ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 910016-01-2020-000573-74 от 25.01.2021 Первомайского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-254/2021

УИД № 91RS0016-01-2020-000573-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Первомайское 25 января 2021 года

Первомайский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Литвиненко Т.В.,

при секретаре Кемиловой Л.И.,

с участием помощника прокурора Первомайского района республики Крым Будько А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Первомайское Первомайского района Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Первомайского района Республики Крым в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в котором просил; признать бездействие Администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района незаконными; обязать администрацию Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства путем регистрации права муниципальный собственности на следующее имущество: - 2-хквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 3-квартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу<адрес>; - 6-тиквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 2-хквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <данные изъяты>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 4-хквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 8-миквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 6-тиквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу<адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 18-тиквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 18-тиквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 2-хквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 2-хквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 2-хквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 2-хквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - 2-хквартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>; - здание по адресу: <адрес>; - насосную станцию ; - насосную станцию ; - насосную станцию ; - насосную станцию ; - магистральный водопровод в <адрес>; - внутри-сельский водопровод в <адрес>; - водораспределитель в <адрес>; - автомобильную дорогу протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: проезд от <адрес> до <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: проезд от <адрес> до <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; - Братскую могилу советских воинов 1944 год по адресу: <адрес>, сельское кладбище; - земельный участок под Братской могилой советских воинов 1944 год по адресу: <адрес>, сельское кладбище; - Памятник С.М. Кирову 1960-е годы по адресу: <адрес>; - земельный участок под Памятником С.М. Кирову 1960-е годы по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере использования муниципального имущества в деятельности Администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, по результатам которой установлено, что в нарушение положений ст. 130, п. 1 си. 131 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 50, ст. 51Федерального закона № 131-ФЗ от 6 ноября 2003 года «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 и 4 ст. 1, ч. 5 ст. 1, ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 14, ст. 19 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», положений Устава Муниципального образования на территории Кормовского сельского поселения находится указанное выше недвижимое имущество, на которое не зарегистрировано право муниципальной собственности. Данные нарушения свидетельствуют о самоустранении Администрации от реализации своих основных полномочий в сфере государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество. Отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности на объекты недвижимости создают не только сложности в эксплуатации и эффективном управлении имуществом, но не позволяют вовлечь их в хозяйственный оборот, тем самым пополнить доходную часть местного бюджета, передать имущество в аренду, собственность, что в свою очередь, нарушает прав и интересы неопределенного круга лиц, интересы муниципального образования. С целью устранения указанных нарушений в адрес Администрации внесено представление. Документ прокурорского реагирования рассмотрен, однако меры, направленные на регистрацию вышеуказанного имущества до настоящего времени не приняты, выявленные прокуратурой нарушения не устранены.

Помощник прокурора Будько А.А. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, подал письменное заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать в связи с пропуском срока обращения в суд, не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие.

Суд считает возможным в соответствии с правилами, установленными ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Выслушав пояснения помощника прокурора Будько А.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации Кормовского сельского поселения прокуратурой Первомайского района Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере использования муниципального имущества и нарушений жилищного законодательства, в связи с тем, что проверкой установлено, что право муниципальной собственности на жилые дома в <адрес> и земельные участки на территории сельского поселения не зарегистрировано.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым за исх. сообщила прокуратуру Первомайского района Республики Крым о том, что представление рассмотрено, нарушения приняты во внимание и будут устранены; за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечен заместитель главы администрации Захаренко Е.Е.

Согласно распоряжению главы Администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей объявлено замечание заместителю главы администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым ФИО9

Согласно Сведениям о муниципальном недвижимом имуществе Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым, предоставленным Администрацией прокурору Первомайского района за исх. от ДД.ММ.ГГГГ на требование от ДД.ММ.ГГГГ, право муниципальной собственности не зарегистрировано на жилые дома в <адрес>: 2-хквартирный жилой дом <адрес>; 3-хквартирный жилой дом <адрес>; 6-тиквартирный жилой дом <адрес>; 2-хквартирный жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; 4-хквартирный жилой дом <адрес>; 8-миквартирный жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; 6-тиквартирный жилой дом <адрес>; <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; 18-тиквартирный жилой дом <адрес>; 18-тиквартирный жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; на жилые дома в <адрес>: жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилые дома в <адрес>: 2-хквартирный жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; 2-хквартирный жилой дом <адрес>; 2-хквартирный жилой <адрес>; 2-хквартирный жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; 2-хквартирный жилой дом <адрес>; 2-хквартирный жилой <адрес>; жилой дом <адрес>; на нежилые здания (сооружения): здание сельского совета <адрес>; насосную станцию <адрес>; насосную станцию <адрес>; насосную станцию <адрес>; насосную станцию <адрес>; насосную станцию <адрес>; на линии водопровода: магистральный водопровод <адрес>; внутри-сельский водопровод <адрес>; водораспределитель <адрес>; на автомобильную дорогу протяженностью <данные изъяты> м <адрес>; на земельные участки: площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> в <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> в <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> в <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> в <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м проезд от <адрес> до <адрес> в <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м проезд от <адрес> до <адрес> в <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> в <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> в <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> в <адрес>; на объекты культурного наследия: Братскую могилу советских воинов 1944 год в <адрес>, сельское кладбище; Памятник С.М. Кирову 1960-е годы в <адрес>.

