копия
УИД № 89RS0005-01-2022-000281--63
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
4 марта 2022 года город Ноябрьск ЯНАО
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Габова Т.Н., рассмотрев дело № 12-47/2022 по жалобе акционерного общества «Интер РАО - Электрогенерация» (адрес (место нахождения) 119435, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ АО «Интер РАО - Электрогенерация» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Интер РАО -Электрогенерация» обратилось в Ноябрьский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указывая на то, что в соответствии с проектной документацией ПГУ-450 Уренгойской ГРЭС шламоотвал кислотной промывки предназначен не для хранения, а для приема стока после кислотных промывок котлов – утилизаторов .... То есть данное сооружение является местом накопления отхода «осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия», при этом срок временного складирования данного отхода в шламоотвале не превышает 11 месяцев. 39,79 тонн шлама образовалось при эксплуатации оборудования предварительной обработки и осветления воды в период с августа по ноябрь 2021 года, В предыдущие периоды указанный отход не накапливался, в связи с чем, не возникало и необходимости его передачи специализированным организациям. С целью утилизации указанного отхода в программе эксплуатации филиала «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО -Электрогенерация» предусмотрена соответствующая статья расхода и запланированы денежные средства для заключения договора и передачи отхода специализированной организации для его последующей утилизации. В соответствии с пунктом 11 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028, первичный учет обращения с отходами обобщается по результатам года. На момент проверки срок обобщения данных о первичном учете отходов за 2021 год не наступил.
В дополнениях к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении АО «Интер РАО - Электрогенерация» указало, что шламоотвал не является специализированным объектом, который может использоваться для хранения шлама, в соответствии с проектной документацией он предназначен для приема стока после кислотных промывок котлов – утилизаторов ..., для временного накопления отхода, поэтому хранение отходов в шламоотвале на Уренгойской ГРЭС не осуществляется и не может осуществляться даже если срок складирования отходов превышает 11 месяцев, нахождение шлама в осветителе «...», с помощью которого происходит обработка воды, необходимо для дополнительной фильтрации природной воды. Ввиду незначительного образования шлама, с целью сокращения потерь природной воды, осветители ... на основании распоряжения главного инженера филиала «Уренгойская ГРЭС» были переведены в режим эксплуатации без их непрерывной продувки, поскольку такая продувка необходима только при достижении уровня шлама выше ввода воды. С учетом объема одного осветлителя ..., данного объема было достаточно для того, чтобы вместить образованный в них шлам суммарной массой 39,79 тонн. Продувка осветителей со сбросом продувочных вод в шламоотвал была проведена только в августе 2021 года на основании служебной записки начальника химического цеха. Поэтому до указанного периода отход фактически не образовывался и не складировался в шламоотвале, в ложе шламоотвала образовывался исключительно естественный осадок природной воды, что также нашло свое отражение в статистической отчетности за 2014-2020 годы, которой зафиксировано отсутствие образования отхода в указанный период, данный отход образовался лишь в III квартале 2021 года.
Защитник АО «Интер РАО - Электрогенерация» ФИО2 при рассмотрении жалобы на ней настаивала, привела доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней. Также пояснила, что в акте № от ДД.ММ.ГГГГ была допущена ошибка в указании вида принятого отхода, при этом в соответствующем счете на оплату был указан верный вид отхода, что подтверждается справкой ООО «Стройкомплект». С целью устранения допущенной ошибки указанный акт был скорректирован.
Должностное лицо Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 при рассмотрении жалобы с ней не согласился, указал, что общество не исполнило обязанность по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с установленными требования, а именно обществом не отображается образующийся и размещаемый на имеющемся шламоотвале отход «осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия» (код ..., не отражено 0,96 тонн отходов – «прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код ...). Проектной документацией определено постоянное образование отходов на эксплуатируемом обществом шламоотвале, что также подтверждается утвержденными нормативами образования отходов и лимитов на их размещение, а также разработанным обществом проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при этом на момент осмотра шламоотвала зафиксирован автоматический слив продувочных вод осветлителя на шламоотвал. О том, что указанный отход образовался в течение длительного периода времени, а не в третьем квартале 2021 года, свидетельствует пояснительная записка начальника химического цеха о подаче на шламоотвал продувочных вод осветлителя 39,79 тонн шлама за период 2014-2021 годы, а также его количество.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, материалы дела, в том числе подлинник дела об административном правонарушении №, прихожу к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Как следует из постановления должностного лица Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Интер РАО - Электрогенерация» было рассмотрено в городе Ноябрьске.
Следовательно, жалоба АО «Интер РАО - Электрогенерация» подведомственна Ноябрьскому городскому суду и подлежит рассмотрению по месту рассмотрения дела в городе Ноябрьске. Ходатайство должностного лица о передаче жалобы на рассмотрение Новоуренгойского городского суда удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.
Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1 Порядка).
Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц (пункт 6 Порядка).
При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:
выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России (пункт 7 Порядка).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 15 Порядка).
