ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 910008-01-2020-003698-47 от 02.04.2021 Джанкойского районного суда (Республика Крым)

№ 91RS0008-01-2020-003698-47

№ 2-260/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Джанкой 02 апреля 2021 года

Джанкойский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи Пиун О.А.

при секретаре Шеметовой Е.К.,

с участием истца Пруськой Н.О., представителя истца Вахрушева В.Е., представителей ответчика Бужениновой Н.М., Лях Е.В., третьих лиц Пруського Р.Р., Вилковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пруськой Н.О. к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий, понуждении совершить определенные действия, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Пруський Р.Р., действующий в своих интересах, а также в интересах малолетнего ФИО21, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Вилкова И.Б., Вилкова К.И.,

установил:

01 декабря 2020 Пруськая Н.О. обратилась в суд с иском, в котором указывает, что 09.07.2020 на основании решения Департаментом труда и социальной защиты населения ей был выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым. ДД.ММ.ГГГГ истцом и членами её семьи (мужем и сыном) заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по условиям которого квартира приобретена Пруськими в равных долях за счет средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в РК в размере 856 854 руб. После заключения указанного договора купли-продажи и регистрации сделки в госкомреестре истец Пруськая Н.О. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий. Своим уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предоставлении услуги, в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного положения. С принятым решением истец не согласна, поскольку считает, что её действия по отчуждению в соответствии с договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ 1/5 доли жилого дома в пользу своих родителей не является намеренным ухудшением своих жилищных условий. Кроме того, обстоятельства отчуждения ею указанной 1/5 доли жилого дома были известны ответчику на момент выдачи ей сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, который на данный момент является действительным, решение по аннулированию либо признанию его недействительным не принималось. С учетом изложенного, просит признать незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым в предоставлении истцу единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий, установленный Законом Республики Крым № 631-ЗРК/2019 от 14.08.2019, обязать ответчика предоставить истцу единовременную социальную выплату на улучшение жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с выданным сертификатом от ДД.ММ.ГГГГ и перечислить социальную выплату в размере 856 854 руб. по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ

Протокольным определением суда от 24.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Пруський Р.Р., ФИО25 (л.д. 98 оборот).

Протокольным определением суда от 27.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (л.д. 111 оборот).

Протокольным определением суда от 16.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Вилкова И.Б., Вилкова К.И. (л.д. 131).

В судебном заседании истец Пруськая Н.О. и её представитель Вахрушев В.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в иске. Также в ходе судебных слушаний истец и её представитель пояснили, что право собственности на 1/5 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, истец приобрела в порядке приватизации. В указанном доме истец не проживает и не зарегистрирована, они с братом, которому также принадлежала 1/5 доля указанного дома, процедуру оформления в дар своих долей родителям начали еще в 2018 году, то есть до того, как истцу стало известно о возможности получения сертификата на улучшение жилищных условий, однако все упиралось в деньги, дом нужно было поставить на кадастровый учет, приведя в соответствие все документы, оформление дарственной также требовало денежных затрат, поэтому отчуждение произошло только в июне 2020 года. Также истец и её представитель указали, что при подаче истцом документов в ДТСЗН и выдачи 09.07.2020 сертификата, ответчику были известны обстоятельства того, что истцом в период со дня рождения ребенка до обращения за жилищным сертификатом была отчуждена 1/5 доля дома, однако действующим на тот момент законодательством, которое в последующем изменилось в октябре 2020 года, не было предусмотрено таких оснований для отказа как в выдаче сертификата, так и в распоряжении средствами сертификата – намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения. После получения сертификата истец в кратчайшие сроки нашла необходимое жилое помещение и 17.09.2020 заключила договор купли-продажи, который прошел регистрацию 21.09.2020. При обращении к ответчику 23.09.2020 в телефонном режиме с целью распоряжения социальной выплатой по сертификату, у истца уточнили какие документы у неё есть на руках, разъяснили, что нужно предоставить вместе с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты и записали на очередь на 20.10.2020 на 10-00 часов. В указанный день истец пришла на приём со всеми необходимыми документами, сдала их, однако уведомлением от 06.11.2020 получила отказ в предоставлении услуги, в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного положения.

