ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 890004-01-2021-001375-19 от 11.01.2021 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-1193/2021

УИ дела № 89RS0004-01-2021-001375-19

Решение

Именем Российской Федерации

27 апреля 2021 года

г. Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Долматовой Н.В.,

при секретаре Габерман О.И.

с участием представителя истца Мязина А.Н., действующего на основании доверенности № 1 от 11 января 2021 года, сроком действия по 8 января 2024 года, представителей ответчика: Колесниковой Е.Н., действующей на основании доверенности № 1/2021 от 11 января 2021 года, сроком действия до 31 декабря 2021 года, Шожуна С.С., действующего на основании доверенности № 3/2021 от 11 января 2021 года, сроком действия до 31 декабря 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа к ООО «Управляющая компания «Оптимист» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,

установил:

Истец Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Оптимист» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

В обоснование иска указано, что 30 ноября 2017 года собственниками помещений многоквартирного <адрес> г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, оформленное протоколом [суммы изъяты] об установлении минимального размера взносов на капитальный ремонт в сумме 10 рублей 50 копеек с 1 кв.м. ООО «УК «Оптимист» являлся владельцем специального счета по формированию фонда капитального ремонта по многоквартирному дому [суммы изъяты]Б по <адрес>. Указанный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждённую постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2014 №1136-П. 27 декабря 2018 года собственниками помещений многоквартирного дома принято решение, оформленное протоколом № 2/2018, о проведении капитального ремонта – замены лифтового оборудования из средств со специального счёта на капитальный ремонт, об утверждении сметы на проведение капитального ремонта, утверждение сроков проведения капитального ремонта, утверждение тарифа на капитальный ремонт с 1 января 2019 года, утверждение подрядных организаций по проведению капитального ремонта, утверждение лица, уполномоченного от имени всех собственников помещений в МКД участвовать в приёмке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, в том числе подписывать акты приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, подписывать иные документы, связанные с проведением капитального ремонта общего имущества МКД. Реализуя решения, принятые собственниками помещений многоквартирного дома ООО «УК «Оптимист», со специального счёта [суммы изъяты] ПАО Сбербанк, на котором формировались взносы на капитальный ремонт исходя из минимального размера взноса, израсходованы денежные средства в сумме 872 231 (восемьсот семьдесят две тысячи двести тридцать один) рубль 18 копеек. Работы по ремонту лифтового оборудования отсутствуют в региональной программе капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов для указанного многоквартирного дома. Расходование денежных средств, находящихся на специальном счёте, на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, не включенного в перечень работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, приведёт к фактической невозможности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по перечню работ, включенных в региональную программу капитального ремонта на соответствующий период, в связи с недостаточностью средств находящихся на специальном счёте. Учитывая, что в настоящее время формирование фонда капитального ремонта осуществляется НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе», денежные средства, затраченные на проведение капитального ремонта, подлежат зачислению на счёт НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе». Истец просил признать решение о проведении капитального ремонта из средств со специального счёта на капитальный ремонт, принятое на внеочередном общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>Б, оформленное протоколом общего собрания собственников №2/2018 от 27.12.2018, недействительным; обязать ООО «УК «Оптимист» произвести возврат средств на специальный счёт неправомерно направленных в счёт оплаты закупки и доставки лифтового оборудования, замены лифтового оборудования, технического освидетельствования лифтового оборудования в сумме 872 231 рубль 18 копеек.

Представитель истца Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указал, что срок исковой давности необходимо исчислять с момента, когда истцу стало известно о нарушениях порядка созыва, подготовки и проведения собрания, а также о незаконности принятых решений, то есть с 20 января 2021 года.

Представители ответчика ООО «УК «Оптимист» Колесникова Е.Н., Шожун С.С. просили в удовлетворении исковых требований отказать, применить срок исковой давности. Указали, что требования о возврате денежных средств заявлены к ненадлежащему ответчику, истец не наделён правом обжалования принятых решений, обжалуемые решения приняты законно и обосновано.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного <адрес> по инициативе управляющей компании ООО «УК «Оптимист» проведено общее собрание в очно-заочной форме, оформленное протоколом [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ.

На повестку дня были вынесены следующие вопросы:

1.Выбор председателя собрания;

2.Выбор секретаря собрания;

3.Выбор счётной комиссии собрания;

4.Определение порядка уведомления собственников помещений МКД о принятых решениях на ОСС;

5.Определение порядка уведомления о проведении последующих ОСС помещений в МКД;

6.Определение места хранения копии протокола общего собрания собственников;

7.Принятие решения о проведении капитального ремонта (замена лифтового оборудования) из средств со специального счёта на капитальный ремонт;

8.Утверждение перечня услуг и работ по капитальному ремонту;

9. Утверждение сметы на проведение капитального ремонта;

10.Утверждение сроков проведения капитального ремонта;

11.Утверждение тарифа на капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ;

12.Утверждение подрядных организаций по проведению капитального ремонта;

13.Утверждение (определение) лица, уполномоченного от имени всех собственников помещений в МКД участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, в том числе подписывать акты приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, подписывать иные документы, связанные с проведением капитального ремонта общего имущества в МКД.

