ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920002-01-2021-001333-79 от 29.12.2021 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Уникальный идентификатор дела

№ 92RS0002-01-2021-001333-79

Дело № 2-1494/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2021 года город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,

при секретаре судебного заседания Хорошевской В.С.,

с участием:

старшего помощника прокурора Гагаринского района г.Севастополя Шмакова А.И.

представителя ответчика – ООО «Адреналин» Мухитова Е.Р., Масловой Н.И.

представителя третьего лица – Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка г.Севастополя -Кужанова Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района г.Севастополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Адреналин» о понуждении совершить определенные действия

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора- Общество с ограниченной ответственностью «Тинос», Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт-Сертификация», Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка г.Севастополя (Гостехнадзор)

установил:

Прокурор Гагаринского района г.Севастополя обратился в суд с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью «Адреналин» о понуждении совершить определенные действия, которые уточнил в порядке статьи 39 ГПК РФ и просил запретить ООО «Адреналин», ОГРН 1179204009478, ИНН 9201523039, КПП 920101001, место нахождения: г. Севастополь, ул. <адрес> пом. 1-3, эксплуатацию батутного комплекса «LITEAM 27304.18390.3319» до проведения оценки остаточного ресурса, также осуществления регистрационных действий в Гостехнадзоре.

Требования мотивированы тем, что 19.03.2021 прокуратурой Гагаринского района г.Севастополя проведена совместная со специалистом Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники г. Севастополя выездная проверка эксплуатации аттракционов ООО «Адреналин». По результатам проведенной проверки представителем Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка г.Севастополя (Гостехнадзор) Кирилловым С.С. составлена справка согласно которой батутный комплекс «LITEAM 27304.18390.3319»- имеет среднюю степень потенциального биомеханического риска RB-2. Согласно паспорту на батутный комплекс «LITEAM 27304.18390.3319», батутный комплекс является развлекательным объектом, основное назначение которого - развлекательные прыжки и игры, не связанные с выполнением акробатических, гимнастических и иных упражнений и трюков. Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭЦ «Марстар», в паспорте батутного комплекса изготовителем указан назначенный (гарантированный) срок службы «не менее 12 месяцев». Со ссылкой на положения статьи 1065 Гражданского кодекса РФ, положения Технического регламента ЕАЭС 038/2016, принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, положения ГОСТ 33807-2016 «Безопасность аттракционов. Общие требования», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», прокурор, указывает на то, что до проведения оценки остаточного ресурса батутного комплекса «LITEAM 27304.18390.3319» и осуществления регистрационных действий в Гостехнадзоре, эксплуатация аттракциона может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шмаков А.И. доводы иска поддержал, просил удовлетворить.

Представители ООО «Адреналин» Мухитов Е.Р., Маслова Н.И. возражали против удовлетворения исковых требований просили отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка г.Севастополя (Гостехнадзор) - Кужанов Ю.А. доводы иска также поддержал, просил удовлетворить.

Третьи лица - Общество с ограниченной ответственностью «Тинос», Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт-Сертификация», о слушании дела извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей не обеспечили.

Суд, выслушав участников судебного процесса, исследовав материал гражданского дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

В соответствии с п. 3.2 ГОСТ 33807-2016 «Безопасность аттракционов.Общие требования», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.10.2016 № 1539-ст (далее - ГОСТ 33807-2016), п. 8 и приложения № 1 технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (далее - ТР ЕАЭС 038/2016), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114, (далее - Технический регламент) аттракцион - это оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия. Батут является немеханизированным аттракционом.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.

Согласно п. 96 Технического регламента батуты входят в перечень объектов технического регулирования, которые подлежат обязательному подтверждению соответствия.

В соответствии с п. 97, разделом XII Технического регламента оценка соответствия требованиям Технического регламента проводится в формах подтверждения соответствия, регистрации (постановки на учет) и оценки технического состояния (технического освидетельствования).

Подтверждение соответствия аттракционов осуществляется в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.

Сведения о декларации о соответствии или о сертификате соответствия, включая срок их действия, указываются в формуляре аттракциона или паспорте аттракциона.

Для подтверждения соответствия аттракциона заявитель формирует комплект документов, подтверждающих соответствие требованиям безопасности Технического регламента, который включает в себя: обоснование безопасности; эксплуатационные документы; контракт (договор на поставку) и товаросопроводительную документацию (для партии, единичного изделия); сертификат на систему менеджмента качества изготовителя (при наличии); протоколы испытаний аттракциона, проведенных изготовителем, уполномоченным изготовителем лицом, продавцом, (при наличии) и (или) испытательными лабораториями (центрами); документы о подтверждении соответствия материалов и комплектующих изделий (сертификат соответствия или декларация о соответствии) или протоколы их испытаний (при наличии); документы о подтверждении соответствия составных частей, компонентов (элементов) аттракциона другим вступившим в силу техническим регламентам Союза (Таможенного союза), действие которых на них распространяется.

Согласно пункту 89 ТР ЕАЭС 038/2016 на основании результатов обследования аттракциона, отработавшего назначенный срок службы, оформляется заключение, содержащее условия и возможный срок продления эксплуатации аттракциона.

