47RS0№-91 28 июня 2023 года
Дело №а-2051/2023 <адрес>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО4,
при помощнике судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования <адрес> об оспаривании решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в предоставлении его в аренду,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконными: постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 9900 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Тосненское городское поселение, для ведения личного подсобного хозяйства»;
постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 9900 кв.метров, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001»;
постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка площадью 9900 кв.метров, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001, описание местоположения: <адрес>, Тосненский муниципальный район, Тосненское городское поселение»;
обязании административного ответчика в месячный срок повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему на праве аренды земельного участка площадью 9900 кв.м, кадастровый №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>, Тосненский муниципальный район, Тосненское городское поселение и заключить с ФИО1 договор аренды указанного земельного участка.
В обоснование административного иска указал, что в ноябре 2021 г. он обратился с заявлением в администрацию муниципального образования <адрес> (далее – администрация) о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-па ему было согласовано предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. При этом в указанном постановлении администрация прописала условия предоставления испрашиваемого земельного участка: проведение работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка; получение согласования ГКУ «Ленавтодор» на организацию съезда с региональной автодороги «Ушаки-Рублево-Гуммолово» с устройством подъезда к земельному участку.
В соответствии с указанным постановлением он провел кадастровые работы и поставил земельный участок на кадастровый учет. Земельный участок, площадью 9900 кв.м, кадастровый №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: Российская Федерация, <адрес>, Тосненское городское поселение (далее – земельный участок). После постановки земельного участка на кадастровый учёт он получил письменное согласие Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление автомобильных дорог <адрес>» (ГКУ «Ленавтодор») № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство примыкания (съезда) к автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Ушаки-Рублево-Гуммолово» для организации доступа на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0735001:639.
ДД.ММ.ГГГГ для реализации своего права на приобретение земельного участка в аренду в соответствии с пп.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ он обратился с заявлением в администрацию. По результатам рассмотрения его обращения было получено постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка». Данное постановление было обжаловано в Тосненском городском суде <адрес>. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ№а-2812/2022 отказ был признан незаконным, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком была подана апелляционная жалоба. ДД.ММ.ГГГГ судом апелляционной инстанции решение Тосненского городского суда оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ в его адрес направлено постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 9900 кв. метров, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Тосненское городское поселение, для ведения личного подсобного хозяйства».
В обосновании отказа административный ответчик ссылается на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, а именно в соответствии с утвержденным Генеральным планом Тосненского городского поселения <адрес> и сведениями государственного фонда данных ПКК «Роскадастр» испрашиваемый земельный участок относится к территории, применительно к которым градостроительные регламенты не устанавливаются – сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашня, пашня осушенная, пастбище) и порядок которыми регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действия которого не распространяется на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства.
Административный истец полагает, что повторный отказ также является незаконным, и администрация фактически уклоняется от исполнения судебного решения, придумывая новые основания для отказа.
Согласно п.п.14,16 ст.39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года. В соответствии пп.3 п.5 ст.39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. На основании п.6 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Таким образом, ведение личного подсобного хозяйства не запрещено на сельскохозяйственных угодьях.
В соответствии с постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-па ему было согласовано предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, и в соответствии с этим постановлением он обратился с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду. В соответствии со сведениями из ЕГРН на ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ), а также со сведениями из ЕГРН на ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-80002890) вид разрешенного использования земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства, не изменился.
В силу п.19 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пп.11 п.8 ст.39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящеюся в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта.
