ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 890004-01-2021-001755-43 от 17.05.2021 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-1455/2021

УИ дела № 89RS0004-01-2021-001755-43

Решение

Именем Российской Федерации

г. Новый Уренгой 17 мая 2021 года

Новоуренгойский городской суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Долматовой Н.В.,

при секретаре Габерман О.И.,

с участием помощника прокурора Астафьева Д.В., представителей ответчика ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» ФИО3, действующего на основании доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, действующей на основании доверенности [суммы изъяты], сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Главного управления МЧС России по ЯНАО ФИО6, действующего на основании доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой в интересах неопределённого круга лиц к ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Прокурор города Новый Уренгой обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Ямало- Ненецкого автономного округа проведена повторная проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на объекте защиты - ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» расположенном по адресу: ул. Геологоразведчиков, 7, г. Новый Уренгой, ЯНАО. В ходе проведенной на основании решения № 303 от 19 марта 2021 года проверки ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» на объекте, расположенном по адресу: ул. Геологоразведчиков, 7, г. Новый Уренгой, ЯНАО, установлено, что юридическим лицом: в нарушение п. 16 Правил в подвальном этаже здания блока 1, блока 2, блока 4, блока 5 допускается размещение складских помещений для хранения горючих материалов, а также мастерских; в нарушение п. 35 Правил в отделении ОВЛ в парильных помещениях не установлены печи стандартные (заводского) изготовления; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, ч. 4 ст. 89 Закона № 123-ФЗ, п. 5.2.7 СП 1.13130.2009; п. 4.18 СП 4.13130.2013, п. 3.29 СНиП П-69-78, п. 4.81 СНиП 2.04.5-86 в 1 блоке стационара (1-й этаж ОВЛ № 1) допущено сообщение через закрытую лестничную клетку первого и подвального этажа здания (гардероб стационара), при этом в имеющимся тамбур-шлюзе отсутствует подпор воздуха при пожаре; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, ч. 4 ст. 89 Закона № 123-ФЗ, п. 5.2.7 СП 1.13130.2009; п. 4.18 СП 4.13130.2013, п. 3.29 СНиП П-69-78, п. 4.81 СНиП 2.04.5-86 в 1 блоке стационара (1-й этаж) допущено сообщение через закрытую лестничную клетку первого и подвального этажа здания (гардероб стационара), при этом в имеющимся тамбур-шлюзе отсутствует подпор воздуха при пожаре; в нарушение пп. «в» п. 16 Правил в 1 блоке стационара (5-й этаж) в центральном лифтовом холле допускается встройка гардероба работников оперблока, выполненного с каркасом из горючих материалов (пластиковые секции); в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, ч. 4 ст. 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.4.22 СП 113130.2020, п. 5,2.7 СП 1.13130.2009, п. 3.29 СНиП П-69-78, п. 4.24 СНиПП-Л.2- 72, п. 4.81 СНиП 2.04.05-86) в 1 блоке стационара (5-й этаж) не предусмотрен обособленный выход из подвала здания, отделенного на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа или не отделен от лестной клетки здания, противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (по факту выход из подвала предусмотрен в общую лестничную клетку, предназначенную для эвакуации людей с надземных этажей; в нарушение ст.ст. 4, 6, 52, 88, Закона № 123-ФЗ, п. 7.6 СП 4.13130.2013 в 3 блоке стационара (5-й этаж) в дверном проеме выхода ведущего из лестничной в чердачное помещение установлена дверь с пределом огнестойкости менее EI-30; в нарушение ст.ст. 4, 6, 88 Закона № 123-ФЗ, п. 5.5.6 СП 4.13130.2013 в дверном проеме архива (кабинет № 122) не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI-30; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.2.18 СП 1.131.30.2020, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 в 5 блоке поликлиники (1-й этаж) высота двери эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу (на улицу) из помещения актового зала выполнена менее 1,9 метра; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.4.22 СП 1.13130.2020, п. 5.2.7 СП 1.13130.2009 в 5 блоке поликлиники (1-й этаж) не предусмотрен обособленный выход из подвала здания, отделенного на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа или не отделен от лестной клетки здания, противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п, 4.2.22 СП 1.13130.2020, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 в 5 блоке поликлиники (1-й этаж) двери второго эвакуационного выхода из отделения медицинского осмотра выполнены не по направлению движения из помещения; в нарушение ст.ст. 4, 6, 88 Закона № 123-ФЗ, в здании акушерского корпуса предел огнестойкости дверей шахт лифтов составляет менее EI 30, при этом в холле 2-го этажа здания не предусмотрены противопожарные перегородки 1-го типа и не предусмотрено заполнение дверных проемов противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.2.18 СП 1.131.30.2020, п.4.2.5 СП1.13130.2009 на 3 этаже здания акушерского корпуса допускается открывание двери эвакуационного выхода из административной части здания в коридор к лестничной клетке не по направлению выхода из здания; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.2.22 СП 1.13130.2020, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 на 3 этаже здания акушерского корпуса высота дверей помещений раздевалки и отдыха лифтеров составляет менее 1,9 метра; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.2.22 СП 1.13130.2020, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 на втором этаже здания акушерского корпуса допускается открывание двери эвакуационного выхода из оперблока в послеродовое отделение не по направлению выхода из помещения; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.3.2 СП 1.13130.2020, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 в подвальном этаже здания акушерского корпуса высота горизонтальных участков путей эвакуации (проходов), с восточной стороны здания и задействованных при эвакуации (согласно плана эвакуации) людей выполнена менее 2-х метров; в нарушение ст.ст. 4, 6, 88 Закона № 123-ФЗ, п. 4.18 СП. 4.13130.2013 в подвальном этаже здания акушерского корпуса вход в лифт не осуществляется через тамбур-шлюз 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.4.22 СП 1.13130.2020, п. 7.1.6 СП 1.13130.2009, п. 4.18 СП 4.13130.2013, п. 5.3.6 СП 1.13130.2009 не предусмотрен обособленный выход из подвала здания акушерского корпуса, отделенный на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа или не отделен от общей лестной клетки противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; в нарушение пп. «б» п. 16 Правил в подвальном этаже здания акушерского корпуса стационарного лечебного учреждения размещены помещения кладовых, архива и гладильной комнаты; в нарушение п. 54 Правил в подвальном помещении здания инфекционного корпуса противопожарные клапаны и заслонки, установленные в воздуховодах систем вентиляции в подвальном этаже здания, содержатся в неисправном состоянии; в нарушение ст.ст. 4, 6, 138 Закона № 123-ФЗ, п. 6.24 СП 7.13130.2013 в подвальном помещении здания инфекционного корпуса не выполнена блокировка системы вентиляции при сработке автоматической пожарной сигнализации; в нарушение ст.ст. 4, 6 Закона № 123-ФЗ, п. 6.1.14 СП 10.13130.2020, п. 4.1.11 СП 10.13130.2009 в здании терапевтического корпуса не обеспечено кольцевание сети внутреннего противопожарного водоснабжения; в нарушение ст.ст. 4, 6, 83 Закона № 123-ФЗ, раздела 6 СП 484.1311500.2020, СП 5.13130.2009 не во всех помещениях здания терапевтического корпуса (палаты, кладовые, кабинеты персонала) выполнена замена тепловых пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации на дымовые. Указанные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности и правил противопожарной безопасности при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и наступления иных тяжких последствий. Выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, ущемляют права работников организации, могут создать чрезвычайную ситуацию при возгорании здания и повлечь за собой значительное увеличение человеческих жертв и материального ущерба. Прокурор просит возложить обязанности на ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» устранить указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

