Дело № 2-2006/2020
УИ дела № 89RS0004-01-2020-005209-44
Решение
Именем Российской Федерации
23 октября 2020 года
г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Долматовой Н.В.,
при секретаре Габерман О.И.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО4, действующей на основании доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, одновременно представляющей интересы ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новому Уренгою на основании доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новому Уренгою ФИО2, действующей на основании доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новому Уренгою, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности направить личное дело к выбранному месту службы,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новому Уренгою о возложении обязанности направить личное дело к выбранному месту службы, не препятствовать переводу на новое место службы.
В обоснование иска указано, что с 2020 года ФИО1 состоит в должности старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по г. Новому Уренгою. В июле 2020 года им подан рапорт в ОМВД России по <адрес> о переводе на службу в ОМВД России по <адрес> на должность старшего участкового уполномоченного полиции. ДД.ММ.ГГГГ рапорт о переводе подан в ОМВД России по г. Новому Уренгою. ДД.ММ.ГГГГ из ОМВД России по <адрес> в ОМВД России по <адрес> Уренгой поступил запрос личного дела истца. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОМВД России по <адрес> из ОМВД России по г. Новому Уренгою поступил ответ о том, что личное дело ФИО1 будет направлено для ознакомления после подбора кандидата на должность, которую он замещает. Истец полагает, что действиями ОМВД России по <адрес> Уренгой нарушены его права.
Определением судьи Новоуренгойского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении иска настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО4, одновременно представляющая интересы ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новому Уренгою, представитель ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новому Уренгою ФИО2, полагали исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению. В обоснование указали, что личное дело было направлено в адрес ОМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств того, что ОМВД России по г. Новому Уренгою препятствует ФИО1 в переводе к новому месту службы суду не представлено.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции».
С учетом особого правового статуса сотрудников внутренних дел, обусловленного спецификой правоохранительной службы, отношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел, регулируются специальными нормативно-правовыми актами. Трудовой кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норма ТК Российской Федерации по аналогии.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходит службу в ОМВД России по г. Новому Уренгою в должности старшего участкового уполномоченного отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по городу Новому Уренгою <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к начальнику ОМВД России по <адрес> с рапортом, в котором содержится просьба рассмотреть его кандидатуру на должность старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по <адрес>, в связи с принятым им решением о переезде на постоянное место жительства в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ начальник ОМВД России по <адрес> направил в адрес ОМВД России по г. Новому Уренгою запрос личного дела старшего лейтенанта полиции ФИО1 в связи с обращением ФИО1 с рапортом о дальнейшем прохождении службы, для принятия решения о дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальник ОМВД России по г. Новому Уренгою сообщил начальнику ОМВД России по <адрес>, что в связи с большим некомплектом в Отделе МВД России по г. Новому Уренгою, личное дело старшего лейтенанта полиции ФИО1, старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, будет направлено для ознакомления позже, после подбора кандидата на должность, которую он замещает.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по электронной почте направил в ОМВД России по г. Новому Уренгою рапорт о переводе на должность старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по <адрес>, в связи с принятым решением о переезде на постоянное место жительства в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ личное дело ФИО1 направлено в адрес ОМВД России по <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях ведутся личные дела, документы учета сотрудников органов внутренних дел, банки данных о сотрудниках и гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел, содержащие персональные данные сотрудников, сведения об их служебной деятельности и стаже службы, а также персональные данные членов семей сотрудников и граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел.
В соответствии с ч. 3 названной статьи в личное дело сотрудника органов внутренних дел вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и увольнением со службы и необходимые для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.
В силу ч. 5 ст. 39 ФЗ «О службе в органах внутренних дел» сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.
Согласно пп. 6 ч. 1 указанной статьи передача персональных данных сотрудника третьей стороне не допускается без согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Условия передачи персональных данных сотрудника третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МВД России от 28.04.2014 № 381 «О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» утверждено Положение о централизованном учете персональных данных сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и ведении его личного Дела (далее Положение). Данное Положение определяет порядок организации работы по централизованному учету персональных данных сотрудника органов внутренних дел Российской Федераций и ведению его личного дела.
В силу п. 16 Положения личное дело сотрудника является основной формой учета персональных данных сотрудника, в том числе сведений, связанных с поступлением его на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и увольнением со службы в органах внутренних дел, необходимых для обеспечения деятельности органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит службу сотрудник.
Сведения, содержащиеся в личном деле, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну (п. 17).
В соответствии с п. 19.1 Положения ведение личных дел сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) и заместителей руководителей (начальников) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях, оперативных бюро МВД России, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, образовательных и научных организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созванных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), сотрудников, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (за исключением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации), осуществляется Департаментом государственной службы и кадров МВД России.
Ведение личных дел иных сотрудниковосуществляется сотрудниками кадровых подразделений органов, организаций, подразделений МВД России по месту прохождения сотрудниками службы.
По смыслу приведенных выше правовых норм, личное дело сотрудника представляет собой систематизированный свод документов, отражающих обстоятельства прохождения службы сотрудником органов внутренних дел и содержащих персональные данные такого лица, что предопределяет наличие определенных ограничений, связанных с обращением таких дел, в том числе и в рамках системы органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктами 44-48 Положения предусмотрены случаи выдачи (высылки) личных дел.