Также, в силу п. 84 ТР ЕАЭС 038/2016, если для аттракциона не была проведена оценка остаточного ресурса, то его использование по назначению не допускается.

В силу п. 7 постановления Правительства РФ от 30.12.2019 № 1939 «Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов», аттракцион подлежит государственной регистрации (временной государственной регистрации по месту пребывания) до ввода его в эксплуатацию, за исключением аттракционов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил.

Судом установлено, что прокуратурой Гагаринского района г.Севастополя 19.03.2021 проведена совместная со специалистом Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники г. Севастополя выездная проверка эксплуатации аттракционов ООО «Адреналин».

ООО «Адреналин» является собственником батутного комплекса «LITEAM 27304.18390.3319» состоящего из 16 батутов на основании договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ (согласно договору – 19), эксплуатация которых с декабря 2018 года на момент проведения проверки осуществлялась ООО «Адреналин» в здании по адресу: г.Севастополь, ул.<адрес>, ? пом.1-3, на основании до договора аренды , заключенного с ООО «ТИНОС» 24 ноября 2017 года.

Таким образом, на момент выпуска в обращение данный аттракцион попадал под действие ТР ЕАЭС 038/2016.

Согласно паспорту на батутный комплекс «LITEAM 27304.18390.3319», батутный комплекс является развлекательным объектом, основное назначение которого - развлекательные прыжки и игры, не связанные с выполнением акробатических, гимнастических и иных упражнений и трюков.

Согласно решению, составленному Обществом с ограниченной ответственностью «Эксперт-Сертификация» от 03.03.2020г. батутный комплекс имеет среднюю степень потенциального биомеханического риска RB-4.

Однако по результатам проведенной проверки представителем Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка г.Севастополя (Гостехнадзор) ФИО3 составлена справка, согласно которой батутный комплекс «LITEAM 27304.18390.3319»- имеет среднюю степень потенциального биомеханического риска RB-2.

Определением Гагаринского районного суда г.Севастополя от 27.08.2021 года по делу назначено проведение судебной экспертизы.

Согласно заключению эксперта №1/2011 от 09.11.2021 года ООО «ЭЦ «МАРСТАР» батутный комплекс относится «LITEAM 27304.18390.3319» относится к немаханизированным аттракционам, типу «батуты», соответствует средней степени потенциального биомеханического риска (RB-2).

Оснований не доверять заключению эксперта, имеющей соответствующее профильное образование и длительный стаж экспертной работы у суда не имеется, поскольку выводы, изложенные в заключении подробны, мотивированы, логически обоснованы, подтверждены материалами дела, не содержат каких-либо противоречий, эксперт предупрежден об уголовной ответственности. Заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств. Выводы эксперта не носят предположительного характера, сделаны на основании полного и всестороннего анализа.

Доводы ответчика о том, что экспертом давалось аналогичное заключение ранее в качестве специалиста судом отклоняются, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на проведение экспертизы экспертом, ранее дававшим заключение по рассматриваемому вопросу в качестве специалиста, доказательств того, что экспертом дано заведомо ложное заключение суду не представлено.

Таким образом, доводы иска о том, что батутный комплекс имеет среднюю степень степени потенциального биомеханического риска (RB-2) и о том, что для таких аттракционов предусмотрена процедура регистрации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1939 «Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов» (далее - Правила регистрации) нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Вместе с тем, согласно пункту 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1939 «Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов» аттракционы со средней степенью потенциального биомеханического риска (RB-2) и введенные в эксплуатацию до вступления в силу (09.04.2020) данных Правил, подлежат государственной регистрации в срок до истечения 27 месяцев со дня вступления в силу данных Правил (т.е. до 09.07.2022).

Кроме того, исходя из положений вышеуказанных пунктов 84, 89 ТР ЕАЭС 038/2016, поскольку ООО «Адреналин» ввел в эксплуатацию аттракцион «Батутный комплекс «LITEAM 27304.18390.3319» с 21 декабря 2018 года, данный аттракцион должен был пройти процедуру оценки остаточного ресурса.

Из материалов дела следует, что 30 марта 2021 года между ООО «ТИНОС» и ООО «Адреналин» заключено соглашение к договору аренды №5 от 24 ноября 2017 года, согласно которому договор аренды считается прекращенным (расторгнутым) 30 марта 2021 года.

На основании договора подряда , заключенного между ООО «Адреналин» и ИП Кудрин М.М., произведены работы по демонтажу оборудования батутного центра.

Полный демонтаж оборудования подтверждается представленными суду фотоматериалами, актом осмотра помещения от 25 мая 2021 года, актом приема-передачи работ от 30.04.2021 года.

Таким образом, поскольку указанная истцом норма статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Кодекса одним из способов защиты гражданских прав, а также наличие доказательств демонтажа спорного аттракциона, расторжения договора аренды помещений, в которых проводилась эксплуатация аттракциона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решение принято в окончательной форме 13 января 2021 года.

Судья Гагаринского районного суда

города Севастополя /подпись/ Е.П. Матюшева