ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 810006-01-2021-002355-83 от 17.11.2021 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1117/2021 <данные изъяты>

УИД № 81RS0006-01-2021-002355-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2021 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Чащиной Ю.А.,

при секретаре Засухиной Т.В.,

с участием истца Макаровой М.А.,

представителей ответчиков Баяндина В.Л., Кононовой Ю.С., представителя третьего лица Попова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Макаровой М.А. к Министерству по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, ГКУ ПК «Единый центр учета» о взыскании премии, суточных расходов,

у с т а н о в и л:

Макарова М.А. обратилась в суд с иском к Министерству по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, ГКУ ПК «Единый центр учета» о взыскании премии, суточных расходов. Исковые требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность начальника отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края. В соответствии с Распоряжением председателя Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на истца было возложено исполнение обязанностей по должности главы Коми-Пермяцкого округа – министра Пермского края (далее и.о. министра) без освобождения от должности начальника отдела правовой и документационной работы. И.о. министра Макаровой М.А. был подписан приказ от ДД.ММ.ГГГГ о выплате начальнику отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. премии по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 г. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ и.о. министра Макаровой М.А. был подписан приказ о направлении начальника отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. на курсы повышения квалификации в г. Пермь. По итогам поездки Макарова М.А. составила авансовый отчет для возмещения суточных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства. Ответчик ГКУ ПК «Единый центр учета», осуществляющий функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ уведомил и.о. министра Макарову М.А. о приостановлении операций по выплате начальнику отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. премии по итогам ДД.ММ.ГГГГ и суточных расходов, усмотрев в возникшей ситуации конфликт интересов и наличие отрицательных последствий, к которым могут привести совершаемые хозяйственные операции. Истец Макарова М.А. считает решения ответчика нарушающими ее права как государственного гражданского служащего, поскольку действующее трудовое законодательство не содержит запрета принимать руководителю какие-либо решения в отношении самого себя, как работника. Премия является частью заработной платы, полагается истцу в связи с выполнением ею должностных обязанностей начальника отдела правовой и документационной работы. Выплата государственному гражданскому служащему суточных расходов предусмотрена Указом губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, Макарова М.А. просит признать решения ГКУ ПК «Единый центр учета» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ незаконными, взыскать с Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края премию в размере 38 098 рублей 80 копеек и суточные в размере 400 рублей.

В судебном заседании истец Макарова М.А. на заявленном иске настаивала по изложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ подала представителю нанимателя уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Кроме того, указала, что при возложении на нее обязанностей и.о. министра она не была ограничена в функциях представителя нанимателя в отношении себя, как начальника отдела правовой и документационной работы, запрет на получение ею квартальной премии по должности начальника отдела правовой и документационной работы отсутствует. При определении размера квартальной премии, подлежащей выплате ей по должности начальника отдела правовой и документационной работы, она учитывала имеющуюся экономию фонда оплаты труда, личный трудовой вклад, соблюдение трудовой дисциплины. Считает, что конфликт интересов был создан не ею, а председателем Правительства Пермского края при подписании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края Баяндин В.Л., представитель ответчика ГКУ ПК «Единый центр учета» Кононова Ю.С. в судебном заседании заявленный иск не признали, поддержали доводы своих письменных возражений на исковое заявление Макаровой М.А.