На основании пп.12 п.8 ст.39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
В силу п.12 ст.39.8 ЗК РФ при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Таким образом, у ФИО1 имеются основания для получения указанного земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет в соответствии с ранее поданным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, а повторный отказ является незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ в его адрес были направлены постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка» и постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па», которые также являются незаконными, поскольку является незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-па. Этими действиями администрация муниципального образования <адрес> препятствует исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ№а-2812/2022, а также препятствует заключению соответствующего договора аренды земельного участка с кадастровым номером 47:26:0735001:639 (л.д.7-8).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству ФИО1 дополнил административный иск требованием об обязании административного ответчика в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять правовой акт о восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 47:26:0735001:639 с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» и обратиться в Управление Росреестра по <адрес> с соответствующим заявлением;
изменил срок рассмотрения своего заявления от ДД.ММ.ГГГГ – в течение месяца с момента восстановления сведений в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 47:26:0735001:639 с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Дополнение и изменение исковых требований было обусловлено снятием земельного участка с кадастровым номером 47:26:0735001:639 с кадастрового учёта (л.д.50-51, 63).
В судебном заседании ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что административный ответчик не указал, что есть п.7 ст.36 Градостроительного кодекса, в котором сказано, что на территорию, на которую градостроительные регламенты не устанавливаются, вид разрешенного использования утверждается органом местного самоуправления. В отношении земельного участка было принято постановление о предварительном согласовании ДД.ММ.ГГГГ, которым был утвержден вид разрешенного использования для территории, на которую градостроительные регламенты не устанавливаются.
В исковом заявлении, когда оно рассматривалось в первой инстанции, ответчик сказал, что они хотят перевести земли под жилую застройку, земельные участки на территории данного массива предполагаются к предоставлению многодетным, но после того как не получилось, нашли не обоснованные доводы. Повторный отказ – не обоснованный, ответчик уклоняется от заключения договора аренды, не исполняет решение суда.
Действия Федерального закона № распространяется на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. Также же есть областной закон №-оз от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указан максимальный размер участков для ведения личного подсобного хозяйства. Участок полностью подходит под характеристики и не нарушает данный областной закон. В классификаторе сельскохозяйственное использование включает в себя пункты 1.0-1.20, там есть пункт ведение личного подсобного хозяйства.
После того как администрацией, как он считает, не законно был изменен вид разрешенного использования, он посчитал, что это ошибка, в начале марта этого года по его инициативе было подано заявление в Росреестр о рассмотрении возможной ошибки.
Представитель административного ответчика ФИО4 административный иск не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию муниципального образования <адрес> (далее – администрация) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 9900 кв.м в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка. Испрашиваемый земельный участок находится в границах Тосненского городского поселения, <адрес>. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-па ФИО1 предварительно согласовано предоставление земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Пунктом 5 указанной статьи установлено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
Пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации дано понятие сельскохозяйственных угодий – это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Статьёй 8 ЗК Российской Федерации определен порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую.
Из представленных документов, выкопировки из генерального плана д. Усадище – это земли сельхозугодия. В соответствии с письмом Роскадастра земельный участок 639 расположен на землях сельскохозяйственных угодий – пастбища культурные. Администрацией, как правообладателем земельного участка, было подано заявление в Росреестр о приведении в соответствие вида разрешенного использования для сельскохозяйственного использования. В соответствии с положениями п.3 ст.79 Земельного кодекса на сельхозугодия распространяется действие Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и порядок предоставления данных земель в аренду прописан в ст.ст.10, 10.1 данного Федерального закона. В данном случае положения Земельного кодекса о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования не распространяются. Данные положения послужили основанием для отмены постановления №-па от января 2022 г., в котором было предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду с видом разрешенного использования личное подсобное хозяйство. На момент издания постановления №-па земельный участок имел вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па отменено постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па в связи с выявлением оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 9900 кв.метров в соответствии с п.6 ст.11.9, п.п.2, 12, пп.1, 3 п.16 ст.11.10, пп.пп.1, 2 п.8 ст.39.15, п.п.1, 19 ст.39.16, ст.ст.77-79 ЗК Российской Федерации, ст.36-37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генерального плана Тосненского городского поселения, утвержденного решением совета депутатов Тосненского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями), п.2 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-па ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, так как схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям к её подготовке, утвержденным приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0148, а именно не учтены сведения документов территориального планирования и градостроительного зонировании Тосненского городского поселения; а также с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, поскольку в соответствии с утвержденным Генеральным планом Тосненского городского поселения <адрес> и сведениями государственного фонда данных ПКК «Роскадастр» испрашиваемый земельный участок относится к территориям, применительно к которым градостроительные регламенты не устанавливаются – сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения – пастбище культ, порядок предоставления которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действия которого не распространяется на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером 47:26:0735001:639 снят с государственного кадастрового учёта (л.д.89-92).