Представитель ответчика начальник Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым Буженинова Н.М. в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на предоставленные возражения (л.д. 87-90). Также пояснила, что согласно законодательству, есть два этапа, как воспользоваться мерой социальной поддержки, первый этап – это получение сертификата, то есть заявитель предоставляет определенный пакет документов в соответствии с действующим законодательством, которое действовало на момент принятия заявления, в соответствии с которым принимается решение; второй этап – это реализация сертификата, заявитель подает заявление и все необходимые документы на основании действующего законодательства на момент подачи заявления. Соответственно, при обращении истца 20.10.2020 с заявлением о реализации сертификата решение принималось по нормам закона, действующего на день принятия решения. Считает, что заявителями со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты 20.10.2020 проведены намеренные действия, в результате которых жилищные условия проживания семьи ухудшились и стали менее 18 кв.м. Просила в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо Пруський Р.Р., действующий в своих интересах, а также в интересах малолетнего ФИО10, в судебном заседании указал, что считает решение ответчика об отказе предоставлении его супруге единовременной социальной выплаты на улучшение жилищных условий незаконным, просил исковые требования Пруськой Н.О. удовлетворить.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель Фисенко В.В. просил в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме, ссылаясь на предоставленные возражения ( л.д. 117-120)

Треть лицо Вилкова И.Б. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, ранее в ходе судебного заседания 17.03.2021 считала необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.

Третье лицо Вилкова К.И. в судебном заседании указала, что с требованием о расторжении договора купли-продажи квартиры от 17.09.2020 к Пруським не обращались, поскольку считает, что заявленные исковые требования необходимо удовлетворить, государство приняло закон в защиту молодых семей, с целью повышения демографии, однако в данном случае государство само отвечает отказом, а это неправильно.

Суд, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» установлена дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым.

Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым (часть 1 статьи 1 Закона №631-ЗРК/2019).

Согласно статье 2 указанного Закона, единовременная выплата для улучшения жилищных условий - средства бюджета Республики Крым, направленные на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом (далее - единовременная выплата); сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки.

Статьёй 3 поименованного Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 (в редакции от 17.04.2020), право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 вышеуказанного Закона Республики Крым в этой же редакции, лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).

В силу статьи 5 данного Закона Республики Крым, размер единовременной выплаты определяется исходя из общей площади жилого помещения 18 квадратных метров путем ее умножения на среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Республике Крым, устанавливаемую ежеквартально Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на день рождения ребенка. Размер единовременной выплаты не должен превышать стоимость приобретаемого жилого помещения или сумму остатка основного долга заявителя по договору долевого строительства, ипотечного кредита и процента по нему на дату подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты.

Частью 1 статьи 6 поименованного Закона Республики Крым в указанной редакции предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из следующих условий:

1) если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;

2) если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;

3) если родители (одинокий родитель) проживают на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.

При определении права на единовременную выплату также учитывается период проживания граждан на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.

В соответствии с частью 4 статьи 4 вышеуказанного Закона Республики Крым в указанной редакции, основаниями для отказа в выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом;

2) предоставление неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.

В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 4, 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», Советом министров Республики Крым принято постановление от 10.10.2019 № 574 «Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее- Положение).

Пунктом 3 указанного Постановления Совета министров Республики Крым в редакции от 28.05.2020 предусмотрено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания, а также при одновременном наличии следующих условий:

- размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата, а также распоряжения единовременной выплатой;

- обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений определяется в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 631-ЗРК/2019.

Пунктами 14, 15 постановления Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 № 574 (в редакции от 28.05.2020) установлено, что решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления. О принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.

Из пункта 16 постановления Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 № 574 (в редакции от 28.05.2020) следует, что решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:

1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с Законом N 631-ЗРК/2019;

2) представления неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.

В случае принятия положительного решения орган труда и социальной защиты населения выдает заявителю сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению (п. 17 постановления Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 № 574 (в редакции от 28.05.2020).

Судом установлено, что истец Пруськая (до регистрации брака ФИО18) Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с Пруським Р.Р. (л.д. 21), в браке родился их малолетний ребенок ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 22).

Из материалов дела усматривается, что истец Пруськая Н.О. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 40-47), в которой зарегистрированы по месту жительства истец Пруськая Н.О., её муж Пруський Р.Р., сын ФИО10 (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ Пруськая Н.О. и ФИО7 (брат истца) подарили, а ФИО8 (отец истца) и ФИО9 (мать истца), приняли в дар принадлежащие дарителям 2/5 доли (каждому из дарителей принадлежало по 1/5 доли) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Джанкойского городского нотариального округа РК, реестр (л.д. 32-34).

ДД.ММ.ГГГГ Пруськая Н.О. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищный условий.