Представитель третьего лица председателя Правительства Пермского края Попов М.С. в судебном заседании с иском Макаровой М.А. не согласился, просил в его удовлетворении отказать. При этом указал, что порядок выплаты премий по результатам работы за квартал и год государственным гражданским служащим Пермского края утвержден Указом губернатора Пермского края от 03.07.2009 № 28, в соответствии с пунктом 4 которого государственному гражданскому служащему Пермского края, исполняющему обязанности руководителя органа исполнительной власти Пермского края без освобождения от должности, определенной служебным контрактом (в порядке совмещения должностей), выплаты назначаются губернатором Пермского края. Указанные правовые положения могут быть применены и к порядку оплаты командировочных расходов в связи со схожестью регулирования описываемых правоотношений. Представителем нанимателя в отношении и.о. главы Коми- Пермяцкого округа Макаровой М.А. является губернатор Пермского края. Решения о премировании по результатам работы за квартал, а также о направлении в командировку и возмещении расходов, связанных со служебными командировками, принимаются губернатором Пермского края при наличии предложений или согласия (визы) заместителя председателя Правительства - министра территориального развития Пермского края. Истец не вправе была издавать в отношении себя приказы о премировании и направлении в командировку, истцом Макаровой М.А. допущено нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части несвоевременности уведомления представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая привела к конфликту интересов, а также непринятия мер по его предотвращению и урегулированию, за что Макарова М.А. подвергнута взысканию в виде замечания.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В силу частей 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Судом на основе материалов дела установлено, что в соответствии с приказом Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Макарова М.А. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность государственной гражданской службы Пермского края начальника отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя в лице главы Коми-Пермяцкого округа – министра Пермского края с одной стороны и государственным гражданским служащим Макаровой М.А. с другой стороны был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Пермского края и замещении должности государственной гражданской службы Пермского края. В соответствии с условиями заключенного служебного контракта гражданский служащий имеет права, предусмотренные статьей 14 и другими положениями Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами в сфере государственной гражданской службы (пункт 5); гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:

месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы края Пермского края (должностной оклад) в размере 13 794,30 рублей в месяц с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Пермского края в размере, установленном действующим законодательством;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия на государственной гражданской службе Пермского края в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя;

премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя;

ежемесячного денежного поощрения в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с Положением, установленным указом губернатора Пермского края;

материальной помощи в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя;

других выплат, предусмотренных действующим законодательством (пункт 9).

Приказом Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о ежемесячном денежном поощрении и премировании по результатам работы за квартал и год государственных гражданских служащих Пермского края в Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края (далее Положение).

Согласно пунктам 2, 3, 4, 8, 9 указанного Положения ежемесячное денежное поощрение, премия по результатам работы за квартал и год (далее - премия) назначаются по результатам профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за истекший месяц, квартал, год соответственно (далее - расчетный период). Денежное поощрение, премия назначаются в фиксированной сумме, в процентном либо кратном отношении к окладу денежного содержания в пределах средств фонда оплаты труда и максимальным размером не ограничиваются.

Конкретный размер денежного поощрения, премии определяется в зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период, которые оцениваются по следующим критериям:

соблюдение служебной дисциплины, в том числе своевременность, полнота и качество исполнения должностных обязанностей, исполнения документов и поручений руководителей;

степень достижения запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

личный трудовой вклад в общие результаты Министерства, его структурного подразделения, состояние подведомственной сферы;

сложность и важность решаемых профессиональных служебных задач;

уровень профессионализма, инициативность и творческий подход к исполнению должностных обязанностей.

Показателями назначения гражданскому служащему премии являются:

достижение запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

достижение установленных на расчетный период показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

достижение запланированных на расчетный период результатов мероприятий государственных программ Пермского края (достижение количественных и качественных показателей, соблюдение сроков реализации мероприятий).

Основанием неназначения премии гражданскому служащему является:

недостижение запланированных (установленных) на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности, показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, результатов мероприятий государственных программ Пермского края (недостижение количественных и качественных показателей, несоблюдение сроков реализации мероприятий);

прекращение или расторжение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности государственной гражданской службы Пермского края в связи с увольнением с государственной гражданской службы Пермского края или переводом в другой государственный орган Пермского края гражданского служащего, отработавшего неполный расчетный период;

отсутствие в фонде оплаты труда гражданских служащих Министерства средств на выплату гражданским служащим премии за соответствующий расчетный период. Неназначение премии по указанному основанию в отношении отдельных гражданских служащих государственного органа Пермского края не допускается.