Согласно информации Администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на требование от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры Первомайского района Республики Крым об охране объектов культурного наследия, администрацией предоставлена следующая информация в отношении объектов культурного наследия: - Братская могила советских воинов 1944 год, 1975 год, <адрес>; дата постановки земельного участка на кадастровый учет и оформления права собственности ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый ; право на объект в стадии оформления; охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ; - памятник С.М.Кирову, 1960-е годы, <адрес>; дата постановки земельного участка на кадастровый учет и оформления права собственности ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый ; право на объект в стадии оформления; охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером ; земли <данные изъяты>; вид разрешенного использования – <данные изъяты>; вид права – собственность, является Муниципальное образование Кормовское сельское поселение Первомайского района Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ; документ-основание – постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером ; земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – <данные изъяты>; вид права – собственность, является Муниципальное образование Кормовское сельское поселение Первомайского района Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ; документ-основание – постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Красноперекопск от ДД.ММ.ГГГГ, по Кормовскому сельскому поселению право собственности за гражданами зарегистрировано на следующее имущество: - жилой дом <адрес> – кв. за ФИО95 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за Кормовским сельским советом (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес><данные изъяты> доля за ФИО10 (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> доля за ФИО11 (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес> – кв. за Кормовским сельским советом (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО16 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО17 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>/а – кв. за ФИО18, ФИО19 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО20, ФИО21, ФИО22 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО93 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО23 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО24, ФИО25 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО26 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> за ФИО27, ФИО28 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес> – кв. за ФИО29 и ФИО30 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО31 (свидетельство о праве на жилье от ДД.ММ.ГГГГ), кв. и за Кормовским сельским советом (свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>, за ФИО32 (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>, за Кормовским сельским советом (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>, – кв. за ФИО33 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО34 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО35, ФИО36, ФИО37 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО38 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО39, ФИО40 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв за ФИО41 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО42 и ФИО43 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО44, ФИО45, ФИО46 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО47 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО48 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО49 и ФИО50 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО51, ФИО52 и ФИО53 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО54 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО55 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>, - кв. за ФИО56 и ФИО57 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО58 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв за ФИО59, ФИО60, ФИО61 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО62 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО63 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО64 и ФИО65 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО66, ФИО67 и ФИО68 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО69, ФИО70 и ФИО71 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО72, ФИО73, ФИО74 и ФИО75 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО76 и ФИО77 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО96 и ФИО97 в равных долях (свидетельство л праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО78 и ФИО79 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО80, ФИО81 и ФИО82 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ), кв. за ФИО83 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом в <адрес>, за ФИО84, ФИО85, ФИО86 и ФИО87 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>, за Кормовским сельским советом (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>, за Кормовским сельским советом (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>, за ФИО88, ФИО89, ФИО90 и ФИО91 в равных долях (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>, за ФИО92<данные изъяты> доля, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ); - жилой дом <адрес>, за Кормовским сельским советом (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ).

Как указано в ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 215 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с п. 3 и 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон № 218-ФЗ, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Согласно ч. 4 ст. 40 Закона № 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

Такие исковые требования о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на административного ответчика зарегистрировать право муниципальной собственности на квартиры в многоквартирных домах, расположенных на территории Кормовского сельского поселения Первомайского района, в том числе на квартиры, право собственности на которые зарегистрировано за Кормовским сельским советом органах БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>; <адрес>; <адрес>) в настоящем иске не заявлены.

Кроме того, судом установлено, что право собственности на жилые помещения (квартиры) в многоквартирных домах в <адрес> принадлежат гражданам, а именно: <адрес>, - на 2 квартиры 3-хквартирного дома; <адрес>, - по <данные изъяты> за 2 собственниками; <адрес>, - на 3 квартиры 4-хквартирного дома; <адрес>, - на 7 квартир 8-миквартирного дома; <адрес>, - на 2 квартиры 4-хквартирного дома; <адрес>, - на 14 квартир 18-тиквартирного дома; <адрес>, - на 13 квартир 18-тиквартирного дома.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании незаконным бездействия и возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на многоквартирные дома, расположенные на территории Кормовского сельского поселения, удовлетворению не подлежат.

