и осуществления трудовых функций. Неэффективное использование средств местного бюджета, связанное с выплатой выходного пособия трем сотрудникам администрации района, и в течение месяца принятым на работу в администрацию округа, не является нарушением бюджетного законодательства. Результаты проверки Контрольно-счетной палаты Пермского края не содержат выводов о неправомерном использовании средств бюджета при осуществлении выплаты выходных пособий и о неправомерности действий главы. Выплаты выходного пособия были произведены в соответствии с трудовым законодательством. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо ФИО3 исковые требования прокурора считает не обоснованными, поскольку выплата выходного пособия была осуществлена в соответствии с ТК РФ. В соответствии с Законом Пермского края администрация Юсьвинского муниципального района Пермского края была ликвидирована, а с ДД.ММ.ГГГГ начала деятельность администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края. От главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО4 в феврале 2020 года неоднократно поступали предложения на замещение должности заместителя главы в администрации Юсьвинского МО ПК. Однако в силу своего возраста и семейных обстоятельств, продолжать трудовую деятельность она не планировала. В соответствии с трудовым законодательством, все заместители глав администраций муниципальных районов, которые попадали под ликвидацию, были обеспечены содержанием на целый календарный год. Она, как заместитель главы администрации Юсьвинского муниципального района, имела право на получение данных выплат. После увольнения из администрации Юсьвинского муниципального района в связи с ликвидацией, ей продолжали поступать предложения от главы администрации Юсьвинского МО ПК ФИО4 на замещение должности главы администрации Юсьвинского МО ПО по социальным вопросам. Глава аргументировал это тем, что ситуация, которая сложилась в администрации Юсьвинского МО ПК в социальной сфере, не очень положительная, поскольку произошла полная замена руководителей, два главных распорядителя бюджетных средств отдела культуры и отдела образования поменялись, и для того, чтобы наладить деятельность этих структур, необходим был человек, который хорошо знает эту систему. Она утвердительный ответ не давала на протяжении длительного времени, поскольку ее семья была категорически против. Однако, в середине марта 2020 года, в связи с уговорами главы, она дала свое согласие на замещение должности заместителя главы администрации Юсьвинского МО ПК на один год для того, чтобы наладить в администрации все правила жизнедеятельности, которые должны обеспечивать бесперебойное функционирование социальной системы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась дома, на рабочее место не приезжала и не осуществляла никакие управленческие функции. В этот период главой администрации единолично контролировались постановления и распоряжения, касающиеся социальной сферы, поскольку не было заместителя по социальным вопросам. Постановление комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Юсьвинского МО ПК было принято без ее ведома и в ее отсутствие. В данный документ специалист включила ее ошибочно. Глава администрации, в связи огромным количеством документов, подписал данное постановление. В администрации имеются установленные порядки внесения изменений в случае совершения ошибок, что и было сделано в последующем с вышеназванным документом. Также она не направляла никаких распоряжений по электронной почте, которые касались управленческой деятельности, подведомственной заместителю главы администрации по социальной сфере. Ей направляли по электронной почте один документ, касающийся распределения книг, которые были изданы к юбилею Юсьвинского района, но это были «хвосты», которые оставались с прежней работы. С данным документом она не работала, так как занималась внуками. Считает, что утверждения прокурора ничем не подтверждены. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ гласит, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с законом Пермского края от 20 июня 2019 года № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края» Архангельское сельское поселение, Купросское сельское поселение, Майкорское сельское поселение, Пожвинское сельское поселение, Юсьвинское сельское поселение, входящие в состав Юсьвинского муниципального района, преобразованы путем их объединения в новое муниципальное образование в Юсьвинский муниципальный округ Пермского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 427-ПК «Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края» со дня вступления в силу настоящего Закона и до формирования органов местного самоуправления Юсьвинского муниципального округа Пермского края устанавливается переходный период.
В соответствии с решениями Думы Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 11 февраля 2020 года № 108 «Об учреждении администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края», от 20 февраля 2020 года № 136 «О ликвидации администрации Юсьвинского муниципального района, как юридического лица», с 01 марта 2020 года администрация Юсьвинского муниципального района ликвидирована, учреждена администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края.
Муниципальная служба в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Частью 2 ст. 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Положениями ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. Аналогичные положения содержатся в абз. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Как установлено в судебном заседании, в администрации Юсьвинского муниципального района ФИО3 занимала должность муниципальной службы заместителя главы администрации по социальным вопросам. ДД.ММ.ГГГГ и.п. главы муниципального района - главы администрации Юсьвинского муниципального района принято распоряжение № в соответствии с которым ФИО3 уволена в связи с ликвидацией организации – администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, что подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке.
В связи с увольнением ФИО3 в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Поскольку, как установлено в судебном заседании на основании материалов дела, процедура ликвидации администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края состоялась, законность процедуры ликвидации не оспорена, поэтому выплаты ФИО3 в связи с ликвидацией организации являются правомерными.