По результатам рассмотрения представленных Пруськой Н.О. документов ДТСЗН администрации Джанкойского района принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги по выдаче документа «Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий».

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Пруськой Н.О. выдан сертификат , в соответствии с которым она имеет право на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» в размере 856 854 руб. (л.д. 18).

ДД.ММ.ГГГГ между Вилковой К.И., Вилковой И.Б. (продавцами) и Пруськой Н.О., Пруським Р.Р., их малолетним ребенком ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (покупателями) заключен договор купли-продажи квартиры, согласно которому продавцы продали, а покупатели купили в общую долевую собственность (по 1/3 доли в праве каждому) квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно п. 4 Договора стороны оценили указанную квартиру в 856 854 руб.

Пунктом 4.1 оговорено, что покупатели купили у продавцов квартиру за 856 854 руб. за счет средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», на основании сертификата от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, по которому Пруськая H.О. имеет право на покупку недвижимого имущества.

Оплата стоимости приобретаемой покупателем квартиры производится путем перечисления денежных средств в размере 856 854 руб. на банковский счет Продавцов после проведения государственной регистрации перехода права и подачи соответствующего заявления покупателей и решения о распоряжении средствами единовременной выплаты, принимаемом уполномоченным органом, в безналичном порядке перечисляется за счет средств бюджета Республики Крым Государственным казенным учреждением Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» на расчетный счет продавцов пропорционально долям в праве собственности на отчуждаемую квартиру (п. 4.2. Договора) (л.д. 24 оборот).

ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым проведена регистрация перехода прав собственности. В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о регистрации за Пруськой Н.О., Пруським Р.Р., ФИО17ФИО35 на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 27, 28-31). В отношении указанной квартиры установлено обременение – ипотека в силу закона в пользу Вилковой К.И., Вилковой И.Б. с ДД.ММ.ГГГГ до полного получения продавцами денежных средств по договору в полном объеме (л.д. 29).

ДД.ММ.ГГГГ Пруськая H.О. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий (л.д. 59-60).

Решением ДТСЗН администрации Джанкойского района Республики Крым оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Пруськой H.О. отказано в предоставлении услуги, в связи с не выполнением дополнительных условий (намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения) (л.д. 58).

В соответствии с уведомлением ДТСЗН администрации Джанкойского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес Пруськой Н.О., по результатам рассмотрения её заявления от ДД.ММ.ГГГГ принято решение отказать в предоставлении услуги в соответствии с п.п. 5 п. 33 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-3PK/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 659, в связи с установлением факта намеренного ухудшенияжилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дняобращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров (отчуждение частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя) (л.д. 57).

В настоящее время истец оспаривает законность принятого решения.

Заслушав доводы каждой из сторон, оценив их в совокупности с исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и удовлетворении иска.

Как было указано выше дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, установлена Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее Закон № 631-ЗРК/2019).

Статьей 7 Закон № 631-ЗРК/2019 (в редакции от 17.04.2020) определены условия распоряжения единовременной выплатой.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 7 Закон № 631-ЗРК/2019 средства единовременной выплаты направляются на погашение обязательств, возникших в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи жилого помещения, договором долевого участия в строительстве или договором ипотечного кредита, при этом если сумма единовременной выплаты превышает размер основного долга, она может быть направлена на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом. Распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 24 месяцев со дня получения сертификата. Правила подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, устанавливаются Советом министров Республики Крым. Решение о рассмотрении заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым.

Основания для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты перечислены в пункте 4 статьи 7 Закон № 631-ЗРК/2019. Такими основаниями являются:

1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;

2) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;

3) гражданин утратил право на получение дополнительной меры социальной поддержки.

23.09.2020 в часть 4 статьи 7 Закона № 631-ЗРК/2019 на основании Закона № 110-ЗРК/2020 внесены изменения (вступили в силу 09.10.2020), в частности часть 4 статьи 7 дополнена пунктом 5, согласно которому основанием для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты является установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.

Также статья 2 Закона № 631-ЗРК/2019 на основании Закона № 110-ЗРК/2020 дополнена пунктом 6 (вступили в силу 09.10.2020), в котором раскрыто понятие «намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения».

Так, намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 м2:

обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;

перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;

вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).

Законом Республики Крым от 14.10.2020 № 116-ЗРК/2020 (вступил в силу 14.10.2020) действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» приостановлено до 01 января 2024 года.