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№, проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Интер РАО - Электрогенерация» филиал «Уренгойская ГРЭС» (учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий № по результатам которой составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выездная проверка проведена в отношении производственных площадок, объектов, расположенных по адресу: <адрес> наименование объекта: филиал «Уренгойская ГРЭС» АО «Интер РАО - Электрогенерация».Площадка Уренгойской ГРЭС расположена <адрес>
АО «Интер РАО - Электрогенерация» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, к категории «малого и среднего предприятия» не относится и осуществляет деятельность по производству электроэнергии (ОКВЭД ...), в результате которой на объекте № (Филиала «Уренгойская ГРЭС») образуются отходы производства и потребления.
Вспомогательное производство включает: цех централизованного ремонта (станочный, сварочный, аккумуляторный участки); электроцех; автотранспортный цех (гаражи, пункты ТО и ТР, медницкий и станочный участки); цех по обслуживанию зданий, сооружений и коммуникаций (участки - станочный, сварочный), химический цех.
Согласно установленному плану на выработку электроэнергии и тепла в постоянной работе находятся 2 паровых котла. Водогрейные котлы включаются в работу только в зимний период при температуре атмосферного воздуха ниже – 40 градусов по Цельсию.
В рамках проверки АО «Интер РАО - Электрогенерация» представлены данные учета в области обращения с отходами за период 2021 года, согласно которых на территории объекта НВОС №П образовалось:
За I квартал:
...
...
...
...
...
...
При этом в ходе проверки установлено, что АО «Интер РАО - Электрогенерация» не отображает в данных учета образующийся и размещенный на имеющемся шламоотвале отход «осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия» (код ФККО ...).
Представленные журналы учета в области обращения с отходами за 2021 год, АО «Интер РАО-Элекгрогенерация» ведутся в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с выявленными нарушениями старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Интер РАО – Электрогенерация» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, АО «Интер РАО – Электрогенерация» подвергнуто административному наказанию по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200000 рублей за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, подтверждаются протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей к нему, данными учета в области обращения с отходами за 1 и 2 квартал 2021 года и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия общества квалифицированы по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы о том, что отход «осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия» в количестве 39,79 тонн образовался лишь в период с августа 2021 года по ноябрь 2021 года, в связи с чем, срок обобщения данных о первичном учете отходов за 2021 год не наступил, являются несостоятельными.
В соответствии с действующим законодательством в области обращения с отходами производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, указанные требования обществом не исполнены, АО «Интер РАО - Электрогенерация» не отображает в данных учета образующийся и размещенный на имеющемся шламоотвале отход «осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия» (код ФККО ...), что и было установлено в ходе проверки.
Более того, вышеуказанные доводы жалобы опровергаются утвержденными нормативами образования отходов и лимитов на их размещение, а также разработанным проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также пояснительной запиской общества о том, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на шламоотвал продувочных вод осветлителя было подано 39,79 тонн шлама (осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия), который образовался при эксплуатации оборудования предварительной обработки и осветления воды, за указанный период передача отходов – шлама со шламоотвала продувочных вод осветлителей не производилась.
Между тем, из объема вмененного административного правонарушения подлежит исключению указание на нарушение обществом требований пункта 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления, положений Порядка от 8 декабря 2020 года № 1028 в части не отображения в данных учета образующегося отхода «прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная, код ФККО ...
Обществом представлена справка ООО «Стройкомплект» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в акте № от ДД.ММ.ГГГГ была допущена ошибка в указании вида принятого отхода, при этом в соответствующем счете на оплату был указан верный вид отхода. С целью устранения допущенной ошибки указанный акт был скорректирован. Скорректированный акт № от ДД.ММ.ГГГГ был представлен обществом должностному лицу при рассмотрении дела об административном правонарушении. Иных доказательств, подтверждающих образование отхода «прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная, код ... материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исключение из обжалуемого постановления указания на данное нарушение, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не влечет изменения назначенного наказания, так как в остальной части вмененный объем правонарушения достоверно подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Собранные по делу доказательства, а также характер деятельности, осуществляемой обществом, образование в процессе производственной деятельности общества шламовых отходов, отсутствие изменений в производственном процессе общества в период с 2014 года по настоящее время, вопреки позиции привлекаемого лица, указывают на совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской об административных правонарушениях.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
Из материалов данного дела не усматривается, что привлекаемым к административной ответственности обществом предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение требований норм Закона об отходах производства и потребления, Закона об охране окружающей среды.
Ссылка в жалобе на иные судебные акты, принятые в отношении общества и его руководителя, не может быть принята во внимание, поскольку указанные судебные акты не вступили в законную силу.
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных решений по вопросам об обстоятельствах, установленных этими решениями.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Учитывая характер совершенного правонарушения, привлечение общества к административной ответственности за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, оснований для признания правонарушения малозначительным, применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Наказание назначено обществу в пределах санкции части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение вынесенного постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и надзора на море по Ямало-Ненецкому автономному округу и Красноярскому краю Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении акционерного общества «Интер РАО - Электрогенерация» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу акционерного общества «Интер РАО -Электрогенерация» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись): Т.Н. Габова