Доводы о том, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически исполняла свои трудовые функции в должности заместителя главы администрации Юсьвинского МО ПК по социальному развитию, руководила деятельностью подчиненных ей сотрудников, давала указания, в судебном заседании не нашли своего подтверждения.
Также не может являться доказательством исполнения трудовых функций ФИО3 включение ее в состав рабочей группы сотрудниками администрации округа. Утверждения о том, что подписанию и обнародованию данного постановления предшествовал процесс согласования проекта постановления с ФИО3, ничем не обоснованы, письменными доказательствами не подтверждены.
Истцом в материалы дела не представлено допустимых и достаточных доказательств, бесспорно подтверждающих факт того, что ФИО3 воспользовалась сложившейся ситуацией в виде ликвидации администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края с целью получения выходного пособия в размере среднего месячного заработка, имея намерение в последующем трудоустроиться в администрацию Юсьвинского МО ПК.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 приступила к исполнению обязанностей ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжению администрации Юсьвинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня заключения с ней трудового договора.
В судебном заседании по ходатайству прокурора допрошены свидетели М.Р.С., М.Л.В.
Из показаний свидетеля М.Р.С. следует, что в феврале 2020 года совместно с ФИО3 находилась на совместных мероприятиях, связанных с подготовкой к юбилею района, также обсуждали вопросы по проектной деятельности. В середине февраля 2020 года ему стало известно от супруги М.Л.В., что ФИО3 остается работать, отдохнет немного и в марте 2020 года выйдет на работу. Данные сведения супруге стали известны от И.Н.А. Также К.Е.М., которая на тот период работала в Комиссии по делам несовершеннолетних, говорила о том, что ФИО3 планирует продолжить свою трудовую деятельность, что у нее впереди большие планы. В конце февраля или в начале марта 2020 года, к нему приходила бывший заместитель главы района З.Т.В., пояснила, что ФИО3 и ФИО5 уходят и продолжать свою трудовую деятельность не желают, в связи с чем она написала заявление о принятии ее на работу в администрацию округа в качестве заместителя главы округа либо руководителем аппарата администрации округа. Считает, что кандидаты на должность, которую занимает в администрации округа ФИО3, были, например З.Т.В., которая длительный период работала на должности заместителя главы, не достигла пенсионного возраста. Когда человек понимает, что увольняется с работы и уходит навсегда, то он все свои вещи забирает. Если сейчас зайти в кабинет ФИО3, то все личные дипломы и игрушки с фестивалей стоят на прежних местах, их обстановка не нарушена.
Из показаний свидетеля М.Л.В. следует, что с марта 2019 года по ДД.ММ.ГГГГ она осуществляла свою трудовую деятельность в качестве главного специалиста в отделе культуры администрации Юсьвинского муниципального района, находилась в подчинении ФИО3 От И.Н.А. в середине февраля 2020 года ей стало известно о том, что ФИО3 остается работать в администрации Юсьвинского муниципального округа, отдохнет немного и в марте 2020 года выйдет на работу. Также от бывших коллег ей известно о том, что ФИО3 в период, когда была уволена, давала организационные указания по телефону.
Доводы свидетелей о том, что ФИО3 планирует продолжить трудовую деятельность в администрации Юсьвинского муниципального округа, являются голословными. В связи, с чем суд относится критически к показаниям свидетелей и не берет их за основу выводов по существу спора.
Как установлено судом, М.Л.В. ранее осуществляла трудовую деятельность в отделе культуры при администрации Юсьвинского муниципального района, находилась в подчинении ФИО3, и была уволена, в связи с чем у суда имеются основания полагать о заинтересованности свидетеля в исходе дела.
Учитывая, что М.Р.С. является супругом свидетеля М.Л.В., его показания суд также отвергает, поскольку данный свидетель имеет свой интерес в разрешении данного спора.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований прокурора Юсьвинского района в защиту муниципального образования Юсьвинский муниципальный район к ликвидационной комиссии администрации Юсьвинского муниципального района о признании пункта 3 распоряжения и.п. главы муниципального района - главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об увольнении ФИО3» по выплате ФИО3 выходного пособия незаконным, следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования о признании пункта 3 распоряжения и.п. главы муниципального района – главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об увольнении ФИО3» по выплате ФИО3 выходного пособия незаконным, не подлежат удовлетворению требования, вытекающие из основного требования о взыскании с ФИО3 в пользу администрации Юсьвинского муниципального района необоснованно полученной денежной выплаты в размере 88385 рублей.
Руководствуюсь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Юсьвинского района в защиту муниципального образования Юсьвинский муниципальный район к ликвидационной комиссии администрации Юсьвинского муниципального района о признании пункта 3 распоряжения исполняющего полномочия главы муниципального района – главы администрации Юсьвинского муниципального района ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об увольнении ФИО3» по выплате ФИО3 выходного пособия незаконным, и о взыскании с ФИО3 в пользу администрации Юсьвинского муниципального района необоснованно полученной денежной выплаты в размере 88385 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 04 февраля 2021 года.
Председательствующий Баяндина Е.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>