ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920002-01-2022-002831-63ПРОИЗВОД от 15.08.2022 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

КопияУникальный идентификатор дела № 92RS0002-01-2022-002831-63производство № 2а-2677/2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 августа 2022 года город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Власенко Ф.В.

при секретаре судебного заседания Нивинской А.С.

с участием:

административного истца Петрашева С.А.

представителя административного истца Петрашева С.А. – Голубева Д.Ю.

представителя административного истца Петрашева С.А. – Франка Н.А.

представителя Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя Мельничук А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петрашова Сергея Анатольевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю, Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя об оспаривании действий федерального органа исполнительной власти

установил:

Петрашов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю, Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя об оспаривании действий федерального органа исполнительной власти.

Ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, Петрашов С.А. просит суд признать действия Управления Росреестра по Республике Крым и Севастополю по регистрации земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м. и земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м. образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 625 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Пехотная, д, 4, принадлежащего Петрашову Сергею Анатольевичу на праве собственности незаконными, обязать Управление Росреестра по Республике Крым и Севастополю устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Петрашова Сергея Анатольевича, путем внесения соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости, а именно: исключить сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами и вернув сведения о земельном участке с кадастровым номером в единый государственный реестр недвижимости.

В обоснование иска указано, что Петрашову С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Севастополь, Право собственности Петрашова С.А. зарегистрировано в ЕГРП.

В мае 2022 года из Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя Петрашову С.А. поступило письмо с проектом соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, в рамках реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» 67 Н-261 «пр-т Генерала Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе), с отчетом от 14.04.2022 № ЦОЭ-О- 01.042.20/3 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 50 кв.м. с кадастровым номером местоположением: г. Севастополь, ул. Пехотная; жилого дома общей площадью 60,4 кв.м. с кадастровым номером по адресу:

Согласно сведениям с публичной кадастровой карты и выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 03.03.2022 г. земельный участок с кадастровым номером . расположенный по адресу: г. Севастополь, . без согласия Петрашова С.А. разделен, образованы два земельных участка.

После раздела земельного участка, принадлежащего Петрашеву С.А., площадь вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 91:03:002020:1740 составляет 50 +/- 2 кв.м., а площадь второго вновь образованного земельного участка с кадастровым номером составляет кв.м.

По мнению Петрашева С.А., в результате незаконного раздела принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером , на два земельных участка с кадастровыми номерами и , Петрашов С.А. потерял из права собственности 10 кв.м. земельного участка.

Указывая на незаконные действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю, Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя по внесению сведений о разделе земельного участка с кадастровым номером на два земельных участка с кадастровыми номерами и в единый государственный реестр недвижимости, Петрашев С.А. обратился с административным исковым заявлением в суд.

Административный истец Петрашев С.А. явился в судебное заседание, поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования.

Представитель административного истца Голубев Д.Ю. явился в судебное заседание, поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования.

Представитель административного истца Франк Н.А. явился в судебное заседание, поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования.

Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя Мельничук А.И. явилась в судебное заседание, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Заявила ходатайство о приобщении к материалам дела возражения на административное исковое заявление. Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя предоставило в материалы дела по запросу суда выписки из единого государственного реестра надвижимости об объекте недвижимости, копии документов, помещенные в реестровые дела на объекты недвижимости: земельные участки с кадастровыми номерами и

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю в судебное заседание не явился, административный ответчик извещен о дате, месте, времени судебного заседания надлежащим образом, дело в отношении административного ответчика слушается в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю предоставило возражения на административное исковое заявление, содержащие просьбу об отказе в удовлетворении иска.

Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, заслушав пояснения Петрашева С.А., представителя истца Голубева Д.Ю., представителя истца Франка Н.А., представителя Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя Мельничук А.И., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Порядок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен статьей 56.6 ЗК РФ, согласно которой правообладателю изымаемой недвижимости должна быть направлена копия решения об изъятии. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Копия решения об изъятии также должна быть направлена в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд (пункты 3, 12, 4, 13, 14 статьи 56.6 ЗК РФ).

