ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 9-12/2013 от 25.02.2013 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1

Дело №

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Воронежский областной суд в составе

председательствующего судьи ФИО2

при секретаре ФИО3,

с участием:

прокурора ФИО8,

заявителя ФИО4,

представителя ФИО4 на основании п.6 ст. 53 ГПК РФ ФИО5,

представителя Совета народных депутатов Рамонского муниципального района <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) ФИО6,

представителя Территориальной избирательной комиссии <адрес> в лице председателя ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 об определении срока назначения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления Рамонского муниципального района <адрес>, об определении субъекта права для назначения выборов

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в суд с заявлением, в котором просил определить срок назначения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления Рамонского муниципального района <адрес> и определить субъект права для назначения выборов.

В обоснование своих требований ссылался на то, что в п.3 ст. 26 Устава Рамонского муниципального района <адрес> определен срок полномочий депутатов, который ограничен 5 годами. Выборы состоялись в марте 2008 г., следовательно, 5-летний срок полномочий депутатов истек. Однако, в нарушение п.3 ст. 15 Устава Рамонского муниципального района <адрес>, п.7 ст. 10 Закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающих, что решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования, до настоящего времени такое решение не принято, что влечет нарушение права заявителя на реализацию активного и пассивного избирательного права.

В ходе рассмотрения дела ФИО4 просил удовлетворить требования, сформулированные в заявлении, при этом уточнил основания.

Пояснил, что выборы депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района <адрес>, состоявшиеся ДД.ММ.ГГГГ, не считает законными, поскольку нарушена очередность созыва, т.к. они также как и выборы от ДД.ММ.ГГГГ значатся выборами четвертого созыва. Фактически в нарушение действующего законодательства Совет народных депутатов Рамонского муниципального района избран в новом составе, а не нового пятого созыва. Поэтому, любые решения, принимаемые ныне действующим Советом народных депутатов Рамонского муниципального округа, в том числе и решение о назначении выборов в орган местного самоуправления априори незаконны. Территориальная избирательная комиссия <адрес> вправе принимать решение о назначении не основных, а повторных и дополнительных выборов. В такой ситуации отсутствует орган, уполномоченный назначить выборы.

При таких обстоятельствах полагал, что если суд не определит орган, уполномоченный назначить выборы, или сам не определит срок назначения выборов, то выборы в сентябре 2013 г. не состоятся.

Несмотря на то, что указанный в законе срок принятия решения о назначении выборов (не ранее чем за 90 дней до дня голосования) не наступил, этот срок должен быть определен судом, причем незамедлительно, чтобы решение суда с учетом соблюдения процедуры обжалования вступило в законную силу до июня 2013 <адрес>, что оптимальным, применительно к обстоятельствам дела, является обязанность опубликовать решение о назначении выборов за 89 дней до дня голосования, соответственно, принято такое решение должно быть ранее. В противном случае существует реальная угроза срыва выборов в Рамонском муниципальном районе в установленный законом срок.

Кроме того, указал, что о реальной угрозе срыва выборов в <адрес> в сентябре 2013 г. свидетельствует необходимость внесения изменений в <адрес> по вопросу изменения избирательной системы - существующей мажоритарной на смешанную, при условии, что такая работа требует определенного временного промежутка, не менее 1.5 месяцев, однако, она еще реально не начала проводиться.

Представитель ФИО4 на основании п.6 ст. 53 ГПК РФ ФИО5 поддержал заявление.

Представитель Совета народных депутатов Рамонского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО6 просила отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду того, что заявлены преждевременно, т.к. решение о назначении выборов может быть принято не ранее июня 2013 <адрес> письменные возражения (л.д. 23-24).

Представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО7 полагал, что жалоба не подлежит удовлетворению, т.к. требования заявлены до наступления установленного законом срока. Представлены письменные возражения. (л.д. 67-69).

