РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление о назначении административного наказания
№ 84/026726-21
21 мая 2021 года г. Ахтубинск
Астраханской области
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Новак Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Щелкановой Е.А.
с участием защитника Общества с органичной ответственностью «ЭкоВтор» Собина Т.Н., действующей на основании доверенности,
лица, составившего протокол об административном правонарушении, государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Агимова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суд Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск ул. Ватутина, д. 18А, в порядке пересмотра жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоВтор» на постановление государственного инспектора Астраханской области в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ года за № о назначении административного наказания, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Общества с ограниченной ответственность «ЭкоВтор» (далее ООО «ЭкоВтор»), находящегося по адресу: <адрес> р.<адрес>, осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, КПП №, генеральный директор Собина И.Н.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Агимова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ за № ООО «ЭкоВтор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ООО «ЭкоВтор» Собина Т.Н., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с заявлением, в котором просит его отменить и прекратить производство по делу. Требования об отмене постановления должностного лица мотивировала тем, что, по мнению государственного инспектора Астраханской области в области окружающей среды Агимова П.А. нарушение ООО «ЭкоВтор» выразилось в том, что общество не имеет официально заключенного договора с ФГБУ «Северо-Кавказское УГСМ» на получение информации о наступлении НМУ для источников выбросов ООО «ЭкоВтор». Однако требование о наличии договора с конкретной организацией не предусмотрено действующим законодательством. При этом предприятие оперативно получает информацию с официального сайта Астраханского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, размещаемой в соответствии с Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам», и предпринимает все необходимые действия: лицом, на которое приказом генерального директора ООО «ЭкоВтор» возложена соответствующая обязанность, получается информация о неблагоприятных метеорологических условиях и ведется соответствующий журнал. При получении информации о НМУ принимаются меры по снижению выбросов в соответствии с Планом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Обязанность приобретать юридическими лицами информацию о НМУ в гидрометеорологии отсутствует. В соответствии со ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Для ограничения фундаментального принципа гражданского законодательства – свободы в принятии решения о заключении договора и выборе партнера обязательным является наличие законодательной нормы обязывающей юридическое лицо заключать договор конкретным юридическим лицом. Поскольку данная норма отсутствует, требование о заключении договора с ФГЬУ «Северо-Кавказское УГСМ» на получении информации о наступлении НМУ является незаконным, противоречит нормам гражданского законодательства.
В судебном заседании защитник ООО «ЭкоВтор» Собина Т.Н., действующая на основании доверенности, пояснила, что поддерживает доводы жалобы, просила отменить спорное постановление и прекратить производство, ввиду отсутствия в действиях ООО «ЭкоВтор» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Указала, что у ООО «ЭкоВтор» не имеется обязанности заключать договор на получении информации, которую они получают с официального сайта и используют в работе, снижая выбросы при наступлении НМУ. В организации ведется соответствующий журнал о получении информации должностным лицом, отвечающим за ведение этого журнала, в связи с чем нет необходимости указывать от кого и кем принимается эта информация. Считает, что несвоевременное размещение Астраханским ЦГСМ информации о НМУ на официальном сайте не может быть поставлено в вину обществу.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Астраханской области в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Агимов П.А. в судебном заседании возражал протв доводов жалобы ООО «ЭкоВтор», общество обязано заключать возмездный договор на получение информации о НМУ в соответствии с действующим законодательством, журнал регистрации информации о НМУ ведется с нарушениями, не имеется сведений о лицах передавших и получивших информацию.
Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «ЭкоВтор» Собину Т.Н., лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес>ФИО5, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствие со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из представленных материалов следует, что ООО «ЭкоВтор», основным видом деятельности которого является оптовая торговля твердыми, жидкими и газообразными топливом и подобными продуктами, транспортная обработка грузов и хранение, имеющее <данные изъяты> источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу одиннадцати ингредиентов: азот диоксид (Азот (IV) оксид), азот (Азота оксид), углерод (Сажа), сера диоксид (Ангидрид сернистый), дигидросульфид (Сероводород), углерод оксид, Диметилбензол (Ксилол) (смесь измеров о-,м-,п-), Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен), Уайт-спирит, Углеводороды предельные С12-С19, мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий), относящееся к третей категории объекта, оказывающего негативное воздействие, осуществляющее деятельность по адресу: <адрес>, согласовало мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов установлено, что из журнала регистрации предупреждения о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (далее НМУ) за 2020 год следует, что ООО «ЭкоВтор» получает информацию о наступлении НМУ с официального сайта Астраханского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ФБГУ «Северо-Кавказское УГСМ» (Астраханский ЦГСМ). Однако перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «ЭкоВтор», для которых составлены прогнозы НМУ в ДД.ММ.ГГГГ году отсутствуют, поскольку ООО «ЭкоВтор» не заключало договор с ФБГУ «Северо-Кавказское УГСМ» в лице Астраханского ЦГСМ на получение информации о наступлении НМУ для источников выбросов ООО «ЭкоВтор», соответственно, ООО «ЭкоВтор» не исполняет конкретные мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные со службой природопользования и охраны окружающей среды <адрес>.
В Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области из администрации Губернатора Астраханской области в системе обработки сообщений и обращений граждан – «ОНФ Помощь» поступило обращение № от ДД.ММ.ГГГГ на прямую линию Президента РФ о том, что по адресу: <адрес>А, находится станция по переливу нефтепродуктов ООО «ЭкоВтор», которая находится в десяти метрах от домов, нефтепродукты переливаются открытым способом, стоит сильный запах от нефтепродуктов и от работающей котельной, которая находится на территории ООО «ЭкоВтор», вся округа в черном нагаре.
В связи с поступившим указанным обращением, определением от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «ЭкоВтор» по ст. 8.1 КоАП России.
ООО «ЭкоВтор» в рамках административного расследования были представлены следующие документы: договор №/ЭС от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Многопрофильная фирма «Экология города и области» и ООО «ЭкоВтор», предметом которого являются: декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, сдача декларации в контролирующие органы, оформление отчета 2-ТП-отходы, сдача в контролирующие органы, оформление отчета 2-ТП-воздух, сдача в контролирующие органы, ведение журналов учета образования и сдачи отходов, ведение журнала регистрации НМУ (с предоставлением оповещений), оформление отчета ПЭК, сдача в контролирующие органы, оформление отчета 4-ОС, сдача их в контролирующие органы, отчет об образовании, утилизации, обезвреживании и размещение отходов, сдача в контролирующие оргнаны, отчет количественного определения объемов выбросов парниковых газов, приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ за №;
план организационно-технических и иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ;
план природоохранных мероприятий ООО «ЭкоВтор» на 2020 год от ДД.ММ.ГГГГ;
программа производственного экологического контроля ООО «ЭкоВтор», утвержденную ДД.ММ.ГГГГ;
перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласованный ДД.ММ.ГГГГ с руководителем службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес>;
отчет ООО «ЭкоВтор» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Нефтебазе за 2020 год;
журнал регистрации предупреждений (оповещений) о НМУ за 2020 год ООО «ЭкоВтор», ответственный за ведение журнала специалист по охране труда, промышленной безопасности и экологии П.В.В. ., на которого приказом № от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по осуществлению производственного экологического контроля в соответствии с действующим законодательством РФ, действующими нормативно-правовыми документами по охране окружающей среды, и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по осуществлению производственного экологического и области охраны атмосферного воздуха в соответствии с действующим законодательством РФ, действующими нормативно-правовыми документами по охране окружающей среды, в том числе, в области обращения с отходами;
нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО «ЭкоВтор»;
проект санитарно-защитной зоны от 2020 года, проект санитарно-защитной зоны от 2020 года, согласованные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, программа ПЭК от ДД.ММ.ГГГГ, отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК за 2020 года с отметкой о сдаче от ДД.ММ.ГГГГ.
На территории предприятия расположены следующие здания и сооружения: операторная, производственное здание, котельная, навес для тепловоза, резервуарный парк, автомобильная эстакада, железнодорожная эстакада, заглубленная насосная, насосная, приемные емкости.
Из инвентаризации источников выбросов следует, что у предприятия имеется тринадцать источников выбросов, один из которых организованный, и двенадцать неорганизованных. Всеми источниками в атмосферу выбрасывается одиннадцать ингредиентов: азот диоксид (Азот (IV) оксид), азот (Азота оксид), углерод (Сажа), сера диоксид (Ангидрид сернистый), дигидросульфид (Сероводород), углерод оксид, Диметилбензол (Ксилол) (смесь измеров о-,м-,п-), Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен), Уайт-спирит, Углеводороды предельные С12-С19, мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий).
Основными источниками, осуществляющими выброс загрязняющих веществ в атмосферу являются: труба вытяжная котельной (0005), приемные емкости (6001), резервуарный парк (6002), автоэстакада (60003), заглубленная насосная (6004), нефтеловушка (6006), одноэтажное здание насосной (6007), железнодорожная сливо-наливная эстакада (6008), нефтеловушка (6013), окрасочные работы (6015), резервуар (6017). Следующие источники находятся законсервированном состоянии: резервуарный парк (6009), резервуар Е-9 (6010), вытяжная вентиляция (011), резервуар Е-7 (6012), сварочные работы (6014), насосное оборудование (6016).