В соответствии с положениями пунктов 7, 8 статьи 56.7 ЗК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, осуществляет подготовку соглашения об изъятии недвижимости; а также направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно пункту 2 части 2 которой к таким основаниям относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Указанной статьей установлены также случаи, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав производятся одновременно (часть 3), государственная регистрация прав осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета при условии наличия в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется (часть 4), государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав (часть 5).

В частности, без одновременной государственной регистрации прав осуществляется государственный кадастровый учет в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд (пункт 8 части 5 статьи 14

Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 60 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с частью 1 которой основанием для государственной регистрации прав на изъятый для государственных или муниципальных нужд земельный участок является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Государственная регистрация прав на изъятые объекты недвижимости осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 3). Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии (часть 10).

Судом при рассмотрении дела установлено, что Петрашову С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 91:03:002020:140, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Пехотная, д. 4.

Право собственности Петрашова С.А. на указанный земельный участок было зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 23.09.2015.

В 2022 году Петрашев С.А. из Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя получил письмо с проектом соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, в рамках реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» 67 Н-261 «пр-т Генерала Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе), с отчетом от 14.04.2022 № ЦОЭ-О- 01.042.20/3 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 50 кв.м. с кадастровым номером местоположением: г. Севастополь, ул. Пехотная; жилого дома общей площадью кв.м. с кадастровым номером по адресу: г. Севастополь,

В материалах дела находится копия соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд без даты, подписанное директором Департамента имущественных и земельных отношений А.В. Ксенофонтовым, директором ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» В.В. Давыдченко.

Соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд Петрашевым С.А. не подписано.

Судом установлено и следует из материалов предоставленных Управлением государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, что земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и необходимых документов, в то числе межевого плана, подготовленного в соответствии с документацией по планировке линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь-порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «rip-т Генерала Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)», утвержденной приказом Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя от 04.03.2019 №35, в том числе с учетом распоряжения Правительства Севастополя от 07.10.2021 №157-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь-порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «пр-т Генерала Острякова-ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)».

Таким образом, из представленных Управлением государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя документов следует, что действия Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, связанные с внесением сведений в единый государственный реестр недвижимости о разделе земельного участка, принадлежащего Петрашеву С.А., с кадастровым номером на два земельных участка с кадастровыми номерами и произведены на основании решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, а именно распоряжения Правительства Севастополя от 07.10.2021 №157-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь-порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «пр-т Генерала Острякова-ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)».

Указанные действия Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя согласуются с положениями пункта 8 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Суд оценивает действия Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя как соответствующие требованиям действующего законодательства.

Проанализировав положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 279 ГК РФ, ст. 56 ЗК РФ, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, выслушав пояснения представителя административного истца Голубева Д.Ю., представителя административного истца Франка Н.А., представителя Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя Мельничук А.И., суд приходит к выводу о законности оспариваемых действий Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя по регистрации земельного участка с кадастровым номером 91:03:002020:1740 и земельного участка с кадастровым номером 91:03:002020:1741.

К указанным выводам суд приходит по причине того, что заявление о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и необходимых документов, в то числе межевого плана, подготовленного в соответствии с документацией по планировке линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь-порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «rip-т Генерала Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)» и представленное соглашение являются достаточным основанием для регистрации как права собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на два образованных земельных участка, так и для регистрации прекращения права собственности Петрашева С.А. на исходный земельный участок и регистрации за ним права собственности на остающийся в его собственности земельный участок, образованный в результате раздела исходного земельного участка.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Петрашева С.А.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Петрашова Сергея Анатольевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 17 августа 2022 года.

Решение не вступило в законную силу.

Судья-подпись.

Копия верна:

Судья Гагаринского

районного суда г. Севастополя Ф.В. Власенко