<адрес> ФИО8 в заключении указала, что считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Проанализировав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления ФИО4

ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, является гражданином РФ, зарегистрирован по месту жительства на территории <адрес>. (л.д. 15). Следовательно, в соответствии с п.26, п.27 ст.2, п.4, п.8 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обладает активным и пассивным избирательным правом, соответственно на основании ст.ст. 3, 259 ГПК РФ, п.9 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вправе обратиться в суд с заявлением, если считает, что его избирательное право нарушено.

Дела об определении срока назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, а также об установлении порядка их назначения относятся к подсудности областных и соответствующих им судов, что следует из п.п. 4, 5 ч.1 ст. 26 ГПК РФ, п.2 ст. 75 Федерального закона от 12.06. 2002 г. № 67-ФЗ, п.7 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 138-ФЗ, ч.17 ст. 15 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, разъяснения Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (п.6).

ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании Рамонский муниципальный район <адрес> были проведены выборы народных депутатов представительного органа Рамонского муниципального района - Совета народных депутатов четвертого созыва.

Решением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, признан неправомочным состав депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района <адрес> четвертого созыва, ввиду того, что после отказа ряда избранных депутатов от депутатского мандата и сложения полномочий, его состав стал менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Вступление в силу решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов в сроки, установленные законом.

Такой вывод следует из анализа и системного толкования норм права: п.5, п.6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", п.2 ч.16, ч.17, ч.18 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 10, 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях граждан Российской Федерации".

Решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района <адрес> четвертого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ назначены досрочные выборы депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района <адрес> четвертого созыва на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65). Названное решение признано законным решением Рамонского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 85-87).

ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва. Согласно решению территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении общих результатов выборов депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района <адрес> четвертого созыва» избраны 25 депутатов Совета. (л.д. 76-77).

Решений о признании выборов несостоявшимися либо недействительными, а также о признании состава Совета народных депутатов неполномочным, нелегитимным не принималось. Указание на нумерацию созыва носит технический характер и не является существенным обстоятельством, влекущим нелегитимность или незаконность избранного состава Совета народных депутатов.

Положения Конституции РФ (ч.2 ст. 130), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 23) предусматривают, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Закон № 67-ФЗ) настоящим Законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В п.1 ст.11 указанного Закона закреплено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

На территории <адрес> порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти <адрес> и в органы местного самоуправления урегулирован <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 87-ОЗ "Избирательный кодекс <адрес>". (далее по тексту Избирательный кодекс <адрес>).

Устав Рамонского муниципального района <адрес> определяет порядок проведения муниципальных выборов, порядок формирования Совета народных депутатов. (ст.ст. 15, 26).

В части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления правоотношения регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". (ч.2 ст.1).

В соответствии с п.7 ст. 10 Закона № 67-ФЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Из содержания п.8, п.9 ст.10 Закона № 67-ФЗ следует, что в случае, если ни уполномоченный на то орган или должностное лицо, ни соответствующая избирательная комиссия не назначат выборы в установленный законом срок, суд по заявлениям избирателей и др. лиц, указанных в законе, может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Аналогичные нормы закреплены в п.п. 5-7 Избирательного кодекса <адрес>, в п. 3 ст. 15 Устава Рамонского муниципального района <адрес>.

Согласно п.1, п.2 ст. 81.1 Закона № 67-ФЗ, если срок полномочий органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после ДД.ММ.ГГГГ, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок. Сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации пункта 1 настоящей статьи перенесены на более поздний срок, продлеваются.

Принимая во внимание, что выборы депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва состоялись ДД.ММ.ГГГГ, пятилетний срок полномочий депутатов истекает ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, следующие выборы должны быть проведены во второе воскресенье сентября 2013 г. – ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования, т.е. в период с 09 по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, срок принятия решения о назначении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления Рамонского муниципального района <адрес> не наступил.

В соответствии с ч.2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное либо оспариваемое право. В соответствии со ст.ст. 56, 247 ГПК РФ заявитель должен обосновать, что его права или законные интересы были нарушены, либо существует реальная угроза нарушения. Эффективная судебная защита возможна, когда избранный заявителем способ защиты сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.