Решение о назначении, размере и выплате денежного поощрения, премии принимается главой Коми-Пермяцкого округа - министром Пермского края на основе индивидуальной оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего за расчетный период и оформляется приказом Министерства.

Из материалов дела следует, что на основании Положения, утвержденного Приказом Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказами Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края начальнику отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. выплачивалась премия по итогам служебной деятельности в 1 квартале 2020 г. в размере 158 % оклада денежного содержания, во 2 квартале 2020 г. – 46 % оклада денежного содержания, в 3 квартале 2020 г. – 199,6 % оклада денежного содержания, в 4 квартале 2020 г. – 91 % оклада денежного содержания, в 1 квартале 2021 г. – 175 % оклада денежного содержания.

В судебном заседании также установлено, что в соответствии с Распоряжением председателя Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на начальника отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края Макарову М.А. с ДД.ММ.ГГГГ было возложено исполнение обязанностей по должности главы Коми-Пермяцкого округа - министра Пермского края без освобождения от должности, определенной служебным контрактом, исключая работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с выплатой разницы в должностных окладах.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Коми-Пермяцкого округа – министра Пермского края Макаровой М.А. на основании Положения, утвержденного Приказом Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, был подписан приказ о выплате начальнику отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. премии по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 г. в размере 170 % оклада денежного содержания.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Единый центр учета» (исполнитель) и Министерством по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края (заказчик) было заключено Соглашение о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского), налогового учета, отдельных направлений кадрового учета, финансово-экономического обеспечения и формирования отчетности, по условиям которого ответчик ГКУ ПК «Единый центр учета» принял на себя обязательство на постоянной основе, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением, осуществлять ведение бухгалтерского учета заказчика и оказание услуг по финансово-экономическому обеспечению деятельности заказчика на основании представленных заказчиком первичных учетных документов и необходимой информации в соответствии с требованиями законодательства РФ и локальными нормативными актами заказчика (пункт 1.1. Соглашения, пункты 1.1., 1.3 приложения 1 к Соглашению).

Приказ Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ поступил для исполнения в ГКУ ПК «Единый центр учета».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ГКУ ПК «Единый центр учета» на основании пункта 2.1.7 Соглашения уведомил и.о. главы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа - министра Пермского края Макарову М.А. о приостановлении исполнения приказа Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Макаровой М.А.

Премия по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 г. начальнику отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. выплачена не была.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Коми-Пермяцкого округа – министра Пермского края Макаровой М.А. был подписан приказ о направлении начальника отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Макаровой М.А. для обучения на курсы повышения квалификации с отрывом от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ в г. Пермь.

Согласно табелю учета использования рабочего времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела Макарова М.А. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации.

Согласно пункту 16 Порядка и условий командирования государственных гражданских служащих Пермского края, утвержденного Указом губернатора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), выплачиваются гражданскому служащему в размере 200 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, кроме служебных командировок в Москву и Санкт-Петербург, по которым оплата суточных производится в размере 500 рублей в сутки.

ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела правовой и документационной работы Макарова М.А. подала заявление на возмещение ей командировочных (суточных) расходов за время нахождения в командировке (2 дня) в связи обучением на курсах повышения квалификации вне постоянного места жительства в размере 400 рублей, приложив к нему авансовый отчет по установленной форме.

Авансовый отчет для возмещения расходов, связанных с командированием начальника отдела Макаровой М.А., был направлен в ГКУ ПК «Единый центр учета».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ГКУ ПК «Единый центр учета» уведомил и.о. главы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа - министра Пермского края Макарову М.А. о некорректности подготовки приказов руководителем исполнительного органа государственной власти на себя и предупредил, что осуществление расходов на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на курсы повышения квалификации Макаровой М.А. может повлечь за собой риск нарушения законодательства и признание расходов нецелевыми.