Определением судьи от 11 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа.

В судебном заседании помощник прокурора города Новый Уренгой Астафьев Д.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ООО ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» Шкурин Ю.М., Акчурина Н.Е., действующие на основании доверенности, исковые требования прокурора признали, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении прокурора, подтвердили, указали, что 23 октября 2020 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию г. Новый Уренгой была проведена выездная проверка, по результатам которой вынесено предписание с требованием устранить выявленные нарушения пожарной безопасности. Срок устранения нарушений установлен 1 октября 2021 года. С целью устранения имеющихся нарушений администрацией ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» направило обращение на имя директора департамента здравоохранения о включении объектов больницы в программу капитального ремонта с целью устранения нарушений по противопожарной безопасности. Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО объекты находящиеся в оперативном управлении ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» включены в перечень объектов капитального ремонта государственной собственности, согласно приказу № 12 «Об утверждении перечня объектов, подлежащих осмотру, на 2021 год» Так же устранение некоторых нарушений запланированы в 2021 году в рамках заключаемых государственных контрактов. Просили установить срок для устранения нарушений до 1 октября 2021 года.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ЯНАО Басанов И.Л., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что в отношении ответчика вынесено предписание со сроком до 1 октября 2021 года.

Третьи лица Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей третьих лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на защиту их жизни, здоровья и имущества.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причинённый вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Исходя из данной нормы содержание имущества, находящегося в праве оперативном управлении, в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, возлагается на использующее и владеющее им учреждение.

