УИД: 50RS0№-86 Дело №а-4504/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногорский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Климовского Р.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца по доверенности ФИО3, представителя административного ответчика по доверенности – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной государственной службы кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании уведомлений, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд к Управлению Федеральной государственной службы кадастра и картографии по <адрес> (далее также – Управление Росреестра по <адрес>) с административным иском, в котором с учетом устного уточнения просила:
- признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Можайскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Тучково, <адрес>, кадастровый №;
- признать незаконным уведомление Межмуниципального отдела по Можайскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Тучково, <адрес>, кадастровый №;
- обязать Межмуниципальный отдел по Можайскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию прав в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Тучково, <адрес>, кадастровый № согласно заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № MFC- 0555/2020-1633371-1.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась с заявлением о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Тучково, <адрес>, кадастровый №.
Межмуниципальным отделом по Можайскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в отношении указанного недвижимого имущества за № КУВД-001/2020-30372222/1.
Согласно указанному уведомлению единственным основанием для приостановления государственной регистрации прав послужил факт того, что доверенность, выданная ООО «Современные системы бизнеса» (далее также - Общество) от ДД.ММ.ГГГГ № П-3888, уполномочивающая административного истца представлять интересы Общества в территориальных подразделениях <адрес> и <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, МФЦ по вопросу, связанному с оформлением перехода права собственности по результатам торгов в отношении объекта недвижимого имущества, нотариально не удостоверена.
В связи с не устранением в установленный срок причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за № КУВД-001/2020-30372222/3 административному истцу отказано в государственной регистрации прав.
ФИО1 полагает, что уведомления являются незаконными, т.к. в данном случае, удостоверение доверенности от имени юридического лица в силу ч. 4 ст. 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) осуществляется его руководителем и не требует нотариального удостоверения.
Административный ответчик иск не признал, представил возражения, в которых указал, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена. Поскольку представленная административным истцом доверенность указанным требованиям не отвечала Управление полагает, что действия регистратора были законными.
Административный истец ФИО1, представитель по доверенности ФИО3 в судебное заседание явились, исковые требования поддержали. Указали, что данное имущество приобреталось на торгах и организатор торгов ООО «Современные системы бизнеса» (далее также – Общество, ООО «ССБ») письмом отказало им в выдаче нотариально заверенной доверенности.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснила, что Управлением Росреестра по <адрес> регистрируются права на иные объекты недвижимости, приобретаемые на публичных торгах, где организатором также является Общество, при этом в комплекте документов, представляемых на государственную регистрацию, имеется нотариально удостоверенная доверенность.
Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как следует из ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ по делам об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, на истца возлагается бремя доказывания нарушения его прав и соблюдение сроков обращения в суд, на ответчика – законность принятого решения, действия (отсутствие бездействия) прав.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) административного ответчика необходимо установить совокупность условий – как нарушение положений нормативных актов, так и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое уведомление о приостановлении государственной регистрации вынесено ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ административный истец узнала из представленной административным ответчиком копии регистрационного дела в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ; с административным иском ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ соблюден.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав, возникающих на основании договора, если иное не установлено Законом о регистрации осуществляется по заявлению сторон договора.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании ч. 4 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В силу с п. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) единоличный исполнительный орган общества выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия.
В соответствии ч. 2 ст. 40 Закона № 14-ФЗ в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 Закона № 14-ФЗ.
Согласно ст. 185.1 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как разъяснено в п. 128 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» доверенности на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должны быть нотариально удостоверены (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ). К ним относятся доверенности, уполномочивающие представителя на отчуждение имущества, права на которое зарегистрированы в реестре (например, заключение договоров купли-продажи, мены, дарения в отношении такого имущества), а также на установление ограниченных вещных прав на него (в частности, установление сервитута или ипотеки).
Статьей 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления.
Исходя из ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (п. 2); не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 27 Закона № 218-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру с кадастровым номером 50:19:0020202:687 по адресу: <адрес>, рп. Тучково, <адрес>.
На государственную регистрацию представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между ТУ Росимущества в <адрес> в лице поверенного – ООО «ССБ» (Продавец) и ФИО1 (Покупатель). Как усматривается из договора и приложенных документов данная квартира приобретена административным истцом на публичных торгах, организатором которых являлось Общество.