В силу п. 45 Положения решение о выдаче (высылке) личного дела принимается руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России или руководителем (начальником) кадрового подразделения либо лицами, их замещающими, в 10-дневный срок со дня получения запроса.
Личные дела выдаются (высылаются) на срок не более 1 месяца, по истечении которого они должны быть возвращены к месту постоянного хранения, за исключением случаев назначения сотрудника на должность по новому месту службы (п. 46).
В соответствии с п. 48 Положения личные дела сотрудников, назначаемых на должности в порядке перевода, высылаются к новому месту службы не позднее 5 суток со дня издания приказа о назначении на должность.
Таким образом, одним из законодательно урегулированных и допустимых случаев выдачи (высылки) личного дела сотрудника является принятие решения о назначении сотрудника на новую должность в порядке перевода.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел (назначение сотрудника органов внутренних дел на другую должность в органах внутренних дел) осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в письменной форме в его обращении к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю (далее - рапорт). В рапорте сотрудником также указывается, что он ознакомился с должностным регламентом (должностной инструкцией), основными условиями службы в органах внутренних дел, установленным порядком исчисления и выплаты денежного довольствия, режимом служебного времени и отдыха (если этот режим отличается от общих правил внутреннего служебного распорядка, установленных в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе, подразделении).
Статьей 30 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» предусмотрен порядок перевода сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, согласно которой перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу п. 87 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, при переводе сотрудника в иное подразделение рапорт о назначении на должность подлежит согласованию с заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности, в котором проходит службу сотрудник.
При этом согласно п. 88.1 указанного Порядка заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности, в котором сотрудник проходит службу, не может быть отказано в согласовании рапорта о назначении на должность при переводе сотрудника в иное подразделение в случаях: переезда к иному месту жительства в другой населенный пункт.
В соответствии с п. 16 Порядка до назначения сотрудника на должность по новому месту службы с ним сохраняются служебные отношения по прежнему месту службы.
Таким образом, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, предусматривают следующие обязательные стадии перевода сотрудника на новую должность, а именно: подача рапорта о переводе сотрудником органов внутренних дел с указание причин такого перевода; согласование такого рапорта с соответствующим руководителем.
Вышеуказанными нормами законодательства предусмотрено только право работодателя увольнять работника в порядке перевода к новому работодателю по заявлению работника, но не обязанность, то есть, работодатель может в подобном переводе работнику отказать.
Принятие решения о назначении сотрудника на новую должность в порядке перевода является основанием для направления его личного дела к новому месту службы.
Из письма начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что руководством ОМВД России по <адрес> принято решение не рассматривать старшего лейтенанта полиции ФИО1, старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по г. Новому Уренгою, с целью перевода в ОМВД России по <адрес>, в связи с чем направление личного дела старшего лейтенанта полиции ФИО1 не требуется.
Письмом начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ личное дело ФИО1 возвращено в адрес ОМВД России по г. Новому Уренгою по минованию надобности. Указано, что по результатам рассмотрения рапорта о дальнейшем прохождении службы в должности старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по <адрес>, представленного старшим лейтенантом ФИО1, принято решение об отказе в переводе в ОМВД России по <адрес>.
Вместе с тем, по смыслу приведенных выше правовых норм, возможность направления личного дела сотрудника непосредственно связана с принятием итогового решения о переводе сотрудника.
Предусмотренная законом процедура согласования перевода сотрудника и взаимообусловленность принятия такого решения с возможностью направления личного дела сотрудника в другое структурное подразделение не может быть расценена как нарушение права сотрудника органов внутренних дел на смену места работы, сферы деятельности, уровня дохода.
Служба в органах внутренних дел относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, такого рода деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловлен их специальный правовой статус и особый характер службы, который предполагает наличие определенных ограничений их прав и свобод, а также возлагающим на них особые публично-правовые обязанности.
Наличие таких ограничений, в том числе в части установления специальной процедуры перевода сотрудников и невозможности произвольного направления личных дел связано главным образом с необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, а также необходимостью установления дополнительных гарантий защиты персональных данных сотрудников и иной, охраняемой законом информации.
Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Вследствие этого сотрудник органов внутренних дел обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, в том числе социальные, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности по направлению личного дела истца в ОМВД России по <адрес> в отсутствие согласованного с начальником ОМВД России по <адрес> рапорта о переводе, а также принятого решения о переводе сотрудника на новое место службы в иное структурное подразделение МВД России, не имеется.
Кроме того, суду не представлено доказательств, подтверждающих, что ОМВД России по г. Новому Уренгою, УМВД России по ЯНАО препятствуют увольнению истца в порядке перевода к новому месту службы.
Учитывая изложенное, суд полагает отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд <адрес> через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: подпись Н.В. Долматова
Решение от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу. Подлинник хранится в материалах дела [суммы изъяты] в Новоуренгойском городском суде ЯНАО.
Копия верна: судья Н.В. Долматова
Секретарь: О.И. Габерман