В ООО «ЭкоВтор» ведется журнал регистрации предупреждений (оповещений) о НМУ.
Согласно указанному журналу ООО «ЭкоВтор» пользуется информацией о наступлении НМУ, размещенной на официальном сайте Астраханского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ФБГУ «Северо-Кавказское УГСМ» (Астраханский ЦГСМ). При этом перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «ЭкоВтор», для которых составлены прогнозы НМУ в 2020 году, отсутствуют, равно не указаны лица, передавшие информацию.
Согласно п.п. 7.2 п. 7 Устава, утвержденного Решением единственного участника за № от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо ООО «ЭкоВтор», юридический адрес которого: <адрес>, р.<адрес>, фактический адрес места осуществления основного вида деятельности: <адрес> осуществляет следующие виды деятельности: оптовая торговля, оптовая торговля отходами и ломом, транспортная обработка грузов и хранение, хранение и складирование, производство нефтепродуктов, обработка неметаллических отходов и лома.
Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЭкоВтор», следует, что основным видом деятельности юридического лица является оптовая торговля твердыми, жидкими и газообразным топливом и подобными продуктами.
ООО «ЭкоВтор» поставлен на федеральный государственный учет, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ и присвоен код объекта по адресу местонахождения нефтебазы: <адрес> оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №П и относится к III-й категории негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: соблюдать требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органам.
В соответствии с п. 3 ст. 19 указанного Закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требованиях к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утверждённый приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, определяет правила предоставления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.
Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2 Порядка №).
Пунктом 3 Порядка № к заинтересованным лицам в целях данного Порядка отнесены: 1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организующие в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; 2) территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности; 3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с пунктом 9 Порядка № информация о неблагоприятных метеорологических условиях по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы неблагоприятных метеорологических условий, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение двух часов с момента предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях заинтересованным лицам.
Согласно пункту 11 Порядка № информация о неблагоприятных метеорологических условиях, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 96-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды".
Согласно пункту 3 Положения № информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в приложении к Положению, предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно или за плату, в полном размере не возмещающую расходы на эти услуги.
Пунктом 4 Положения № предусмотрено, что бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.
В соответствии с главой 1 Методических указаний Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" (РД 52.04-52-85) под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды неблагоприятных метеорологических условий, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза неблагоприятных метеорологических условий на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатывают предприятия, организации, учреждения, расположенные в населенных пунктах, где органами Госкомгидромета проводится или планируется проведение прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий.
В главе 3 РД 52.04-52-85 предусмотрено составление предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий в зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы.
Согласно главе 5 РД 52.04-52-85 при первом режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15 - 20%. Эти мероприятия носят организационно-технический характер, их можно быстро осуществить, они не требуют существенных затрат и не приводят к снижению производительности предприятия.
При втором режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 20 - 40%. Эти мероприятия включают в себя все мероприятия, разработанные для первого режима, а также мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.
При третьем режиме работы предприятий мероприятия должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 40 - 60%, а в некоторых особо опасных условиях предприятиям следует полностью прекратить выбросы. Мероприятия третьего режима включают в себя все мероприятия, разработанные для первого и второго режимов, а также мероприятия, осуществление которых позволяет снизить выбросы загрязняющих веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.
В соответствии с главой 8 РД 52.04-52-85 для приема предупреждений на предприятиях назначаются ответственные, которые, приняв текст, регистрируют его в журнале (форма журнала приведена в Приложении 4) и сообщают его содержание всем цехам, участкам и производствам, где осуществляется регулирование выбросов.
В соответчики с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» прогнозирование НМУ не включено в перечень информационных услуг общего назначения. Поэтому прогнозы составляются по договорам на услуги по информационному обеспечению, в том числе, на территории <адрес>, по договорам, заключенным с Астраханским ЦГСМ. Для организации работ по составлению прогнозов НМУ потребителю необходимо сообщать сведения об источниках выбросов вредных веществ в атмосферу. Информация о НМУ направляется адресно предприятиям, заключившим договоры на информационные услуги, а также контрольно-надзорным органам. Прогноз НМУ в обобщённом виде размещается на сайте Астраханского ЦГМС в течение двух часов после предоставления такой информации заинтересованным лицам, и предназначена для контрольно-надзорных органов, к моменту публикации информации о НМУ на сайте, предприятия, имеющие источники выбросов, уже должны обеспечить выполнение согласованных мероприятий по регулированию выбросов, поскольку получают эту информацию в течение часа.