По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи обязанность по обеспечению пожарной безопасности и доказыванию данного обстоятельства, в том числе посредством предоставления расчета пожарного риска возлагается на лицо, владеющее объектом защиты на праве оперативного управления и ссылающееся на данное обстоятельство в обоснование своих возражений об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья.

Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»), а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 вышеуказанного Закона, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Ст. 38 Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Граждане, в соответствии со ст. 34 Закона «О пожарной безопасности» имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон «О техническом регулировании»), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 41 ст. 2 Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», система противопожарной защиты - комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности содержат Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены новые Правила, действующие с 01.01.2021).

Из материалов дела следует, что здания, расположенные по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, дом 7 находятся в оперативном управлении ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» на основании приказа Департамента имущественных отношений ЯНАО «Об имуществе государственного бюджетного учреждения здравоохранения ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница от 27 марта 2013 года № 275

Судом установлено, что 19 марта 2021 заместителем прокурора г. Новый Уренгой вынесено решение № 303 о проведении проверки в отношении ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» по исполнению требований законодательство о пожарной безопасности, установив срок проведения проверки с 19 марта 2021 года по 16 апреля 2021 год.

В ходе проведенной на основании решения № 303 от 19 марта 2021 года проверки ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» на объекте, расположенном по адресу: ул. Геологоразведчиков, 7, г. Новый Уренгой, ЯНАО, установлено, что юридическим лицом: в нарушение п. 16 Правил в подвальном этаже здания блока 1, блока 2, блока 4, блока 5 допускается размещение складских помещений для хранения горючих материалов, а также мастерских; в нарушение п. 35 Правил в отделении ОВЛ в парильных помещениях не установлены печи стандартные (заводского) изготовления; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, ч. 4 ст. 89 Закона № 123-ФЗ, п. 5.2.7 СП 1.13130.2009; п. 4.18 СП 4.13130.2013, п. 3.29 СНиП П-69-78, п. 4.81 СНиП 2.04.5-86 в 1 блоке стационара (1-й этаж ОВЛ № 1) допущено сообщение через закрытую лестничную клетку первого и подвального этажа здания (гардероб стационара), при этом в имеющимся тамбур-шлюзе отсутствует подпор воздуха при пожаре; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, ч. 4 ст. 89 Закона № 123-ФЗ, п. 5.2.7 СП 1.13130.2009; п. 4.18 СП 4.13130.2013, п. 3.29 СНиП П-69-78, п. 4.81 СНиП 2.04.5-86 в 1 блоке стационара (1-й этаж) допущено сообщение через закрытую лестничную клетку первого и подвального этажа здания (гардероб стационара), при этом в имеющимся тамбур-шлюзе отсутствует подпор воздуха при пожаре; в нарушение пп. «в» п. 16 Правил в 1 блоке стационара (5-й этаж) в центральном лифтовом холле допускается встройка гардероба работников оперблока, выполненного с каркасом из горючих материалов (пластиковые секции); в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, ч. 4 ст. 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.4.22 СП 113130.2020, п. 5,2.7 СП 1.13130.2009, п. 3.29 СНиП П-69-78, п. 4.24 СНиПП-Л.2- 72, п. 4.81 СНиП 2.04.05-86) в 1 блоке стационара (5-й этаж) не предусмотрен обособленный выход из подвала здания, отделенного на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа или не отделен от лестной клетки здания, противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (по факту выход из подвала предусмотрен в общую лестничную клетку, предназначенную для эвакуации людей с надземных этажей; в нарушение ст.ст. 4, 6, 52, 88, Закона № 123-ФЗ, п. 7.6 СП 4.13130.2013 в 3 блоке стационара (5-й этаж) в дверном проеме выхода ведущего из лестничной в чердачное помещение установлена дверь с пределом огнестойкости менее EI-30; в нарушение ст.