Доказательств принятия ответчиком ГКУ ПК «Единый центр учета» решения о приостановлении работы по учету указанной хозяйственной операции материалы дела не содержат, тем не менее, суточные расходы в размере 400 рублей начальнику отдела Макаровой М.А. возмещены не были.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Пермского края и урегулированию конфликта интересов, образованной в Администрации губернатора Пермского края, принято решение о признании и.о. главы Коми-Пермяцкого округа – министра Пермского края Макаровой М.А. нарушившей требования части 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части несвоевременности уведомления представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая привела к конфликту интересов, а также непринятия мер по его предотвращению и урегулированию (протокол № ). При этом, конфликт интересов по мнению членов Комиссии выразился в наличии личной заинтересованности Макаровой М.А. в связи:

- с получением денежных средств в виде ежеквартальной премии и возмещением расходов, связанных с командированием,

- с фактическим наличием у истца полномочий для реализации личной заинтересованности в виде подписания распорядительных правовых актов в отношении себя,

- с наличием связи между получением выгоды и реализацией полномочий по должности и.о. главы Коми-Пермяцкого округа – министра Пермского края, что влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

Истец Макарова М.А., полагая действия ответчиков в связи с невыплатой ей премии по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 г. по должности начальника отдела правовой и документационной работы и суточных расходов незаконными, обратилась в суд с настоящим иском.

Суд, оценив установленные по дела обстоятельства, в совокупности с представленными доказательствами, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

Согласно статье 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

В силу положений статьи 135 Трудового кодекса РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Следовательно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата, определенная трудовым договором, так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий.

Это означает, что в период исполнения начальником отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края Макаровой М.А. обязанностей по должности главы Коми-Пермяцкого – министра Пермского края без освобождения от должности, определенной служебным контрактом, ей гарантируется оплата денежного содержания по должности начальника отдела правовой и документационной работы в соответствии с условиями служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, а также доплата за исполнение обязанностей по должности главы Коми-Пермяцкого – министра Пермского края в размере разницы в должностных окладах.

Учитывая, что в соответствии с пунктом служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ денежное содержание гражданского служащего по должности начальника отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края состоит, в том числе, из премии предусмотренной Положением, утвержденным Представителем нанимателя, суд приходит к выводу о том, что у начальника отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. имеется право на получение премии по результатам работы за 2 квартал 2021 г. в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, независимо от выполнения ею обязанностей по должности главы Коми-Пермяцкого – министра Пермского края в порядке совмещения.

Пунктом 9 указанного Положения, утвержденного Приказом Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, определены основания неназначения премии гражданскому служащему. Совмещение должностей гражданским служащим к числу оснований для неназначения премии не отнесено.

В судебном заседании представители ответчиков и третьего лица указали, что основанием невыплаты начальнику отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. премии по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 г. на основании приказа Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ послужил установленный факт конфликта интересов, выразившийся в наличии у истца личной заинтересованности при подписании распорядительных правовых актов в отношении себя.

Вместе с тем, по мнению суда, само по себе данное обстоятельство не исключает право начальника отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. на получении премии по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 г., установленной служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 10 Положения, утвержденного Приказом Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, прямо предусмотрено, что решение о назначении, размере и выплате премии принимается главой Коми-Пермяцкого округа - министром Пермского края и оформляется приказом Министерства. Иной порядок принятия решения о выплате премии гражданскому служащему, исполняющему должностные обязанности начальника отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, не определен.

Правовое регулирование, определяющее порядок принятия решения о назначении, размере и выплате премии гражданскому служащему при совмещении им должностных обязанностей руководителя (представителя нанимателя) отсутствует.

