ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 810006-01-2021-002303-45 от 01.10.2021 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

УИД № 81 RS0006-01-2021-002303-45

Дело № 2-1086/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Юсьва 01 октября 2021 года

Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Юсьва) в составе председательствующего судьи Баяндиной Е.В.,

при секретаре Боталовой М.В.,

с участием прокурора Бурковой Ж.С.,

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юсьвинского района в интересах ФИО1, к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности принять меры к приведению жилого помещения в нормативное состояние,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Юсьвинского района обратился в суд в интересах ФИО1 к администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Юсьвинского района была проведена проверка состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности администрации Юсьвинского МО. В ходе проверки было установлено, что на основании договора социального найма № 14 от 4 февраля 2016 года в данном жилом помещении проживает ФИО1 Крыльцо жилого дома имеет отклонение от вертикали в левую сторону относительно дверного проема, в жилых помещениях установлено наличие зыбкости пола, деревянная лестница крыльца имеет уклон в сторону дверного проема в жилые помещения, в двух комнатах имеются признаки увлажнения наружных деревянных стен (вздутие обоев, наличие на них влажных пятен), по периметру жилого дома высокая воздухопроницаемость наружных деревянных стен, в подвале дома наличие увлажнений на отдельных конструкциях, в чердачном помещении на отдельных деревянных стропилах наличие коробления, трещин. Также в ходе проверки выявлены признаки реконструкции жилого дома в виде наличия деревянного пристроя слева от крыльца, износ которого составляет 65%. Просил обязать администрацию Юсьвинского муниципального округа Пермского края принять меры к приведению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нормативное состояние, а также провести регистрацию надворных построек (пристроя), принять меры к его сносу или привести в нормативное состояние.

В судебном заседании прокурор Буркова Ж.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Юсьвинского муниципального округа принять меры к приведению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нормативное состояние, а также провести регистрацию надворных построек (пристроя), принять меры к его сносу или привести в нормативное состояние до 1 декабря 2021 года.

ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном по договору социального найма от 19 июля 2021 года. Дом холодный, требует капитального ремонта, необходимо утеплить стены, отремонтировать пол, крыльцо. Надворные постройки просила не сносить, а привести их в надлежащее состояние.

Представитель ответчика - администрации Юсьвинского муниципального округа ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что администрацией Юсьвинского муниципального округа Пермского края в жилом помещении, предоставленном для проживания ФИО1 по договору социального найма, в 2020 году проведены работы по замене разрушенных венцов в стенах дома, устройству фундаментов, ремонту и восстановлению герметизации горизонтальных и вертикальных стыков стеновых панелей, возведению стены из газобетонных блоков на общую сумму 272.413 руб. После проведения ремонта 03 марта 2021 года осуществлено обследование жилого помещения, в результате которого установлено, что в подвальном помещении обнаружена изморозь по всей поверхности фундамента, заморожена расположенная в повале водопроводная труба. Комиссией рекомендовано провести утепление подвальной части дома. Администрацией Юсьвинского муниципального округа 17 сентября 2021 года запущена процедура закупки на проведение работ по утеплению подвальной части дома, что позволит устранить увлажнение отдельных конструкций в подвале жилого дома. Работы по устранению зыбкости пола в жилом помещении, увлажнения наружных деревянных стен, высокой воздухопроницаемости наружных деревянных стен, работы по укреплению стропильной системы не относятся к капитальному ремонту. Данные виды работ должны производиться нанимателем жилого помещения. ФИО1 ненадлежащим образом осуществляется содержание жилого помещения, не проводится текущий ремонт.

Согласно техническому паспорту домовладения, сооружение, на которое просят провести регистрацию, является дощаным навесом, пристройкой по своим характеристикам не является, поскольку не имеет со зданием общую капитальную стену, в связи с чем, информация о нем в техническом паспорте здания отражена быть не может. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Согласно ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Согласно ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.

В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания жилого помещения лежит на собственнике данного имущества.

В судебном заседании установлено, что жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> муниципального округа, в котором проживает истица, находится в муниципальной собственности администрации Юсьвинского муниципального округа (л.д. 93).