ст. 4, 6, 88 Закона № 123-ФЗ, п. 5.5.6 СП 4.13130.2013 в дверном проеме архива (кабинет № 122) не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI-30; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.2.18 СП 1.131.30.2020, п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 в 5 блоке поликлиники (1-й этаж) высота двери эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу (на улицу) из помещения актового зала выполнена менее 1,9 метра; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.4.22 СП 1.13130.2020, п. 5.2.7 СП 1.13130.2009 в 5 блоке поликлиники (1-й этаж) не предусмотрен обособленный выход из подвала здания, отделенного на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа или не отделен от лестной клетки здания, противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п, 4.2.22 СП 1.13130.2020, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 в 5 блоке поликлиники (1-й этаж) двери второго эвакуационного выхода из отделения медицинского осмотра выполнены не по направлению движения из помещения; в нарушение ст.ст. 4, 6, 88 Закона № 123-ФЗ, в здании акушерского корпуса предел огнестойкости дверей шахт лифтов составляет менее EI 30, при этом в холле 2-го этажа здания не предусмотрены противопожарные перегородки 1-го типа и не предусмотрено заполнение дверных проемов противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.2.18 СП 1.131.30.2020, п.4.2.5 СП1.13130.2009 на 3 этаже здания акушерского корпуса допускается открывание двери эвакуационного выхода из административной части здания в коридор к лестничной клетке не по направлению выхода из здания; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.2.22 СП 1.13130.2020, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 на 3 этаже здания акушерского корпуса высота дверей помещений раздевалки и отдыха лифтеров составляет менее 1,9 метра; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.2.22 СП 1.13130.2020, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 на втором этаже здания акушерского корпуса допускается открывание двери эвакуационного выхода из оперблока в послеродовое отделение не по направлению выхода из помещения; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.3.2 СП 1.13130.2020, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 в подвальном этаже здания акушерского корпуса высота горизонтальных участков путей эвакуации (проходов), с восточной стороны здания и задействованных при эвакуации (согласно плана эвакуации) людей выполнена менее 2-х метров; в нарушение ст.ст. 4, 6, 88 Закона № 123-ФЗ, п. 4.18 СП. 4.13130.2013 в подвальном этаже здания акушерского корпуса вход в лифт не осуществляется через тамбур-шлюз 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре; в нарушение ст.ст. 4, 6, 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п. 4.4.22 СП 1.13130.2020, п. 7.1.6 СП 1.13130.2009, п. 4.18 СП 4.13130.2013, п. 5.3.6 СП 1.13130.2009 не предусмотрен обособленный выход из подвала здания акушерского корпуса, отделенный на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа или не отделен от общей лестной клетки противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре; в нарушение пп. «б» п. 16 Правил в подвальном этаже здания акушерского корпуса стационарного лечебного учреждения размещены помещения кладовых, архива и гладильной комнаты; в нарушение п. 54 Правил в подвальном помещении здания инфекционного корпуса противопожарные клапаны и заслонки, установленные в воздуховодах систем вентиляции в подвальном этаже здания, содержатся в неисправном состоянии; в нарушение ст.ст. 4, 6, 138 Закона № 123-ФЗ, п. 6.24 СП 7.13130.2013 в подвальном помещении здания инфекционного корпуса не выполнена блокировка системы вентиляции при сработке автоматической пожарной сигнализации; в нарушение ст.ст. 4, 6 Закона № 123-ФЗ, п. 6.1.14 СП 10.13130.2020, п. 4.1.11 СП 10.13130.2009 в здании терапевтического корпуса не обеспечено кольцевание сети внутреннего противопожарного водоснабжения; в нарушение ст.ст. 4, 6, 83 Закона № 123-ФЗ, раздела 6 СП 484.1311500.2020, СП 5.13130.2009 не во всех помещениях здания терапевтического корпуса (палаты, кладовые, кабинеты персонала) выполнена замена тепловых пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации на дымовые.