Доводы представителя третьего лица о том, что в соответствии с пунктом 4 Указа губернатора Пермского края от 03.07.2009 г. № 28 государственному гражданскому служащему Пермского края, исполняющему обязанности руководителя органа исполнительной власти Пермского края без освобождения от должности, определенной служебным контрактом (в порядке совмещения должностей), выплаты назначаются губернатором Пермского края, судом признаются необоснованными, поскольку из буквального толкования указанного пункта Указа следует, что губернатор Пермского края, осуществляя полномочия представителя нанимателя, принимает решение о назначении гражданскому служащему выплат в связи с исполнением этим служащим обязанностей руководителя органа исполнительной власти Пермского края в порядке совмещения должностей.

Таким образом, назначение губернатором Пермского края выплат гражданскому служащему, исполняющему обязанности руководителя органа исполнительной власти Пермского края в порядке совмещения должностей, не исключает право гражданского служащего на получение денежного содержания, гарантированного ему служебным контрактом по основной должности. Иное бы приводило к нарушению положений трудового законодательства о недопустимости ухудшения условий оплаты труда, определенных трудовым договором (статьи 135, 151 Трудового кодекса РФ, пункт 2 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Доказательства принятия губернатором Пермского края решения о выплате начальнику отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края Макаровой М.А. премии по итогам служебной деятельности во 2 квартале 2021 года в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у истца Макаровой М.А. права на получение премии по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 г. в связи с исполнением должностных обязанностей по должности начальника отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края и, соответственно, об удовлетворении исковых требований истца в части взыскания премии.

В рассматриваемом случае выплата указанной премии истцу Макаровой М.А., выполняющей должностные обязанности по должности начальника отдела правовой и документационной работы при совмещении с должностью главы Коми-Пермяцкого – министра Пермского края не противоречит требованиям законодательства.

При определении размера премии, подлежащей взысканию в пользу истца, суд считает возможным согласиться с размером, определенным приказом Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (170 % оклада денежного содержания). При этом суд исходит из того, что указанный размер премии в целом не превышает размеров выплаченных истцу квартальных премий в 2020-2021 г.г. Истец Макарова М.А. отработала полный расчетный период, нарушений служебной дисциплины не допускала, доказательств иного в материалах дела не содержится.

В ходе рассмотрения дела истец Макарова М.А., обосновывая принятое ею решение относительно размера премии, представила суду сведения о достигнутом уровне исполнительской дисциплины в Министерстве по делам <адрес> Пермского каря за апрель - июнь 2021 г. и о результатах работы Министерства по отдельным направлениям. Указанные сведения ответчиком не опровергнуты. Во всяком случае стороной ответчика не представлено суду никаких доказательств неправильности определения размера премии и необходимости выплаты начальнику отдела правовой и документационной работы Макаровой М.А. иного размера премии по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 г.

С учетом изложенного с Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края в пользу Макаровой М.А. подлежит взысканию премия по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 года в размере 170 % оклада денежного содержания начальника отдела правовой и документационной работы, что в денежном выражении составляет 38 098 рублей 80 копеек.

В судебном заседании на основе материалов дела также достоверно установлено, что начальник отдела правовой и документационной работы Макарова М.А. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ находилась в служебной командировке в связи с обучением на курсах повышения квалификации по программе, связанной с исполнением должностных обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы, вне постоянного места жительства.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Учитывая, что положениями пункта 8 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункта 16 Порядка и условий командирования государственных гражданских служащих Пермского края, утвержденного Указом губернатора Пермского края от 26.11.2007 г. № 96, государственному гражданскому служащему гарантируется выплата дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных), в размере 200 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, суд считает необходимым взыскать в пользу истца суточные в размере 400 рублей. Исковые требования Макаровой М.А. в данной части также подлежат удовлетворению.

При разрешении исковых требований Макаровой М.А. о признании незаконными решений ГКУ ПК «Единый центр учета» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2.1.6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГКУ ПК «Единый центр учета» (исполнитель) и Министерством по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края (заказчик), исполнитель обязан информировать заказчика об отрицательных последствиях, к которым привели совершенным им хозяйственные операции. В соответствии с пунктом 2.1.7 Соглашения исполнитель предупреждает заказчика и до получения от него указаний приостанавливает работу по учету конкретной хозяйственной или финансовой операции при обнаружении недостатков, связанных с ненадлежащим оформлением первичных и иных документов, арифметических ошибок.

