Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2022-003193-44
Производство №2-2942/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2022 года город Севастополь Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,
секретаря судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,
при участии:
помощника прокурора Гагаринского района г. Севастополя – Пыжовой А.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя к Департаменту образования и науки города Севастополя, Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению города Севастополя «Гимназия № 24», третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Правительство Севастополя об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Гагаринского района г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском, в котором просит обязать Департамент образования и науки города Севастополя профинансировать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Гимназия № 24» (далее – ГБОУ «Гимназия № 24») для закупки оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Обязать ГБОУ «Гимназия № 24» приобрести оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование» в деятельности ГБОУ «Гимназия № 24». В ходе проведенной проверки установлено, что в ГБОУ «Гимназия № 24» отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Отсутствие лингафонного кабинета в учебном заведении препятствует реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требования которого являются обязательными при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Данное обстоятельство способствует не достижению заданных результатов национального проекта «Образование», лишает школьников права на оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
В ГБОУ «Гимназия № 24» до настоящего времени отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчики и третье лицо в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. При этом, как следует из ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст.34 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. В силу требований ст.167 ГПК РФ, обязанность уведомления о наличии уважительных причин отсутствия в судебном заседании подтверждение причин отсутствия возлагается на не явившееся в судебное заседание лицо. В соответствии со ст.35 ГПК РФ, при неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В данном случае, ответчики в судебное заседание не явились без уважительных причин. Таким образом, ответчики самостоятельно отказались от осуществления процессуальных прав и, зная о наличии судебного спора, уклонились от предоставления доказательств по делу.
Учитывая указанные обстоятельства в своей совокупности, а также то, что предмет и основания иска остались неизменными, размер исковых требований не увеличен, суд с согласия истца на месте определил рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчиков и третьего лица по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Судом установлено, что прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование» в деятельности ГБОУ «Гимназия № 24».
Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на образование.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование».
Одной из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам - специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно положениям п. 24 Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
В соответствии с подразделом 9 Приказа Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания», кабинет иностранного языка должен быть оснащен основным оборудованием и техническими средствами, включающие в себя программное обеспечение для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам, наушники с микрофоном и динамики для громкого воспроизведения, дополнительное вариативное оборудование в виде планшетного компьютера (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации).
В ходе проведенной проверки установлено, что в ГБОУ «Гимназия № 24» лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.
Отсутствие лингафонного кабинета в ГБОУ «Гимназия № 24» препятствует реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требования которого являются обязательными при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Данное обстоятельство способствует недостижению заданных результатов национального проекта «Образование», лишает школьников права на оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
В соответствии с п. 24 Стандарта организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Вместе с тем, в образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подл. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению приобретения лингафонного кабинета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 01.09.2016, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки г. Севастополя.
В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.
С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.
Как установлено проверкой, в ГБОУ «Гимназия № 24» отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса.
Изложенные факты приводят к нарушению прав несовершеннолетних в сфере образования.
Суд полагает, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения прав детей на получение качественного образования нашли свое подтверждение, в связи с чем суд считает исковые требования прокурора обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя к Департаменту образования и науки города Севастополя, Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению города Севастополя «Гимназия № 24», третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора – Правительство Севастополя об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Департамент образования и науки города Севастополя (ИНН 9204002468 ОРГН 1149204004696) профинансировать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Гимназия № 24» для закупки оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Гимназия № 24» (ИНН 9201016864 ОГРН 1149204051006) приобрести оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение суда изготовлено 19.09.2022.
Председательствующий –