26 марта 2021 года сотрудником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию г. Новый Уренгой в адрес прокурора г. Новый Уренгой направлено уведомление о фактическом устранении нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты – ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница», расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7

26 мая 2020 года ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» в адрес Департамента здравоохранения ЯНАО направлено письмо, с просьбой оказать содействие о включении объектов ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» в программу капитального ремонта с целью устранения пунктов предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница», а также недопущений ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровья граждан.

30 октября 2020 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию г. Новый Уренгой вынесено предписание № 150/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница». Установлен срок устранения нарушений требований пожарной безопасности до 1 октября 2021 года.

Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО № 12 от 29 января 2021 года в соответствии с п. 18 постановления Правительства ЯНАО от 18 июня 2018 года № 621-П «Об утверждении Правил организации проведения капитального ремонта объектов государственного собственности ЯНАО утвержден перечень объектов, подлежащих осмотру на 2021 год. В указанный перечне под №№4-10 указаны объекты ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница», установлен период первичного осмотра с 26 апреля 2021 года по 28 мая 2021 год.

Судом установлено, что учреждением не в полной мере выполняются требования пожарной безопасности, в связи с чем не обеспечивается в полной мере исполнение требований законодательства РФ в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, и создать опасные условия для неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, суд, считает, что предъявляемые к ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» требования носят устранимый характер. Не соблюдение требований пожарной безопасности существенно нарушает законные права и интересы, в связи с этим требования прокурора г. Новый Уренгой являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При определении срока выполнения мероприятий, указанных в иске, суд с учетом объема и характера выявленных нарушений, с учётом того чтобы решение было исполнено в разумные сроки, полагает необходимым установить ответчику срок, в течение которого соответствующие мероприятия должны быть выполнены - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора города Новый Уренгой удовлетворить.

Возложить на ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» обязанность, в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований пожарного законодательства на объекте, расположенном по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7:

- в подвальном этаже здания блока 1, блока 2, блока 4, блока 5 устранить размещение складских помещений для хранения горючих материалов, а также мастерских;

- в отделении ОВЛ в парильных помещениях установить печи стандартные (заводского) изготовления;

- в 1 блоке стационара (1-й этаж ОВЛ № 1) устранить сообщение через закрытую лестничную клетку первого и подвального этажа здания (гардероб стационара), в имеющимся тамбур-шлюзе установить подпор воздуха при пожаре;

- в 1 блоке стационара (1-й этаж) устранить сообщение через закрытую лестничную клетку первого и подвального этажа здания (гардероб стационара), в имеющимся тамбур-шлюзе установить подпор воздуха при пожаре;

- в 1 блоке стационара (5-й этаж) в центральном лифтовом холле устранить встройку гардероба работников оперблока, выполненного с каркасом из горючих материалов;

- в 1 блоке стационара (5-й этаж) обустроить обособленный выход из подвала здания, отделенного на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа либо отделить выход от лестничной клетки здания противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;

- в 3 блоке стационара (5-й этаж) в дверном проеме выхода ведущего из лестничной в чердачное помещение установить дверь с пределом огнестойкости не менее EI-30;

- в дверном проеме архива (кабинет № 122) установить противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI-30;

- в 5 блоке поликлиники (1-й этаж) высоту двери эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу (на улицу) из помещения актового зала, выполнить не менее 1,9 метра;

- в 5 блоке поликлиники (1-й этаж) оборудовать обособленный выход из подвала здания, отделенного на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа либо отделить выход от лестничной клетки здания противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;

- в 5 блоке поликлиники (1-й этаж) двери второго эвакуационного выхода из отделения медицинского осмотра выполнить по направлению движения из помещения;

- в здании акушерского корпуса предел огнестойкости дверей шахт лифтов исполнить не менее EI30, в холле 2-го этажа здания предусмотреть противопожарные перегородки 1-го типа, заполнение дверных проемов предусмотреть противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI30;

- на 3 этаже здания акушерского корпуса обеспечить открывание двери эвакуационного выхода из административной части здания в коридор к лестничной клетке по направлению выхода из здания;

- на 3 этаже здания акушерского корпуса высоту дверей помещений раздевалки и отдыха лифтеров исполнить не менее 1,9 метра;

- на втором этаже здания акушерского корпуса обеспечить открывание двери эвакуационного выхода из оперблока в послеродовое отделение по направлению выхода из помещения;

- в подвальном этаже здания акушерского корпуса высоту горизонтальных участков путей эвакуации (проходов) с восточной стороны здания и задействованных при эвакуации (согласно плана эвакуации) людей выполнить не менее 2-х метров;

- в подвальном этаже здания акушерского корпуса вход в лифт обеспечить через тамбур-шлюз 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре;

- предусмотреть обособленный выход из подвала здания акушерского корпуса, отделенный на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа или не отделить выход от общей лестничной клетки противопожарными перегородками l-гo типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;

- в подвальном этаже здания акушерского корпуса стационарного лечебного учреждения устранить размещение помещений кладовых, архива и гладильной комнаты;

- в подвальном помещении здания инфекционного корпуса противопожарные клапаны и заслонки, установленные в воздуховодах систем вентиляции в подвальном этаже здания, привести в исправное состояние;

- в подвальном помещении здания инфекционного корпуса выполнить блокировку системы вентиляции при сработке автоматической пожарной сигнализации;

- в здании терапевтического корпуса обеспечить кольцевание сети внутреннего противопожарного водоснабжения;

- осуществить замену тепловых пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации на дымовые во всех помещениях здания терапевтического корпуса (палаты, кладовые, кабинеты персонала)

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором - представление в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Долматова

Решение от 17 мая 2021 года по состоянию на 17 мая 2021 года не вступило в законную силу. Подлинник хранится в материалах дела № 2-1455/2021 в Новоуренгойском городском суде ЯНАО.

Копия верна: судья Н.В. Долматова

Секретарь: О.И. Габерман