Согласно протоколу [суммы изъяты] от 27 декабря года, по указанным вопросам собственниками помещений в многоквартирном доме приняты положительные решения.

В голосовании на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники 77,088% от площади жилых помещений многоквартирного дома, что свидетельствует о наличии кворума. Наличие кворума при принятии решений общим собранием, а также соблюдение порядка уведомления собственников помещений о проведении собрания, сторонами не оспаривалось.

На момент проведения указанного собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, ООО «УК «Оптимист» являлось управляющей компанией, осуществляющей полномочия по управлению многоквартирным домом.

На основании распоряжения Администрации города Новый Уренгой от 24 апреля 2020 года № 521-р для управления многоквартирным домом <адрес> определена управляющая организация ООО «Сити Сервис».

Положениями ст. 181.4 и ст. 181.5 ГК РФ предусмотрены основания, при которых решение общих собраний может быть признано судом недействительным (соответственно оспоримыми или ничтожными).

Так, в силу положений ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено (ч. 3 ст. 181.4 ГК РФ).

Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица (ч. 4 ст. 181.4 ГК РФ).

В силу положений ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Истцом не оспаривалось наличие кворума при проведении собрания, а также соблюдение порядка созыва и проведения собрания. Сведений об отсутствии кворума и нарушении порядка созыва и проведения собрания суду не представлено.

Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что объективных признаков недействительности оспариваемого решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, установленных императивными нормами закона, из материалов дела не усматривается, напротив, материалы дела содержат данные о наличии необходимого кворума, решение принято в рамках компетенции общего собрания. Доказательств того, что принятые общим собранием решения нарушают права собственников помещений в многоквартирном доме, суду не представлено.

Уведомление собственников помещений многоквартирного дома о проведении оспариваемого собрания подтверждается тем, что в общем собрании приняли участие собственники, которым принадлежит 77,088% голосов, и не оспаривается сторонами. Кроме того, о нарушении волеизъявления собственников, принявших участие в голосовании, такими лицами не заявлено. Ни один из собственников помещений многоквартирного дома, который осуществлял голосование по вопросам повестки дня общего собрания, принятые решения не обжаловал, к иску не присоединился, несмотря на то, что объявление об обращении с настоящим иском в суд было размещено на информационных стендах в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В соответствии с частью 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Часть 2 статьи 20 ЖК РФ определяет, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации).

К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 ст. 20 ЖК РФ).

Согласно части 4.2. статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе.

В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса; о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер; о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров; в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований; о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре».

Главной задачей государственного жилищного надзора является контроль обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности (п. 2).

Положением № 493 установлено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами: обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением; учету жилищного фонда; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; созданию и деятельности советов многоквартирных домов; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; формированию фондов капитального ремонта; наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования"; составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно Положения о департаменте государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2013 года № 889-П, основной задачей департамента является в числе прочих осуществление регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством округа. К числу полномочий департамента Положение относит, в том числе обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий на управление многоквартирным домом.

Положением № 889-П департамент не наделён полномочиями по контролю за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счёт взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Порядком осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счёт взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств, утверждённым постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2015 года № 161-П, контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счёт взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме, принявшими решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте.

Из материалов дела следует, что, реализуя решения, принятые собственниками помещений многоквартирного дома ООО «УК «Оптимист», со специального счёта [суммы изъяты] ПАО Сбербанк, на котором формировались взносы на капитальный ремонт исходя из минимального размера взноса, израсходованы денежные средства в сумме 872 231 (восемьсот семьдесят две тысячи двести тридцать один) рубль 18 копеек:

-25.01.2019 произведено перечисление денежных средств в сумме 852 231 (восемьсот пятьдесят две тысячи двести тридцать один) рубль 18 копеек в пользу ООО «УК «Оптимист» счёт [суммы изъяты], за закупку и доставку лифтового оборудования;

-29.01.2019 произведено перечисление денежных средств в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей в пользу ООО «РИКЦ «Диагностика и экспертиза» счёт [суммы изъяты], за техническое освидетельствование лифтового оборудования;

-31.01.2019 произведено перечисление денежных средств в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей в пользу ООО «Регионтехсервис» счёт [суммы изъяты], за замену лифтового оборудования.

Вид работ по ремонту лифтового оборудования относится к перечню работ, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт (ч. 1. ст. 166 ЖК РФ, п. 1, ст. 21 Закона автономного округа от 28.06.2014 №11-ЗАО), но при этом отсутствует в региональной программе капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов для указанного многоквартирного дома как в редакции, действующей на дату принятия решения собственниками (постановление Правительства автономного округа от 09.07.2018 №734-П), так и в действующей в настоящее время редакции.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес>, оформленным протоколом от 9 октября 2020 года по вопросу [суммы изъяты] принято решение изменить способ формирования фонда капитального ремонта с формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте на формирование фонда на счёте регионального оператора.