16.10.2020 постановлением Совета министров Республики Крым №659 (вступил в силу 16.10.2020) в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым до дня вступления в силу Закона Республики Крым «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» от 14.10.2020 № 116-ЗРК/2020, утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019.

Согласно п.п. 5 п. 33 Порядка решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.

Усматривается, что именно указанными выше документами руководствовался ответчик при принятии отказного решения.

Вместе с тем, при принятии решения ответчиком не было учтено следующее.

Согласно части 3 статьи 3 Закона № 631-ЗРК/2019 одним из условий возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки является обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи.

В ходе судебного слушания представители ответчика пояснили, что в собственности Пруськой Н.О. находилось жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, а также 1/5 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м (63,8/5=12,76 кв.м.), итого 42,3 + 12,76 = 55,06 кв.м., в расчете на каждого члена семьи истца обеспеченность составила 18,35 кв.м (= 55,06 / 3). ДД.ММ.ГГГГ Пруськая Н.О. подарила принадлежащую ей 1/5 долю жилого дома (12,76 кв.м), расположенного по адресу: <адрес><адрес>, чем намеренно ухудшила жилищные условия - имущественное положение своей семьи, на каждого члена семьи обеспеченность стала 42,3 / 3 = 14,10 кв.м., что и послужило основанием для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты по сертификату .

С учетом указанного ответчик пришел к выводу, что со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты заявителям были совершены действия, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищный условий и имущественного положения.

Вместе с тем в судебном заседании представителем ответчика не отрицался тот факт, что при принятии решения о выдаче Пруськой Н.О. сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, ДТСЗН администрации Джанкойского района были учтены сведения, полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия, об отчуждении истцом ДД.ММ.ГГГГ 1/5 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, то есть в период со дня рождения ребенка до дня обращения за выдачей сертификата на единовременную выплату. Однако в виду того, что на момент рассмотрения заявления Пруськой Н.О. о распоряжении средствами единовременно выплаты для улучшения жилищных условий (20.10.2020) в Закон № 631-ЗРК/2019 были внесены изменения, добавлено как основание для отказа в распоряжении единовременной выплатой - установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния, а в последующем действие Закона было приостановлено до 01.01.2024, ответчиком принято решение об отказе Пруськой Н.О. в распоряжении единовременной выплатой по действующему на момент рассмотрения её заявления законодательству.

Суд не может согласится с указанными выводами ответчика.

Материалами дела установлено, что договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, за счет средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, заключен истцом и членами её семьи 17.09.2020 (л.д. 24).

Регистрация перехода прав собственности указанной квартиры проведена Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 21.09.2020 (л.д. 27, 28-31)

В соответствии с распечаткой исходящих телефонных звонков, сформированной по средствам личного кабинета «Мой МТС», предоставленной истцом, следует, что Пруськая Н.О. ДД.ММ.ГГГГ, то есть после государственной регистрации договора купли-продажи квартиры от 17.09.2020, обратилась в ДТСЗН администрации Джанкойского района с целью осуществления записи на приём для подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты (л.д. 143).

Из копии журнала приема граждан по предварительной записи, предоставленного ДТСЗН администрации Джанкойского района по запросу суда, усматривается, что истец Пруськая Н.О. записана на приём на ДД.ММ.ГГГГ на 10 часов 00 минут. Отметка о дате внесения записи отсутствует (л.д. 108-109).

В соответствии с ответом ДТСЗН администрации Джанкойского района, предоставленного по запросу суда 29.03.2021, следует, что на основании распоряжения администрации Джанкойского района РК от ДД.ММ.ГГГГ-р с целью предотвращения распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCov) на территории Республики Крым в административном здании администрации Джанкойского района Республики Крым был установлен временный пропускной режим, на период действия режима повышенной готовности на территории Республики Крым. Согласно распоряжения -р Департамент осуществляет прием по предварительной записи для удобства заявителей, а также индивидуальный прием, приемные дни вторник и пятница, т.е. заявление могло быть принято в любой приемный день в порядке живой очереди. Заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий принимается при предоставлении полного пакета документов в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2019 . Пруськая Н.О. по желанию была записана на приём по вопросу распоряжения средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий по предварительной записи на 20.10.2020 (л.д. 155-156).

