ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920002-01-2022-000355-22 от 19.05.2022 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Уникальный идентификатор дела

№92RS0002-01-2022-000355-22

Производство № 2-1365/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2022 года город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,

при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Воротникова Александра Николаевича, Воротниковой Светланы Валериевны, Воротниковой Ирины Александровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», Михайленко Наталья Витальевна, Новицкий Андрей Иванович, Русакова Ирина Петровна, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Воротников А.Н., Воротникова С.В., Воротникова И.А. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором, с учетом его уточнения, просят признать за ними право пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложить на ответчика обязанность по заключению договора социального найма на 29/100 долей квартиры , состоящих из жилой комнаты площадью 17,9 кв. м, встроенного шкафа 40-3, площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа 40-4, площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа 40-5, площадью 0,3 кв. м, и помещений общего пользования, расположенными по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что Воротникову А.Н. для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение – комната секции по <адрес> городе Севастополе – на основании ордера от 03.12.1992, выданного СГП «Атлантика». Жилое помещение было предоставлено на состав семьи, включая Воротникову С.В. (супруга), Воротникову И.А. (дочь).

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ «О включении жилых помещений в Реестр собственности города Севастополя» здание по <адрес>, д. 13 в городе Севастополе включено в реестр собственности города, в частности, жилое помещение

Распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23 марта 2021 года №1528-РДИ, от 30 июля 2021 года № 3766-РДИ, от 29 марта 2022 года № 1013-РДИ в отношении вышеуказанного спорного жилого помещения в реестр собственности города внесены изменения: к учету принят объект недвижимости в виде 29/100 долей квартиры, состоящих из жилой комнаты площадью 17,9 кв. м, встроенного шкафа № 40-3 площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа № 40-4 площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа № 40-5 площадью 0,3 кв.м и помещений общего пользования, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 № 131-а/2016, истцы обратились в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение. В предоставлении государственной услуги было отказано 30 декабря 2021 года по основаниям не соответствия сведений, указанных в заявлении о предоставлении государственной услуги, сведениям, содержащимся в представленных документах и (или) документах, полученных в порядке межведомственного взаимодействия, а также невозможности однозначно идентифицировать объект жилищных прав. Не согласившись с решением Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма истцы обратились в суд.

Стороны в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Вместе с исковым заявлением истцы просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Департаментом капитального строительства города Севастополя направлены письменные возражения на исковое заявление, в которых против удовлетворения иска ответчик возражал по основаниям, изложенным в отказе в предоставлении государственной услуги.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав письменные материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Воротникову А.Н. для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение – комната секции по <адрес> в городе Севастополе – на основании ордера от 03декабря 1992 года, выданного СГП «Атлантика». Жилое помещение было предоставлено на состав семьи, включая Воротникову С.В. (супруга), Воротникову И.А. (дочь).

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января. 2016 года № 148-РДИ «О включении жилых помещений в Реестр собственности города Севастополя» здание по <адрес> в городе Севастополе включено в реестр собственности города, в частности, жилое помещение , ком.

Распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23 марта 2021 года № 1528-РДИ «О внесении изменения в Реестр собственности города Севастополя в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>» в отношении вышеуказанного спорного жилого помещения в реестр собственности города внесены изменения: к учету был принят объект недвижимости с адресом «г. Севастополь, <адрес>», с указанием общей площади 18,3 кв. м.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 30 июля 2021 года № 3766-РДИ «О внесении изменения в Реестр собственности города Севастополя в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>» в отношении вышеуказанного спорного жилого помещения в реестр собственности города внесены изменения: к учету принят объект недвижимости с наименованием «29/100 доли блока, состоящие из комнаты », с указанием общей площади объекта 17,9 кв. м (без учета помещений общего пользования).

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 29 марта 2022 года № 1013-РДИ «О внесении изменения в Реестр собственности города Севастополя в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>» в отношении жилого помещения в реестр собственности города внесены изменения: к учету принят объект недвижимости с наименованием «29/100 доли квартиры, состоящие из жилой комнаты (1) площадью <данные изъяты> кв.м, встроенного шкафа № 40-3 площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа № 40-4 площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа № 40-5 площадью 0,3 кв. м и помещений общего пользования, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

19 апреля 2021 года Воротниковым А.Н. было подано заявление о единовременной постановке занимаемого жилого помещения на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации – города Севастополя.

Уведомлением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 05 мая 2021 года № КУВД-001/2021-15380847/1 осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права было приостановлено, в связи с тем, что на государственный кадастровый учет поставлен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, на который зарегистрировано 18/25 долей в праве общей долевой собственности за физическими лицами. Заявленная к учетно-регистрационным действиям комната входит в состав указанного блока , то есть является его частью. Уведомлением от 21 апреля 2021 года осуществление государственного кадастрового учета и государственная регистрация прав прекращены.

В порядке установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27 сентября 2016 года № 131-а/2016, истцы обратились в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма на комнату блока по <адрес> в городе Севастополе.