В этот же день, административный истец представила дополнительный комплект документов, в т.ч. нотариально удостоверенную доверенность, от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>2 выданную ФИО5 на представление интересов ООО «ССБ», в т.ч. с правом подавать заявления о регистрации перехода прав, сроком действия один год и доверенность, совершенная в простой письменной форме от ДД.ММ.ГГГГ № П-3888 выданная генеральным директором Общества на имя ФИО1 сроком действия 6 мес. на представление интересов ООО «ССБ» в территориальных подразделениях Росреестра <адрес> и <адрес> по вопросу связанному с оформлением перехода права собственности по результатам торгов отношении квартиры с кадастровым номером 50:19:0020202:687 по адресу: <адрес>, рп. Тучково, <адрес>.
Согласно материалам дела все заявления на государственную регистрацию поданы от имени ФИО1, действующей в своих интересах и за Общество на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № П-3888.
Государственный регистратор, установив, что доверенность на представление интересов Общества нотариально не удостоверена, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-30372222/1 приостановил государственную регистрацию прав до ДД.ММ.ГГГГ и в связи с не устранением недостатков уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-30372222/3 отказал ФИО1 в государственной регистрации прав.
Необходимо отметить, что органы исполнительной власти обязаны реализовывать свои полномочия в строгом соответствии с действующим порядком оказания государственной услуги.
Более того, как материалах регистрационного дела имеется нотариальная доверенность выданная Обществом лицу, которое, однако не подало заявление о регистрации перехода права, так и в ходе судебного заседания представитель административного ответчика представил на обозрение доверенности, выдаваемые ООО «ССБ» для представления интересов Общества в случае регистрации перехода прав при приобретении недвижимого имущества на публичных торгах.
Доводы административного истца о том, что в силу ч. 3 ст. 50 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на объект недвижимости осуществляется без заявления собственника (правообладателя) объекта недвижимости при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество или указанные права либо в результате оставления залогодержателем за собой недвижимого имущества или указанных прав в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися судом отклоняются в силу следующего.
В данном случае административный истец обратился с заявлением о регистрации права собственности не как залогодержатель (ст. 348-350.1), так как между предыдущим собственником указанной квартиры и ФИО1 отсутствуют соответствующие договорные отношения, исполнение которых обеспечено залогом, а как победитель торгов, что подтверждается документацией, имеющейся в материалах регистрационного дела.
Также суд не может согласиться с трактовкой административного истца п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, о том, что нотариальная доверенность требуется только при регистрации сделок, требующих нотариальной формы, т.к. это противоречит правилам грамматического толкования и прямой норме ч. 4 ст. 15 Закона № 218-ФЗ.
С учетом изложенного, суд полагает, что государственный регистратор, установив порок в документе, подтверждающий полномочия представителя, а именно отсутствие нотариального удостоверения доверенности, что прямо требуется приведенными выше нормами права, обоснованно приостановил и впоследствии отказал административному истцу в удовлетворении заявления о государственной регистрации права.
В то же время, к основным задачам административного судопроизводства в силу ст. 3 КАС РФ относятся: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений и мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Административным истцом в ходе судебного заседания представлены письма от ООО «ССБ» от ДД.ММ.ГГГГ и от ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, направленные в адрес ФИО1, суть которых сводится, что в данном случае государственная регистрация прав может быть осуществлена на основании доверенности, выданной в простой письменной форме, следовательно, нотариально удостоверенная доверенность на представление интересов Общества административному истцу не будет выдана.
В данном случае административный истец помимо иска, предусмотренного в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лишена возможности защитить свои нарушенные права, в связи с чем суд полагает необходимым возложить обязанность на Управление Федеральной государственной службы кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № MFC- 0555/2020-1633371-1.
В противном случае формально правильное по существу решение административного ответчика, однако принятое без учета указанных обстоятельств, безосновательно препятствует административному истцу в регистрации своих прав собственника.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление REF Дело \* MERGEFORMAT ФИО1 к Управлению Федеральной государственной службы кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании уведомлений, возложении обязанности удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Управление Федеральной государственной службы кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № MFC- 0555/2020-1633371-1.
В удовлетворении требований о признании незаконным решения Межмуниципального отдела по Можайскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации прав и об отказе в государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Тучково, <адрес>, кадастровый № отказать.
Возложить обязанность на административного ответчика сообщить об исполнении решения суда по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Климовский Р.В.