ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 890013-01-2021-000360-65 от 04.05.2021 Губкинского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Д. № 2-320/2021

УИД № 89RS0013-01-2021-000360-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

4 мая 2021 года г. Губкинский ЯНАО

Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Скусинец Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Гамалий Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления образования Администрации г. Губкинский к ФИО1, ФИО2 о взыскании образовательной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Управление образования Администрации г. Губкинский обратилось с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, предоставленных в рамках целевой образовательной субсидии, в размере 50 656 рублей.

В обоснование иска указано, что 7 октября 2013 года между Управлением образования Администрации г. Губкинский (далее – Управление) и ФИО1 в интересах ее дочери ФИО2 заключен договор № 5 о предоставлении целевой образовательной субсидии студенту высшего учебного заведения Российской Федерации очной формы обучения на 2013-2014 учебный год. В соответствии с условиями договора Управление перечислило ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» денежные средства в качестве целевой образовательной субсидии на оплату обучения студента ФИО2 в размере 50 656 рублей. Однако обязательства по названному договору отработать по окончании обучения в вузе по полученной или смежной специальности не менее трех лет в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 не исполнено, документы, подтверждающие факт трудоустройства, не представлены. В нарушение условий договора денежные средства в сумме выданной образовательной субсидии Управлению не возвращены, а направленные в адрес ФИО1 претензии о несоблюдении договорных обязательств оставлены без ответа. В связи с чем, просили взыскать с ФИО1 денежные средства в размере предоставленной целевой образовательной субсидии в сумме 50 656 рублей.

Определением суда от 12 апреля 2021 года, занесенным в протокол предварительного судебного заседания, по ходатайству представителя истца ФИО3 к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО2

Истец Управление образования Администрации г. Губкинский, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 72). Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

В предварительном судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям, пояснила, что, поскольку студентом ФИО2 не исполнены обязательства по договору отработать по полученной или смежной специальности не менее трех лет в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, то денежные средства, выплаченные в качестве целевой образовательной субсидии подлежат взысканию со студента ФИО2, а в случае отсутствия или недостаточности собственных доходов – с матери ФИО1, которые подлежат зачислению в доход местного бюджета.

Ответчики ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 65, 73), в том числе путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет» на официальном сайте суда, об отложении рассмотрения дела не просили, возражений на иск не представили.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Истец против рассмотрения дела в порядке заочного производства возражений не представил.

На основании ч. 3 ст. 167 и ст. 233 ГПК РФ суд, признавая неявку ответчиков неуважительной, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 273-ФЗ, отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, названным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования (ч. 2 ст. 4 Закона № 273-ФЗ).

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе, определяет полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся образовательных организаций, педагогических и иных работников системы образования в автономном округе.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» в целях удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах организаций, находящихся на территории автономного округа, организуется целевая подготовка высококвалифицированных кадров в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, обучающихся по очной форме обучения (обучающихся из числа детей-инвалидов, инвалидов 1-2 групп по очной, заочной и очно-заочной форме обучения), за счет средств окружного бюджета путем предоставления обучающимся целевой образовательной субсидии.

Условия и порядок предоставления целевой образовательной субсидии устанавливаются постановлением Правительства ЯНАО (ч. 2 ст. 19 Закона ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»).

Постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2013 года № 361-П утверждено Положение о порядке предоставления целевой образовательной субсидии (далее - Положение), которое определяет условия, размер и порядок предоставления целевой образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета для получения высшего профессионального образования в рамках целевой подготовки специалистов, а также основаниях возврата и освобождения от возврата субсидии.

В судебном заседании установлено, что 7 октября 2013 года между Управлением и ФИО1, действующей в интересах ФИО2, заключен договор № 5 о предоставлении целевой образовательной субсидии студенту высшего учебного заведения Российской Федерации очной формы обучения на 2013-2014 учебный год (л.д. 14-17).

По условиям данного договора, размер субсидии составляет 50 656 рублей (п. 2.1 договора), что составляет 80 % от стоимости обучения.

В свою очередь студент обязан подтвердить целевое использование субсидии и представить в Управление справку об успеваемости за 2013-2014 учебный год до 1 сентября 2014 года, заверенную ректором вуза либо деканом факультета (п. 3.1); по окончании вуза отработать не менее трех лет (за исключением случаев, предусмотренных п. 3.3 договора) в соответствии с полученной или смежной специальностью в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (п. 3.2.2).

Согласно п. 3.2.4 договора, выпускник вуза обязан в случае отказа от работы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа возвратить Управлению субсидию в полном размере, перечисленной вузу за все время его обучения, в течение 30 дней с момент его отказа от работы в Ямало-Ненецком автономном округе. Отказом от работы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа признается факт отсутствия трудовых отношений по полученной или смежной специальности до 1 декабря года окончания вуза.