Истец с судебном заседании пояснила, что для того, чтобы попасть в ДТСЗН на приём нужно предварительно записаться, внутрь помещения администрации охранник не запускает, на здании вывешены номера телефонов, нужно звонить, записываться, охранником фиксация людей не ведется. Когда истец позвонила в ДТСЗН 23.09.2020 её записали на 20.10., иные даты не предлагали, пояснили, что это согласно очередности. Также истец звонила в ДТСЗН 14.10.2020, уточнила, можно ли пораньше попасть на приём, ей объяснили, что приходить нужно согласно записи.

В предварительном судебном заседании 24.12.2020 представитель ответчика пояснила, что действительно запись на приём в ДТСЗН осуществляется по телефону (до карантина производилась в порядке живой очереди), записывают на приём на месяц в перед согласно очередности, если есть свободные «окна», записывают ранее (л.д. 98 оборот).

В судебном заседании начальник ДТСЗН администрации Джанкойского района пояснила, что в администрации действует пропускной режим, но Департамент ведет ежедневный прием по записи. Кроме того, есть люди, которые могут приходить на прием между записями, то есть никому не отказывают, у истца была возможность созвониться и с начальником отдела, и со специалистами. Также указала, что до вступления в силу изменений действующего законодательства (05.10.2020) заявитель просто не могла бы предоставить все необходимые документы, потому что некоторые документы, например, справка о заработной плате, акт сельского поселения датируются после пятого октября, то есть на момент вступления в силу уже нового закона.

Из предоставленных ДТСЗН администрации Джанкойского района копий документов по заявлению Пруськой Н.О. о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий усматривается, что заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий написано и подано заявителем в ДТСЗН администрации Джанкойского района 20.10.2020 (л.д. 59-60), что не оспаривалось сторонами.

Вместе с тем, приложенные к заявлению документы вопреки утверждениям представителя ответчика датированы ранее вступления в законную силу изменений, внесенных в Закона № 631-ЗРК/2019 на основании Закона № 110-ЗРК/2020 (вступили в силу 09.10.2020), которыми в ч. 4 ст. 7 Закона № 631-ЗРК/2019 внесено такое основание для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты как установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния: как указано выше договор купли-продажи квартиры заключен 17.09.2020 (л.д. 61-66), регистрация договора в госреестре проведена 21.09.2020 (л.д. 67, 68-73), справка о составе семьи датирована 07.10.2020 (л.д. 76), акт жилищной комиссии Вольновского сельского поселения – 07.10.2020 (л.д. 77), справка о размере заработной платы Пруського Р.Р. датирована 07.10.2020 (л.д. 79).

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

По смыслу Конституции Российской Федерации общим правилом для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, в части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Судом учтено, что договор купли продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, за счет средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым на основании сертификата от 09.07.2020 был заключен истцом и членами её семьи 17.09.2020, Закон Республики Крым «О внесении изменений в закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» № 110-ЗРК/2020 от 23.09.20200, которым в ст. 2, ч. 4 ст. 7 Закона № 631-ЗРК/2019 внесены изменения, относительно дополнения таким основанием для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты как установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния, а также раскрытие самого понятия «намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения» вступил в силу 09.10.2020, документы, предоставленные истцом к заявлению о распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2019 № 574 датированы ранее вступления в законную силу вышеуказанных изменений в Закона № 631-ЗРК/2019 (до 09.10.2020), обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого члена семьи истца составляет не более 18 кв.м. (14,10 кв.м. на каждого члена семьи), каких-либо намеренных действий Пруськой Н.О. по ухудшение жилищных условий совершено не было, доказательств обратного суду не предоставлено,

С учетом изложенного, суд приход к выводу о незаконности отказа Пруськой Н.О. в распоряжении дополнительной мерой социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, поскольку придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из статьи 1 (часть 1), статей 2, 18, 54 (часть 1), статьи 55 (части 2 и 3) и статьи 57 Конституции Российской Федерации.

Поскольку судом установлена незаконность принятого ответчиком решения, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по распоряжению единовременной выплатой.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые заявление Пруськой Н.О. к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым о признании незаконным отказа в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий, понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым оформленный протоколом от 06.11.2020 в распоряжении Пруськой Н.О. дополнительной мерой социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Обязать Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым произвести перечисление средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий на основании сертификата от ДД.ММ.ГГГГ в размере 856 854 руб. в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», по заявлению Пруськой Н.О. от ДД.ММ.ГГГГ, в счет оплаты стоимости квартиры по договору купли-продажи квартиры от 17.09.2020.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Пиун

Решение принято в окончательной форме 09.04.2021 г.