Правовым основанием для издания данных постановлений является то, что вид разрешенного использования может быть только лишь для сельскохозяйственного использования, вид личного подсобного хозяйства тут не предусмотрен. Этот земельный участок может быть использован только под пастбища, он может быть предоставлен в аренду сроком на три года без торгов для сенокошения и выгула скота.
Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Таким образом, законодатель не предполагает изменение вида разрешенного использования земельного участка без изменения существующего целевого режима землепользования сельскохозяйственного угодья.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок.
В силу подпункта 2 пункта 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение находящимися в государственной собственности землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пп.1); разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (пп.14); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пп.19).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 названного федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с местоположением: <адрес>, Тосненский муниципальный район, Тосненское городское поселение, <адрес>, 510 м по направлению на северо-восток от жилого дома с целью использования для ведения личного подсобного хозяйства на основании пп.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ на праве аренды сроком на 49 лет (л.д.93-94).
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па ФИО1 предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 9900 кв.метров, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001 по адресу: <адрес>, Тосненский муниципальный район, Тосненское городское поселение (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства); утверждена схема расположения земельного участка площадью 9900 кв.метров (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства) – л.д.10-11.
На основании утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-па схемы ДД.ММ.ГГГГ был образован земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 9900+/-66 кв.м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 47:26:0735001:639, с местоположением: <адрес>, Тосненское городское поселение, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-24).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.88).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <адрес> вынесены постановления №-па «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 9900 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001»; №-па «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка площадью 9900 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001, описание местоположения: <адрес>, Тосненское городское поселение» (л.д.76-77). Решением Тосненского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2812/2022 постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 9900 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001» признано незаконным с возложением обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72, 80).
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па ФИО1 отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 9900 кв.метров, кадастровый № (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование), расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Тосненское городское поселение. Постановление мотивировано тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, а именно в соответствии с утвержденным Генеральным планом Тосненского городского поселения <адрес> и сведениями государственного фонда данных ПКК «Роскадастр» испрашиваемый земельный участок относится к территориям, применительно к которым градостроительные регламенты не устанавливаются – сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашня, пашня осушенная, пастбище) и порядок предоставления которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действия которого не распространяется на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.28).
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па отменено постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка площадью 9900 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001, описание местоположения: <адрес>, Тосненское городское поселение». В обоснование отмены постановления указано, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям к её подготовке, утвержденным приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0148, в связи с тем, что не учтены сведения документов территориального планирования и градостроительного зонировании Тосненского городского поселения. С заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, поскольку в соответствии с утвержденным Генеральным планом Тосненского городского поселения <адрес> и сведениями государственного фонда данных ПКК «Роскадастр» испрашиваемый земельный участок относится к территориям, применительно к которым градостроительные регламенты не устанавливаются – сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашня, пашня осушенная, пастбище) и порядок предоставления которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действия которого не распространяется на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства. Отменено постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№-па). Комитету имущественных отношений администрации муниципального образования <адрес> дано указание обеспечить снятие земельного участка с кадастровым номером 47:26:0735001:639 с государственного кадастрового учёта (л.д.29).