Вместе с этим суд находит обоснованными исковые требования, заявленные прокурором в отношении жилых домов, право собственности на которое зарегистрировано в органах БТИ за Кормовским сельским советом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а именно: жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес>; жилой дом <адрес> (двухквартирным по данным БТИ не является).

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйственной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйственные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйственной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ч. 1 и 2 си. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

В ходе рассмотрения административного иска в части требований о возложении обязанности по регистрации права муниципальной собственности в отношении иных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования, суд пришел к выводу о том, что исковые требования в отношении жилых домов - в <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - в <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; - в <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>, непосредственно затрагивают права и законные интересы лиц, пользующихся жилыми помещениями, поэтому, заявив такие требования, прокурор фактически действует в интересах либо против интересов указанных выше лиц, что противоречит сути иска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц.

В нарушение требований ст. 62 КАС РФ суду не представлено доказательств того, что иные жилые дома, в которых граждане не проживают, были поставлены на учет как бесхозные и (или) вымороченное имущество и административный ответчик бездействует по регистрации права муниципальной собственности. Исковые требования о признании незаконным бездействия административного ответчика в связи с неведением им учета бесхозяйственного и (или) вымороченного имущества в настоящем иске не заявлены.

Поэтому исковые требования в отношении этого недвижимого имущества удовлетворению не подлежат.

В то же время, исковые требования прокурора в отношении нежилого здания сельского совета по адресу: <адрес> является обоснованным, поскольку данный объект включен административным ответчиком в состав муниципального имущества и имеет социальное и хозяйственное значение для сельского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, далее — ВК РФ, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу статьи 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В соответствии с ч. 1 и 1.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», далее — Закон № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Поэтому являются обоснованными и исковые требования в отношении следующих сооружений: насосных станций , , и , <адрес>; магистрального водопровода, <адрес>; внутри-сельского водопровода, <адрес>; водораспределителя, <адрес>.

Доказательств того, что Администрацией Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым совершаются какие-либо действия по регистрации права муниципальной собственности на указанные сооружения, суду административным ответчиком не представлено.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с п.п. 1,5,6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 257-ФЗ, относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 8 ст. 6 Закона № 257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Согласно п. 2 и 3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150 «Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» (действовавшим до 1 января 2021 года), оценка технического состояния автомобильных дорог должна проводиться в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения она должна проводиться органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

Аналогичные положения содержатся в действующих с 1 января 2021 года п. 2 и 3 Приказа Минтранса России от 7 августа 2020 № 288 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».

В силу п.п. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений относится к работам по содержанию автомобильных дорог.

Приведенные требования нормативно-правовых актов устанавливают обязательный для исполнения органами местного самоуправления комплекс мер по содержанию автомобильных дорог местного значения. Между тем, как следует из представленных доказательств, административным ответчиком не выполняются. Информация, указанная Администрацией в реестре муниципальной собственности по состоянию на 4 февраля 2020 года в отношении автомобильных дорог и земельных участок, занятых автомобильными дорогами, дублируется в информации от ДД.ММ.ГГГГ. Так право муниципальной собственности не зарегистрировано на: автомобильную дорогу протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес>, а также на: земельный участок <адрес>; земельный участок <адрес>; земельный участок <адрес>; земельный участок <адрес>; земельный участок <адрес>; земельный участок проезд от <адрес> до <адрес>; земельный участок проезд от <адрес> до <адрес>; земельный участок <адрес>. Поэтому исковые требования в этой части являются обоснованными.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», далее – Закон № 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Положениями ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ст. 48 Закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Федерального закона.

Обстоятельства того, что административным ответчиком совершаются какие-либо действия, направленные на оформление права муниципальной собственности на: Братскую могилу советских воинов 1944 год по адресу: <адрес>, сельское кладбище; - Памятник С.М. Кирову 1960-е годы по адресу: <адрес>, которые переданы административному ответчику в собственность, объективно ничем не подтверждаются, административным ответчиком не оспариваются (информация от ДД.ММ.ГГГГ). Поэтому исковые требования прокурора в этой части также являются обоснованными.

Однако представленными суду выписками из ЕГРН от 7 и ДД.ММ.ГГГГ подтверждается проведение государственной регистрации права муниципальной собственности на: земельный участок под Братской могилой советских воинов 1944 год по адресу: <адрес>, и земельный участок под Памятником С.М. Кирову 1960-е годы по адресу: <адрес>. Поскольку исковые требования о признании незаконным бездействия и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на данные объекты недвижимости были заявлены в административном исковом заявлении (с учетом уточнения), которое поступило в суд 24 сентября 2020 года, то есть после устранения нарушения, поэтому удовлетворению в этой части не подлежат.