Учитывая, что денежные средства за техническое освидетельствование, покупку и замену лифтового оборудования оплачены со специального счета в период с 25 января 2019 года по 31 января 2019 года, то есть до формирования денежных средств фонда на счёте регионального оператора, контроль за расходованием денежных средств, сформированных до указанной даты, не относится к полномочиям департамента.

Из анализа положений пункта 8.1 статьи 13, частей 3, 4, 4.2 статьи 20, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре», следует, что в компетенцию Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках осуществления государственного жилищного контроля (надзора) входит проведение внеплановых проверок при поступлении обращений граждан о нарушениях управляющей организацией обязательств по надлежащему управлению многоквартирным домом, в частности при выявлении нарушений при осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа в обоснование своих требований указал о том, что настоящий иск подан в связи с выявлением факта принятия неправомерного решения о расходовании средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счёте, на проведение ремонта лифтового оборудования на общую сумму 872 231 рубль 18 копеек. Однако, в заявлении не указано о наличии нарушений законодательства Российской Федерации по вопросам, перечисленным в ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство исключает предъявление настоящего иска по заявленным в нем основаниям и предмету, так как Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа фактически обратился в суд с требованиями за пределами полномочий, установленных указанными выше положениями законодательства Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства представителем ответчика ООО «УК «Оптимист» заявлено о применении срока исковой давности.

В силу положений п. 3 ст. 181.4 ГК РФ, ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

На основании ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ч. 1 ст. 52 и ч.ч. 1 и 2 ст. 53, ст. 53.1 АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Согласно п. 111 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 ГК РФ), если иные сроки не установлены специальными законами.

Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, собственники помещений в многоквартирном <адрес>, не обращались в департамент с заявлениями о нарушении их прав решениями, принятыми на собрании 27 декабря 2018 года.

Согласно скриншоту личного кабинета управляющей компании официального сайта ГИС ЖКХ протокол оспариваемого общего собрания от 27 декабря 2018 года был размещен на официальном сайте, т.е. стал доступным для должностных лиц Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа 3 января 2019 года.

27 февраля 2019 года в Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа от ООО «УК «Оптимист» поступили сведения о поступлении взносов на капремонт от собственников помещений многоквартирного <адрес>Б по <адрес>, в том числе выписка операций по лицевому счёту, в которой отражены указанные выше операции по перечислению денежных средств за техническое освидетельствование лифтового оборудования, за замену лифтового оборудования, закупку и доставку лифтового оборудования. Указанное обстоятельство подтверждается штампом входящей корреспонденции Департамента.

Таким образом, с учетом изложенных выше обстоятельств и приведенных норм права, о наличии предполагаемого нарушения права истцу должно было и стало известно как минимум 27 февраля 2019 года, однако каких-либо проверок, в частности внеплановых с учетом положений ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, соблюдения при проведении оспариваемого общего собрания требований жилищного законодательства в соответствии с предоставленными департаменту полномочиями не проводилось.

При установленных обстоятельствах, факт размещения оспариваемого протокола в общедоступной форме и передачи его на хранение в Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа не имеет правового значения.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудником департамента ФИО5 составлена служебная записка, согласно которой в ходе рассмотрения сведений, представленных ООО «УК «Оптимист», являющимся владельцем специального счёта, в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>Б, выявлено принятие неправомерного решения собственниками данного дома.

Исковое заявление предъявлено в суд 18 марта 2021 года.

Доводы представителя истца о необходимости исчисления срока исковой давности с 20 января 2021 года противоречат приведённым выше положениям закона и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, иск Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа предъявлен за пределами срока исковой давности.

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности истцом не заявлялось. Доказательств уважительных причин пропуска указанного срока не представлено.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что истцом срок исковой давности по оспариванию решений общего собрания, проведенного 27 декабря 2018 года, пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных Департаментом государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа требований об оспаривании решений общего собрания.

Поскольку у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска в части признания решений общего собрания собственников многоквартирного дома недействительными, соответственно, не подлежат удовлетворению и производные (дополнительные) требования истца о возложении обязанностей по возврату денежных средств. В связи с истечением срока исковой давности по главным требованиям считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям, в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.

Кроме того, суд учитывает, что ООО «УК «Оптимист» не являлся распорядителем денежных средств, затраченных собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес>, на производство ремонта лифтового оборудования, решения о распоряжении денежными средствами не принимал.

Учитывая изложенное, суд полагает отказать Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Долматова

Решение от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу. Подлинник хранится в материалах дела [суммы изъяты] в Новоуренгойском городском суде ЯНАО.

Копия верна: судья Н.В. Долматова

Секретарь: ФИО1