В предоставлении государственной услуги истцам было отказано письмом от 30 декабря 2021 года , поскольку:

- заявление и документы представлены в ненадлежащий орган. Согласно выписке из реестра собственности города Севастополя от 14 декабря 2021 года жилое помещение общежития, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес> закреплено на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» (учреждением, подведомственным Департаменту городского хозяйства города Севастополя), на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 01 апреля 2021 года № 1675-РДИ». Жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Заключение договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит статьям 92, 94, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы гражданам во временное пользование на условиях договора найма специализированных жилых помещений»;

- заявление о предоставлении государственной услуги подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание: в представленной доверенности от 07 октября 2021 года, реестровый номер выданной Воротниковой И.А. Воротникову А.Н., отсутствуют полномочия по заключению договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>

- в Едином государственном реестре недвижимости сведения в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, отсутствуют;

- сведения, указанные в заявлении о предоставлении государственной услуги, не соответствуют сведениям, содержащимся в представленных документах и (или) документах, полученных в порядке межведомственного взаимодействия. Заявителем подано заявление о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» на жилое помещение (комнату), расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес> При этом, в выписке из реестра собственности города Севастополя от 14 декабря 2021 года № 006490 указано полное наименование объекта учета реестра собственности - 29/100 доли блока, состоящие из комнаты , адрес - <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированные жилые помещения, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме. Учитывая вышеизложенное, однозначно идентифицировать объект жилищных прав не представляется возможным.

С решением об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма истцы не согласились.

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 01 марта 2010 года № 424-р в коммунальную собственность территориальной громады города Севастополя принято общежитие по <адрес>.

Приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 18 июня 2010 года № 834 общежитие по <адрес> и наружные сети к нему зачислены на баланс коммунального предприятия «Жилсервис № 15»; принято на баланс КП «Жилсервис-15» по акту приемки-передачи основных средств от 28 июля 2010 года.

Распоряжением Правительства Севастополя от 26 февраля 2015 года №89-РП «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» (Приложение № 8 «Зоны обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя») здание по <адрес> было передано на обслуживание государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» в качестве многоквартирного жилого дома.

Согласно распоряжению Правительства Севастополя от 08 июня 2019 года № 143-РП «О реорганизации Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» путем преобразования в Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», имущество, ранее закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя», закреплено за государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Городская служба жилищного фонда».

С учетом изменений, внесенных распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в отношении объекта недвижимого имущества, спорное жилое помещение на момент рассмотрения настоящего дела принято к учету в качестве 29/100 долей квартиры, состоящих из жилой комнаты (1) площадью 17,9 кв. м, встроенного шкафа площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа площадью 0,3 кв.м и помещений общего пользования, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Согласно ч. ч. 2, 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года№ 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

Статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлен перечень основных и дополнительных сведений, подлежащих внесению в кадастр недвижимости.

Так, на государственном кадастровом учете стоит блок , под номером , произведена государственная регистрация 18/25 долей в праве общей долевой собственности.

Согласно справке по месту жительства (регистрации), выданной государственным унитарным предприятием Севастополя «Единый информационно-расчетный центр», Воротников А.Н., Воротникова С.В. зарегистрированы с 19 января 1993 года, а Воротникова И.А. – с 06 февраля 2004 года, по адресу: г. Севастополь, <адрес>

Согласно справке государственного унитарного предприятия города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от 08.10.2021 № 3/1401, в пользовании истца Воротникова А.Н. находятся жилая комната 40/1-2, площадью 17,9 кв. м, встроенный шкаф 40/1-3 площадью 0,3 кв. м, встроенный шкаф 40/1-4 площадью 0,3 кв. м, встроенный шкаф 40/1-5 площадью 0,3 кв. м; площадь помещений общего пользования, пропорционально жилой площади, составляет 6,49 кв. м, что представляет собой 29/100 долей жилого блока по <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В силу п. 1.2.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27 сентября 2016 года № 131-а/2016, заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также лица, которым ранее, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в данном жилом помещении.

Как следует из ч.ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК РФ).

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года№ 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

То есть, регистрация по месту жительства – это государственная административная функция уполномоченных учреждений по фиксации данных о проживании и пребывании граждан на территории Российской Федерации. Сам факт наличия или отсутствия регистрации не является доказательством наличия или отсутствия вещного права лица, в данном случае права пользования жилым помещением.

Обстоятельство изменения вида жилого помещения (с комнаты жилого блока на долю в квартире) подтверждается соответствующими документами – распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23 марта 2021 года № 1528-РДИ, от 30 июля 2021 года №3766-РДИ, от 29 марта 2022 года № 1013-РДИ.

Таким образом, сведения о спорном объекте недвижимости согласуются между собой и не содержат противоречий, как в Реестре собственности города Севастополя, так и в Едином государственном реестре недвижимости.

Как следует из ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса Украины, действовавшего на момент предоставления жилого помещения, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Таким образом, отказ в предоставлении государственной услуги носит формальный характер.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объем.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования Воротникова Александра Николаевича, Воротниковой Светланы Валериевны, Воротниковой Ирины Александровны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», Михайленко Наталья Витальевна, Новицкий Андрей Иванович, Русакова Ирина Петровна, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма удовлетворить.

Признать за Воротниковым Александром Николаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Воротниковой Светланой Валериевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Воротниковой Ириной Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования на условиях социального найма жилым помещением - 29/100 долями квартиры, с кадастровым номером , состоящими из жилой комнаты № 40-2(1) площадью 17,9 кв. м, встроенного шкафа № 40-3 площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа № 40-4 площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа № 40-5 площадью 0,3 кв. м и помещений общего пользования, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Воротниковым Александром Николаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма на жилое помещение - 29/100 долей квартиры, с кадастровым номером , состоящих из жилой комнаты № 40-2(1) площадью 17,9 кв. м, встроенного шкафа № 40-3 площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа № 40-4 площадью 0,3 кв. м, встроенного шкафа № 40-5 площадью 0,3 кв. м и помещений общего пользования, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>; включить в договор социального найма в качестве членов семьи – супругу Воротникову Светлану Валериевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Воротникову Ирину Александровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 26.05.2022.

Председательствующий –