Как следует из договора социального найма жилого помещения № 186 от 19 июля 2021года, администрация Юсьвинского муниципального округа (наймодатель) предоставила ФИО1 (наниматель) в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проживания.Согласно п.5 данного договора наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Прокуратурой Юсьвинского района совместно с представителями инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, администрации Юсьвинского муниципального округа 4 февраля 2021 года была проведена проверка состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> муниципального округа, принадлежащего на праве собственности администрации Юсьвинского МО. В ходе проверки было установлено, что крыльцо жилого дома имеет отклонение от вертикали в левую сторону относительно дверного проема, в жилых помещениях установлено наличие зыбкости пола, деревянная лестница крыльца имеет уклон в сторону дверного проема в жилые помещения, в двух комнатах имеются признаки увлажнения наружных деревянных стен (вздутие обоев, наличие на них влажных пятен), по периметру жилого дома высокая воздухопроницаемость наружных деревянных стен, в подвале дома наличие увлажнений на отдельных конструкциях, в чердачном помещении на отдельных деревянных стропилах наличие коробления, трещин. Также в ходе проверки выявлены признаки реконструкции жилого дома в виде наличия деревянного пристроя слева от крыльца. Указанный пристрой не предусмотрен согласно предоставленному техническому паспорту здания.

Согласно техническому паспорту домовладения от 9 июня 2017 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1979 года постройки, физический износ жилого дома 51%.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, а именно: обследование жилых зданий и изготовление проектно-сметной документации, ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, модернизация жилых зданий, утепление жилых зданий, замена внутриквартальных инженерных сетей, установка приборов учета, переустройство невентилируемых совмещенных крыш, авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий, технический надзор, ремонт встроенных помещений в зданиях (Приложение 8).

Иные работы, не отнесенные Правилами к капитальному ремонту жилищного фонда, должны осуществляться нанимателем за свой счет как текущий ремонт занимаемого жилого помещения.

Как следует из материалов дела, выявленные нарушения в жилом <адрес>, и указанные в справке Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 5 февраля 2021 года, в частности: крыльцо жилого дома имеет отклонение от вертикали в левую сторону относительно дверного проема, в жилых помещениях установлено наличие зыбкости пола, деревянная лестница крыльца имеет уклон в сторону дверного проема в жилые помещения, в двух комнатах имеются признаки увлажнения наружных деревянных стен (вздутие обоев, наличие на них влажных пятен), по периметру жилого дома высокая воздухопроницаемость наружных деревянных стен, в подвале дома наличие увлажнений на отдельных конструкциях, в чердачном помещении на отдельных деревянных стропилах наличие коробления, трещин - относятся к капитальному ремонту, в связи с чем, исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчика принять меры к приведению вышеуказанного жилого помещения в нормативное состояние, подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края, как собственник домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, вправе по своему усмотрению принять меры к сносу надворных построек (пристроя) либо приведению его в нормативое состояние.

Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 года № 37, пристройкой называется часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, которая является вспомогательной по отношению к зданию и имеет с ним одну (или более) общую капитальную стену.

Из технического паспорта на домовладение, расположенное в <адрес>, следует, что домовладение состоит из жилого дома, трех холодных пристроев, навеса, надворных построек, бани, предбанника (л.д. 27-31).

Как следует из материалов дела, деревянный пристрой, расположенный слева от крыльца дома, является дощаным навесом, не имеет фундамента, то есть не является пристройкой, так как не имеет с основным зданием общую капитальную стену, в связи с чем не подлежит государственной регистрации.

Таким образом, поскольку надворные постройки являются принадлежностью к основному объекту недвижимости - жилому дому по адресу: <адрес>, поэтому самостоятельной государственной регистрации не подлежат.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения ответчиком до 1 декабря 2021 года, поскольку определение иного срока не будет способствовать восстановлению нарушенного права, соблюдению баланса интересов.

В соответствии п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на администрацию Юсьвинского муниципального округа Пермского края обязанность принять меры к приведению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нормативное состояние, устранить нарушения, указанные в справке Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 05 февраля 2021 года, принять меры к сносу или приведению надворных построек в нормативное состояние.

Установить администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края срок исполнения указанных обязанностей до 01 декабря 2021 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие вс. Юсьва) в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено 05 октября 2021 года.

Председательствующий Е.В. Баяндина

<данные изъяты>

<данные изъяты>