В соответствии с ч. 5 и 6 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По мнению суда, прокурор, обратившись с административным иском к Администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым о признании незаконным бездействия и возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты недвижимости, расположенные на территории сельского поселения в части исковых требований, признанных судом обоснованными, исходил из предоставленных ему законом полномочий по защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, индивидуализировать которых не представляется возможным, поскольку количественный показатель граждан, постоянно изменяется.

Собственник обязан содержать свое имущество надлежащим образом, сохраняя его от разрушения, чтобы оно не создавало угрозу жизни и здоровья иным лицам, а также было включено в гражданский оборот.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанного федерального законодательства государственная регистрация права муниципальной собственности на указанные выше жилые дома, нежилые здания (сооружения), автомобильную дорогу и земельные участки под дорогами, объекты культурного наследия, расположенные на территории сельского поселения, до настоящего времени не произведена. Выявленные нарушения могут явиться препятствием для реализации мер по сохранности данного имущества, нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность, что свидетельствуют о неправомочном снятии органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей.

Бездействие администрации муниципального образования в указанной выше части суд признает незаконным.

По общим правилам административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Из информации Администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым за исх. от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что право муниципальной собственности на нежилые здания (сооружения), автомобильную дорогу и земельные участки под дорогами, объекты культурного наследия, расположенные на территории сельского поселения в ЕГРН на момент подачи административного иска не зарегистрировано. Административный иск подан в суд 24 сентября 2020 года, поэтому, вопреки утверждению административного ответчика, срок обращения в суд с указанными исковыми требованиями не пропущен.

В связи с изложенным, суд находит административный иск прокурора Первомайского района подлежащим частичному удовлетворению и приходит к выводу о необходимости возложить на Администрацию Муниципального образования Кормовское сельское поселение Первомайского района Республики Крым обязанность зарегистрировать право собственности на учтенные в реестре муниципальной собственности объекты недвижимости, а именно на: жилой дом по адресу: <адрес>; жилой дом по адресу <адрес>; жилой дом по адресу: <адрес>; жилой дом по адресу: <адрес>; нежилое здание сельского совета по адресу: <адрес>; сооружение насосной станции , <адрес> Республики Крым; сооружение насосной станции , <адрес>; сооружение насосной станции <адрес>; сооружение насосной станции , <адрес>; магистральный водопровод <адрес>; внутри-сельский водопровод <адрес> Республики Крым; сооружение водораспределителя <адрес>; автомобильную дорогу протяженностью <данные изъяты> м <адрес>; земельный участок <адрес>; земельный участок <адрес>; земельный участок <адрес>; земельный участок <адрес>; земельный участок <адрес>; земельный участок проезд от <адрес> до <адрес>; земельный участок проезд от <адрес> до <адрес><адрес>; земельный участок <адрес>; Братскую могилу советских воинов 1944 год <адрес>, сельское кладбище; Памятник С.М. Кирову 1960-е годы <адрес>, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу путем подачи необходимых документов в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым по непринятию мер к государственной регистрации права муниципальной собственности на:

- жилой дом по адресу: <адрес>;

- жилой дом по адресу <адрес>;

- жилой дом по адресу: <адрес>;

- жилой дом по адресу: <адрес>;

- нежилое здание сельского совета по адресу: <адрес>;

- сооружение насосной станции , <адрес>;

- сооружение насосной станции , <адрес>;

- сооружение насосной станции , <адрес>;

- сооружение насосной станции , <адрес>;

- магистральный водопровод <адрес>;

- внутри-сельский водопровод <адрес>;

- сооружение водораспределителя <адрес>;

- автомобильную дорогу протяженностью <данные изъяты> м <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок проезд от <адрес> до <адрес>;

- земельный участок проезд от <адрес> до <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- Братскую могилу советских воинов 1944 год <адрес>;

- Памятник С.М. Кирову 1960-е годы <адрес>.

Обязать Администрацию Кормовского сельского поселения Первомайского района Республики Крым в течение двенадцати месяцев после вступления в силу решения суда провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на:

- жилой дом по адресу: <адрес>;

- жилой дом по адресу <адрес>;

- жилой дом по адресу: <адрес>;

- жилой дом по адресу: <адрес>;

- нежилое здание сельского совета по адресу: <адрес>;

- сооружение насосной станции , <адрес>;

- сооружение насосной станции , <адрес>;

- сооружение насосной станции , <адрес>;

- сооружение насосной станции , <адрес>;

- магистральный водопровод <адрес>;

- внутри-сельский водопровод <адрес>;

- сооружение водораспределителя <адрес>;

- автомобильную дорогу протяженностью <данные изъяты> м <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- земельный участок проезд от <адрес> до <адрес>;

- земельный участок проезд от <адрес> до <адрес>;

- земельный участок <адрес>;

- Братскую могилу советских воинов 1944 год <адрес>;

- Памятник С.М. Кирову 1960-е годы <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Первомайский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 4 февраля 2021 года.

Председательствующий