Судом установлено, что предприятием не заключался договора на получение информации о наступлении НМУ для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферой воздух - ООО «ЭкоВтор», что повлекло не исполнение предприятием необходимых мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных со Службой природопользования и охраны окружающей среды <адрес>.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 часов Службой природопользования и охраны окружающей среды <адрес> было установлено, что ООО «ЭкоВтор», находящееся по адресу: <адрес>, р.<адрес>, фактический адрес осуществления основного вида деятельности (оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, транспортная обработка грузов и хранение) которого: <адрес> (нефтебаза), относящееся к третей категории объекта, оказывающего негативное воздействие, допустило несоблюдение экологических требований, в частности, в нарушение ст.ст. 19, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требованиях к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не заключало договора о предоставлении информации о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферой воздух – ООО «ЭкоВтор», что привело к неисполнению соответствующих мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных со Службой природопользования и охраны окружающей среды <адрес>, при эксплуатации зданий, строений и сооружений и иных объектов капитального строительства, являющихся источниками выброса таких загрязняющих веществ как азот диоксид (Азот (IV) оксид), азот (Азота оксид), углерод (Сажа), сера диоксид (Ангидрид сернистый), дигидросульфид (Сероводород), углерод оксид, Диметилбензол (Ксилол) (смесь измеров о-,м-,п-), Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен), Уайт-спирит, Углеводороды предельные С12-С19, мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий), в атмосферу, а именно, трубы вытяжной котельной (0005), приемных емкостей (6001), резервуарного парка (6002), автоэстакады (60003), заглубленной насосной (6004), нефтеловушки (6006), одноэтажного здания насосной (6007), железнодорожной сливо-наливной эстакады (6008), нефтеловушки (6013), окрасочных работ (6015), резервуара (6017).
Проанализировав в совокупности представленные материалы, суд приходит к выводу, что квалификация действий ООО «ЭкоВтор» по несоблюдению экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильная.
Доводы защитника ООО «ЭкоВтор» Собина Т.Н. о том, что в действиях предприятия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку информация о неблагоприятных метеорологических условиях, необходимая для уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, получается предприятием с официального сайта Астраханского центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, размещенной на сайте в соответствии с Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, что фиксируется в соответствующем журнале, а также принимаются меры по снижению выбросов в атмосферу, что понуждение к заключение договора на получение информации о наступлении НМУ с ФГБУ «Северо-Кавказское УГСМ» противоречит закону, ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, размещение Астраханским ЦГСМ информации на сайте в течении двух часов, а не одного часа, то есть в нарушение действующего законодательства, не может быть поставлено в вину обществу, не могут быть приняты судом.
По смыслу ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за №, уполномоченными органами составляется информация о НМУ, в том числе, и для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферой воздух, таких как ООО «ЭкоВтор», и предоставляется последним за соответствующую плату, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды". То есть заключение возмездных договоров на получение информации о НМУ заинтересованными лицами, к каковым относится, ООО «ЭкоВтор», возлагается на последних действующим законодательством, для организации работы по составлению прогноза о НМУ для конкретного заинтересованного лица, необходима информация об источниках выбросов вредных веществ в атмосферу. Указанная информации о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в течение одного часа после составления прогноза НМУ, к каковым относится ООО «ЭкоВтор», а в последующем публикуются в течение двух часов в обобщенном виде уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", как правило, для использования контрольно-надзорными органами. Использование ООО «ЭкоВтор» в своей хозяйственной деятельности информации о НМУ с официального сайта уполномоченного органа, не является получением предприятием информации для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферой воздух, то есть для ООО «ЭкоВтор», по смыслу действующего законодательства. К моменту публикации информации о НМУ на сайте, предприятия, имеющие источники выбросов, уже должны обеспечивать выполнение согласованных мероприятий по регулированию выбросов. В результате Службой природопользования и охраны окружающей среды <адрес> было установлено, что перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «ЭкоВтор», для которых составлены прогнозы НМУ в 2020 году, отсутствует, ввиду того, что ООО «ЭкоВтор» не заключался договор с уполномоченными органами на получение информации для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферой воздух.
Таким образом, нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО «ЭкоВтор» в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характер совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
В связи с изложенным, суд считает, что оснований для удовлетворении жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Агимова П.А. от ДД.ММ.ГГГГ за № о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоВтор», оставить без изменения, а жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоВтор», - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Судья: Новак Л.А.