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 9900 кв.метров, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001 (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения). Отказ обоснован тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям к её подготовке, утвержденным приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0148, в связи с тем, что не учтены сведения документов территориального планирования и градостроительного зонировании Тосненского городского поселения. С заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, поскольку в соответствии с утвержденным Генеральным планом Тосненского городского поселения <адрес> и сведениями государственного фонда данных ПКК «Роскадастр» испрашиваемый земельный участок относится к территориям, применительно к которым градостроительные регламенты не устанавливаются – сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашня, пашня осушенная, пастбище) и порядок предоставления которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действия которого не распространяется на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства. Отменено постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№-па) – л.д.30.
Пункт 6 статьи 36 ГрК РФ устанавливает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для уже существующих земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
По сведениям филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок ЗАО «Марьино» с кадастровым номером 47:26:0735001:639 в соответствии со схемой упорядочения землепользования и создания фонда перераспределения земель <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения в границах ЗАО «Марьино» <адрес> относится к виду сельскохозяйственных угодий – пастбище культ (л.д.98-99).
По инициативе администрации муниципального образования <адрес> вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:26:0735001:639 изменен на сельскохозяйственное использование, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102-103).
В связи с заявлением ФИО1 об исправлении технической ошибки в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования этого земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства (выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.23-27).
Данный земельный участок снят с кадастрового учёта ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.100-101).
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и не утратившем своей актуальности на момент рассмотрения настоящего дела, отмечено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ).
Без правовых оснований, указанных в статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па ФИО1 предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 9900 кв.метров, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001 по адресу: <адрес>, Тосненский муниципальный район, Тосненское городское поселение с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Утвержденная данным постановлением схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением предусмотренных статьей пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами).
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 739-О-О, часть 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Отмена постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№- постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка площадью 9900 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001, описание местоположения: <адрес>, Тосненское городское поселение» не носит произвольный характер, а устраняет нарушения, допущенные при принятии решения о предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка.
Испрашиваемый земельный участок находится на землях сельскохозяйственных угодий (фактически является пастбищем), доказательств того, что испрашиваемый земельный участок выбыл из сельскохозяйственных угодий в связи с утратой ценности, не представлено, испрашивается земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, то есть требуется изменение вида разрешенного использования, что в силу указанных выше правовых норм невозможно, суд пришёл к выводу о законности отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, а также законности отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Поскольку земли сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для целей сельскохозяйственного использования, то предоставление гражданину земельного участка, образованного из земель сельскохозяйственных угодий, для ведения личного подсобного хозяйства не допускается. Обратившись с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, а затем, после образования земельного участка, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов с целью использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, ФИО1 является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Принятые администрацией муниципального образования <адрес> решения об отмене постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-па о предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка соответствуют положениям п.6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10, пп.1 и 2 п.8 ст.39.15, пп.1, 14 п.16 ст.39 Земельного кодекса Российской Федерации. Постановления приняты администрацией муниципального образования <адрес> в пределах её полномочий. Поэтому суд отказывает в удовлетворении административного иска.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска судебные расходы административного истца не подлежат возмещению, а примененные судьей меры предварительной защиты – отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 отказать в удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконными:
постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 9900 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Тосненское городское поселение, для ведения личного подсобного хозяйства»;
постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 9900 кв.метров, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001»;
постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об отмене постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «О предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка площадью 9900 кв.метров, расположенного в кадастровом квартале 47:26:0735001, описание местоположения: <адрес>, Тосненский муниципальный район, Тосненское городское поселение»;
обязании административного ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять правовой акт о восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 47:26:0735001:639 с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» и обратиться в Управление Росреестра по <адрес> с соответствующим заявлением;
в течение месяца со дня восстановления сведений в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 47:26:0735001:639 с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему на праве аренды земельного участка площадью 9900 кв.м, кадастровый №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>, Тосненский муниципальный район, Тосненское городское поселение и заключить с ФИО1 договор аренды указанного земельного участка.
Отменить запрет администрации муниципального образования <адрес> совершать действия, направленные на образование земельного участка (земельных участков) на территории, на которой ранее был расположен земельный участок с кадастровым номером 47:26:0735001:639, наложенный определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись