ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920002-01-2022-003756-04ПРОИЗВОД от 27.07.2023 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Р Е Ш Е Н И Е

уникальный идентификатор дела № 92RS0002-01-2022-003756-04производство № 12-4/2023

27 июля 2023 года г. Севастополь

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Моцный Н.В.,

рассмотрев жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по г. Севастополю № 92012/22/24184 от 27.06.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя,

у с т а н о в и л:

Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/22/24184 от 27.06.2022 года Департамент капитального строительства г. Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000,00 руб.

Основанием для привлечения Департамента капитального строительства г Севастополя послужил факт не исполнения требования судебного пристава-исполнителя в срок до 26.05.2022 года об исполнении требований исполнительного документа, выданного Ленинским районным судом г. Севастополя по гражданском делу № 2-561/2022 об обязании предоставления Бондарю жилого помещения.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, представитель Департамента обратился в суд с жалобой в котором просит постановление от 27.06.2022 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием виновного поведения в неисполнении требований исполнительного документа, принятием Департаментом всех предусмотрены мер к исполнению.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещались в установленном порядке, явку представителей в суд не обеспечили, о причинах неявки не известили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении и доводы жалобы, следует прийти к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает бездействие лица, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа, при этом:

а) требования исполнительного документа должны носить неимущественный характер;

б) должником должен быть нарушен срок исполнения требований исполнительного документа, установленный судебным приставом-исполнителем;

в) установлению судебным приставом-исполнителем срока исполнения требований исполнительного документа должно предшествовать постановление о взыскании исполнительского сбора.

Субъективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъектами правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ могут быть граждане, юридические лица и должностные лица.

Под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Установлено, что решением Ленинского районного суда города Севастополя от 21.02.2022 года по делу № 2-561/2022 исковые требования ФИО1 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении к действию удовлетворены в полном объеме. На Департамент капитального строительства г. Севастополя возложено обязательство о предоставлении ФИО2 благоустроенного жилого помещения.

23.03.2022 года Департаментом получено постановление №92012/22/7714 от 16.03.22 года о возбуждении исполнительного производства № 5766/22/92012-ИП.

В службу судебных приставов направлено письмо о невозможности исполнения требований постановления, с указанием уважительных причин.

21.04.2022 года Департаментом получено постановление УФССП № 92012/22/11123 от 13.04.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. за неисполнение решения суда.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 14.06.2022 по делу № 2а-1886/2022 Департамент освобожден от взыскания исполнительского сбора. Судом были признаны уважительными причины невозможности Департаментом исполнения решения.

Федеральным законом от 22.12.2020 N 431-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя", к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты" в Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» были внесены изменения согласно которым к Ветеранам Отечественной войны были отнесены лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя" и установлено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком "Житель осажденного Севастополя", нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

На основании распоряжения Департамента от 25.02.2021 года № 236-р/2021 ФИО2 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе федерального значения Севастополе и включена в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, проживающих в городе федерального значения Севастополе по категории «ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий» («Житель осажденного Севастополя»), с 05.02.2021, составом семьи 1 человек.

В соответствии с п.п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Департаментом осуществляется обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации из расчета общей площади жилья 36,00 квадратных метров, в том числе лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя».

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» бюджету субъекта Российской Федерации - городу федерального значения Севастополю на 2021 год распределена субвенция в размере 4 627,7 тыс. рублей.

При этом, финансирование за счет средств бюджета города Севастополя на указанные цели не предусматривалось, так как на 01.01.2021 года отсутствовали граждане, состоящие на учете по указанной категории.

В соответствии с внесенными изменениями в федеральное законодательство и принятием на учет в течение 2021 года лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя», дополнительно, 28.09.2021 года Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации предоставлена субвенция в размере 87 452,5 тыс. руб.

Приказом Департамента от 27.12.2019 года № 344-а/2019, полномочия государственного заказчика от лица Департамента капитального строительства г. Севастополя по заключению и исполнению государственных контрактов от имени города Севастополя переданы ГКУ города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства».

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществлялись мероприятия по закупке жилых помещений для обеспечения отдельных категорий граждан из числа лиц, указанных в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» за счет субвенций из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Севастополю.

Постановлением Правительстра Севастополя от 27.05.2021 года № 220-ПП на 2021 год установлена предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю при приобретении жилых помещений, необходимых для реализации мероприятий по приобретению жилых помещений для отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в размере 99 527,00 руб.

В 2021 году ГКУ города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» проведено 16 электронных аукционов по приобретению жилых помещений для указанной категории граждан.

В связи с отсутствием заявок электронные аукционы признаны несостоявшимися.

Таким образом, жилые помещения, приобретенные для граждан данной категории, в 2021 году отсутствовали.

Причинами не исполнения мероприятий по обеспечению, граждан по категории «ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий» («Житель осажденного Севастополя») явились следующие обстоятельства:

- отсутствие предложений застройщиков по продаже жилых помещений, осуществить закупку жилых помещений;

- реальная рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения общей площадью 36,00 кв.м. выше, чем предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по г. Севастополю (наиболее востребованные жилые помещения на рынке варьируются в диапазоне от 145 000,00 руб. до 150 000,00 руб. без отделки);

- отрицательная динамика ввода в эксплуатацию индустриального жилья;

11.01.2022 года Департаментом направлена заявка на предоставление в 2022 году субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из количества граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01.01.2022 года - 18 человек.

Постановлением Правительства Севастополя от 24.03.2022 года № 82-ПП «Об установлении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю на 2022 год» установлена предельная стоимость квадратного метра для приобретения жилых помещений 143 378,00 руб.

28.03.2022 года Департаментом в ГКУС «ЕДКС» направлено письмо с поручением закупить жилые помещения для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов».

19.04.2022 года ГКУ г. Севастополя «Единая дирекция капитального строительства в ЕИС размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений для предоставления ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно ответа ГКУ г. Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» от 08.07.2022 года вх. №6510/03-02-01-10/02/22, 06.07.2022 ГКУ ГС «ЕДКС» было заключено 8 государственных контрактов на приобретение жилых помещений для категории граждан «Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших, (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны».

10.06.2022 года Управлением государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, указанные жилые помещения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 15.06.2022 года № 2541-РДИ закупленные жилые помещения включены в Реестр собственности города Севастополя.

Распоряжением Департамента капитального строительства города Севастополя от 17.06.2022 года №51 б-р/2022 «О передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя» ФИО2 было передано в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 37,4 кв.м.

17.06.2022 года Департаментом с ФИО2 заключен договор № ДПВ/22-4 о передаче жилого помещения в собственность граждан.

22.06.2022 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя произведена государственная регистрация права собственности.

По акту приема-передачи технической документации и комплекта ключей на квартиру по адресу: г. Севастополь, <адрес> от 22.06.2022 года ФИО2 были переданы ключи и документация на вышеуказанную квартиру.

28.06.22 года информация об исполнении решения суда была направлена в межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю.

Таким образом. Департаментом были предприняты все возможные и незамедлительные меры по исполнению решения суда.

На момент составления протокола № 602 от 27.05.2022 года закупленные жилые помещения у Департамента отсутствовали.

Исполнить решение немедленно не представлялось возможным, в связи с тем, что исполнение связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. Законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений, Департамент в своей деятельности ограничен установленной процедурой проведения закупки.

Перечисленные обстоятельства, в своей совокупности свидетельствуют том, что в действиях Департамента отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в связи с тем, что не установлены признаки виновного поведения, выразившиеся в уклонении от исполнения судебного постановления и требований судебного пристава-исполнителя.

Материалами производства объективно не подтверждается наличие в действиях Департамента состава вмененного правонарушения, выразившегося в неисполнении невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.

Вышеуказанные причины носят объективный, независимый от воли Департамента, исключительный и неустранимый характер.

С учетом изложенного, следует прийти к выводу, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ, в рассматриваемых действиях Департамента отсутствует.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах вынесенное по настоящему делу постановление о привлечении Департамента капитального строительства г. Севастополя к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях состава вмененного административного правонарушения.

Перечисленные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют том, что в действиях Департамента отсутствуют признаки состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

Жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/22/24184 от 27.06.2022 года – удовлетворить.

Постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по г. Севастополю № 92012/22/24184 от 27.06.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента капитального строительства г. Севастополя – отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Председательствующий по делу

судья /подпись/ Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦подпись судьи _____________________ ¦

¦Наименование должности ¦

¦уполномоченного работника аппарата суда ¦

¦помощник судьи ФИО4 ¦

¦ (инициалы,фамилия) ¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

L-----------------------------------------