В судебном заседании установлено, что после получения Приказа Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о выплате премии по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 г. письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ГКУ ПК «Единый центр учета» на основании пункта 2.1.7 Соглашения уведомил и.о. главы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа - министра Пермского края Макарову М.А. о недопустимости подготовки приказов руководителем исполнительного органа государственной власти на себя и попросил дать указание о дельнейшем исполнении приказа Министерством в отношении Макаровой М.А.

В ответ на указанное письмо и.о. главы Коми-Пермяцкого округа – министра Пермского края Макарова М.А. уведомила ГКУ ПК «Единый центр учета» о том, что премия, которая полагается сотруднику по должности начальника отдела, должна начисляться в соответствии с условиями действующего законодательства, само по себе издание приказа о назначении данных выплат лицом, которое является одновременно их получателем, не входит в противоречие с трудовым законодательством (письмо от ДД.ММ.ГГГГисх-5).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГвн-1431 ответчик ГКУ ПК «Единый центр учета» на основании пункта 2.1.7 Соглашения уведомил и.о. главы Министерства по делам <адрес> - министра Пермского края Макарову М.А. о приостановлении исполнения приказа Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Макаровой М.А.

Суд, оценив указанные обстоятельства в совокупности, приходит к выводу, что у ответчика ГКУ ПК «Единый центр учета» отсутствовали правовые основания для принятия решения о приостановлении исполнения приказа Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку в соответствии с пунктом 2.1.7 Соглашения решение о приостановлении работы по учету хозяйственной операции могло быть им принято только на период с даты предупреждения заказчика о недостатках в оформлении первичных документов до получения от заказчика соответствующих указаний.

Соответствующее предупреждение относительно выплаты премии истцу на основании Приказа Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ответчиком в Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в свою очередь ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ ПК «Единый центр учета» было направлено указание заказчика о выплате премии.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что указание заказчика о выплате премии было ответчиком получено, суд приходит к выводу о том, что последующее решение ответчика (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) о приостановлении исполнения приказа Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Макаровой М.А. принято в нарушение условий заключенного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанное Соглашение не предусматривает возможности принятия решения о приостановлении хозяйственной операции на неопределенный срок после получения указаний заказчика. В соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения в случае отказа заказчика от внесения изменений в документы или их замены они принимаются исполнителем к учету на основании письменного указания заказчика. Из письма ГКУ ПК «Единый центр учета» от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что ответчик предлагает заказчику дать повторные указания относительно выплаты премии истцу Макаровой М.А..

Таким образом, требование истца о признании решения ГКУ ПК «Единый центр учета» от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает правовых оснований для признания незаконным решения (письма) ГКУ ПК «Единый центр учета» от ДД.ММ.ГГГГ г. № , в котором исполнитель информирует заказчика о возможных негативных последствиях исполнения Приказа Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное письмо направлено ответчиком на основании пункта 2.1.6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания письма не следует, что ответчик принял решение об отказе (приостановлении) в осуществлении хозяйственной операции. Таким образом, исковые требования Макаровой М.А. в данной части удовлетворению не подлежат.

При вынесении настоящего решения суд не дает оценку действиям истца Макаровой М.А. относительно соблюдения ею требований Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку это не является предметом заявленного иска.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Макаровой М.А. удовлетворить частично.

Признать решение Государственного казенного учреждения Пермского края «Единый центр учета» от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении выплаты премии по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 года в отношении начальника отдела правовой и документационной работы Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края Макаровой М.А. незаконным.

Взыскать с Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края в пользу Макаровой М.А. премию по итогам служебной деятельности за 2 квартал 2021 года в размере 38 098 рублей 80 копеек, суточные расходы в размере 400 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Ю.А. Чащина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.