Согласно п. 4.2 договора, законный представитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам студента (выпускника) при недостаточности или отсутствия у него собственных доходов в случаях, предусмотренных п.п. 3.2, 3.4 договора.

Из материалов дела следует, что истец свои обязательства по перечислению образовательной субсидии в размере 50 656 рублей выполнил, путем перечисления на счет образовательной организации ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» за обучение студента ФИО2, курс 1, специальность «юриспруденция» (л.д. 18).

9 июля 2018 года ФИО2 выдан диплом по специальности «правоохранительная деятельность», присвоена квалификация «юрист» (л.д. 19-23).

Вместе с тем, обязательства, предусмотренные п.п. 3.2.2 договора, об отработке студентом по окончанию вуза не менее трех лет в соответствии с полученной или смежной специальностью в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 исполнены не были.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления ответчику ФИО1 уведомления о необходимости возврата денежных средств, выплаченных в качестве образовательной субсидии, которое исполнено не было.

Согласно сообщению Департамента занятости населения ЯНАО (л.д. 68), за период с 2018 года по 31 марта 2021 года в службу занятости населения ЯНАО заявлено 256 свободных рабочих мест по специальности «юрист», в том числе 11 на территории МО г. Губкинский.

Согласно сообщению отдела ГКУ «Центр занятости населения ЯНАО» в г. Губкинский (л.д. 42), ФИО2 в период с 2018 года по настоящее время в центр занятости для оказания содействия в трудоустройстве не обращалась, на учете в качестве безработного не состояла.

Согласно сообщению ГУ-ОПФ РФ по ЯНАО (л.д. 51), в региональной базе данных на застрахованное лицо ФИО2 за период с 1 января 2018 года по 25 марта 2021 года сведения о страхователях, производящих отчисления страховых взносов, отсутствуют.

Таким образом, у ФИО2 имелась возможность трудоустройства в указанный период в организации на территории ЯНАО по полученной или смежной специальности. Однако сведения о трудоустройстве последней в Управление не представлены, такие доказательства в ходе рассмотрения дела не добыты.

Между тем, требование об отработке студентом по окончанию вуза не менее трех лет в соответствии с полученной или смежной специальностью в организациях или учреждениях на территории ЯНАО является основным условием предоставления субсидии, что прямо следует из а также «Положения о порядке предоставления целевой образовательной субсидии...», утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2013 года № 361-П.

Это же требование приведено в утвержденных вышеназванным постановлением типовых договорах, устанавливающих такие же основания, порядок и сроки возврата денежных средств, перечисленных вузу за все время обучения в размере предоставленных субсидий, а также в договоре, заключенном между Управлением и ответчиками.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что факт несоблюдения ответчиками договорных обязательств доказан. Обстоятельств, объективно препятствующих исполнению обязательств по договору, судом не установлено, доказательств обратного не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Учитывая, что по условиям заключенного договора, а также нормативных актов автономного округа, регламентирующих порядок предоставления целевых образовательных субсидий, при предоставлении субсидии родители и студенты несут субсидиарную ответственность по обязательствам студента при недостаточности или отсутствии у него собственных средств, принимая во внимание, что предоставление субсидии направлено на получение высшего образования студентом, суд приходит к выводу, что денежные средства в размере предоставленной целевой образовательной субсидии подлежат взысканию со студента, а при недостаточности или отсутствии у него собственных доходов – с родителя.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение дел судами общей юрисдикции (за исключением Верховного суда РФ) подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.

Департамент на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 720 рублей.

При этом сумма уплаченной истцом государственной пошлины в размере 1 000 рублей подлежит возврату на основании пп. 10 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления образования Администрации г. Губкинский к ФИО1, ФИО2 – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования городского округа города Губкинский ЯНАО денежные средства в размере предоставленной целевой образовательной субсидии в сумме 50 656 рублей.

При недостаточности или отсутствии у ФИО2 собственных доходов денежные средства в пользу бюджета муниципального образования городского округа города Губкинский ЯНАО в размере предоставленной целевой образовательной субсидии в сумме 50 656 рублей взыскать с ФИО1.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета муниципального образования города Губкинский ЯНАО государственную пошлину в размере 1 720 рублей.

Возвратить из бюджета Департаменту финансов г. Губкинский (Управление образования г. Губкинский) государственную пошлину в размере 1 000 рублей, по платежному поручению № 114391 от 4 февраля 2021 года.

Ответчики вправе подать в Губкинский районный суд ЯНАО, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам суда ЯНАО через Губкинский районный суд ЯНАО в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: подпись Е.В. Скусинец

Заочное решение в окончательной форме изготовлено 12 мая 2021 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи _________________________________________________________(наименование должности работника суда, инициалы, фамилия)«____»______________________20___ г.