ФИО4 утверждал, что существует реальная угроза осуществлению им активного избирательного права, т.к. если своевременно судом не будет определена дата назначения выборов, то в данном случае в сентябре 2013 г. выборы не состоятся.

Указанный довод суд считает несостоятельным. В <адрес> в установленном порядке сформированы и действуют органы местного самоуправления. Бесспорные доказательства незаконности и неправомочности Совета народных депутатов Рамонского муниципального района <адрес> четвертого созыва, сформированного по итогам выборов, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ суду не представлены. Указание на нумерацию созыва носит технический характер и не является существенным обстоятельством, влекущим безусловное признание выборов несостоявшимися, а также прекращение полномочий Совета народных депутатов соответствующего созыва. С учетом изложенного нет оснований в данный момент делать вывод об отсутствии полномочий у данного Совета принять решение о назначении муниципальных выборов.  

Положения ч.1, ч. 7-9 ст. 10 Закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ч.2 ст. 23 Закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ч.1, ч.5-7 ст. 13 Избирательного кодекса <адрес>, ч.3 ст.15 Устава Рамонского муниципального района четко регламентируют порядок и сроки принятия решения о назначении выборов.

Законодательством, в частности, ч.1, ч. 5-8 ст. 13 Избирательного кодекса <адрес>, п.4 ч.2 ст. 27 Устава Рамонского муниципального района определены субъекты, уполномоченные назначить дату выборов.

Действующее законодательство предусматривает право суда общей юрисдикции по применению судебного порядка назначения выборов органа или депутатов, если срок их полномочий истек, и лишь при том условии, что такие выборы не назначены или не могут быть назначены уполномоченным на то органом.

Принимая во внимание, что установленная законодательством дата принятия такого решения не наступила, отсутствуют доказательства, что не имеется органа, уполномоченного принять решение о назначении выборов, и что такое решение своевременно не будет принято уполномоченным органом, соответственно, нет объективных оснований считать право заявителя нарушенным или подвергающимся реальной угрозе нарушения.

  Следовательно, основания для принятия судом решения о назначении выборов до истечения установленных законом сроков отсутствуют. Кроме того,  у суда на данной стадии отсутствуют правовые и фактические основания конкретизировать соответствующее лицо, обязанное назначить выборы.

В подтверждение наличия реальной угрозы лишения ФИО4 пассивного избирательного права заявитель ссылался на проведение работы по изменению порядка формирования Совета народных депутатов, который предполагает вместо избрания Совета на муниципальных выборах на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании формировать Совет из глав поселений, входящих в состав района и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.

Действующее законодательство допускает изменение вида избирательной системы, порядка формирования Совета народных депутатов. Однако, внесение таких изменений не носит произвольный характе<адрес> внесения изменений, в частности в Устав Рамонского муниципального района <адрес>, которым определена избирательная система муниципальных выборов (ч.4 ст. 15), закреплен в ст. 51 названного Устава и предусматривает официальное опубликование проекта изменений, его обсуждение, рассмотрение замечаний и предложений и опубликование после утверждения соответствующей редакции, возможность обжалования нормативного правового акта.

Законодательное регулирование, предоставляющее муниципальному образованию возможность самостоятельно выбирать наиболее предпочтительный для него вид избирательной системы из числа установленных в законе субъекта РФ (при том, что этому выбору обязательно должно предшествовать выявление мнения населения) и учитывающее объективные особенности политического самоопределения граждан, обусловленные их свободным осознанным выбором, согласуется с гарантированной Конституцией РФ самостоятельностью местного самоуправления и не нарушает равенство избирательных прав граждан.

Утверждения заявителя о том, что изменения в <адрес> не будут внесены своевременно и повлекут срыв выборов в сентябре 2013 г. не нашли бесспорного подтверждения в настоящее время. Кроме того, указанный довод не дает правовых оснований для принятия решения об определении срока назначении выборов судом.

Таким образом, не установлено оснований для удовлетворения заявления ФИО4

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 261, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО4 отказать в удовлетворении заявления об определении срока назначения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления Рамонского муниципального района <адрес>, об определении субъекта права для назначения выборов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 30.04. 2013 г.

Судья ФИО2.