ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920003-01-2021-004688-49 от 11.03.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Истягина Н.М. Дело № 92RS0003-01-2021-004688-49

(номер производства по делу Производство № 21-225/2022

в суде первой инстанции 12-696/2022)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Севастопольского городского суда Орлова Светлана Васильевна, с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>) жалобу председателя правления ТСН «Куликово поле» ФИО2 на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 30 ноября 2021 г., решение главного государственного инспектора города Севастополя по пожарному надзору – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по городу Севастополю А.В. от 2 августа 2021 г. и на постановление государственного инспектора города Севастополя по пожарному надзору ГУ МЧС России по городу Севастополю А.Н. № 177/2021 от 15 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении председателя правления ТСН «Куликово поле» ФИО2,

установил:

Постановлением государственного инспектора города Севастополя по пожарному надзору (дознавателя отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы) Главного управления МЧС России по городу Севастополю майора внутренней службы А.Н. № 177/2021 от 15 июля 2021 г. председатель правления ТСН «Куликово поле» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административному штрафу в размере 15 000 рублей.

Решением главного государственного инспектора города Севастополя по пожарному надзору – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по городу Севастополю полковника внутренней службы А.В., принятого по результатам рассмотрения жалобы председателя правления ТСН «Куликово поле» ФИО2, постановление о назначении административного наказания № 177/2021 от 15 июля 2021 г. оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными постановлением и решением должностных лиц, председатель правления ТСН «Куликово поле» ФИО2 подала в Ленинский районный суд города Севастополя жалобу, в которой просила оспариваемые акты отменить, назначить наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 30 ноября 2021 г. указанные постановление и решение должностных лиц ГУ МЧС России по городу Севастополю оставлены без изменения.

17 января 2022 г. председатель правления ТСН «Куликово поле» ФИО2 через Ленинский районный суд города Севастополя подала в Севастопольский городской суд жалобу, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания, решение должностного лица об оставлении постановления без изменения, решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя. В обоснование жалобы, не отрицая факт допущенного нарушения, указывает на отсутствие причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного или иного ущерба, просит учесть обстоятельства, смягчающие административную ответственность: признание вины, отсутствие вреда, устранение нарушений, и квалифицировать допущенное правонарушение как малозначительное. Также ставит вопрос об изменении постановления в части назначения административного наказания, с назначением такового в виде предупреждения.

Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Заслушав пояснения защитника лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.

Как следует из материалов дела и установлено при его рассмотрении, 30 июня 2021 г. в 18.10 часов при проведении рейдовых мероприятий в ТСН «Куликово поле» по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, установлено, что должностное лицо – председатель правления ТСН «Куликово поле» ФИО2 нарушила требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, постановлением Правительства Севастополя от 10 июня 2021 г. № 270-ПП «О введении особого противопожарного режима и дополнительных требований пожарной безопасности на территории города Севастополя», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение и распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения», выразившиеся в следующем:

- в конце тупикового проезда возле участка № 89 отсутствует площадка для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15м, чем нарушены требования статьи 90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-Ф3); пункта 8.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной зашиты. Ограничение и распространение пожара на объектах зашиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее – СП 4.13130.2013);

- на территории садоводческого товарищества не обеспечен покос травы (дорога в районе участка 17, участок 13А, участок 22, участок 80), чем нарушены требования пунктов 67, 73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима Российской Федерации» (далее – ППР в РФ);

- на территории садоводческого товарищества не обеспечена уборка сухой растительности, чем нарушены требования пунктов 67, 73 ППР в РФ;

- ширина проезда для пожарной техники в районе участков 55, 129, 104, 109 менее 3,5 м, чем нарушены требования пункта 71 ППР в РФ; пункта 8.18 СП 4.13130.2013;

- не обеспечен подъезд к резервуарам (емкостям) для установки пожарных автомобилей и забора воды, чем нарушены требования пункта 71 ППР в РФ, пункта 10.10 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения»;

- не обеспечен свободный проезд для пожарной техники, допущено снижение проезда изделием, высота которого составляет 2 м в районе участков 52а, 37, чем нарушены требования пункта 71 ППР в РФ;

- не обеспечены въезды на территорию ТСН «Куликово поле» схемами с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения, чем нарушены требования пункта 71 ППР в РФ).

Данные требования пожарной безопасности были допущены председателем ТСН «Куликово Поле» ФИО2 и выявлены при проведении рейдовых мероприятий 30 июня 2021 г., то есть в период особого противопожарного режима на территории города Севастополя, введенного с 10 июня 2021 г. постановлением Правительства Севастополя от 10 июня 2021 г. № 270-ПП «О введении особого противопожарного режима и дополнительных требований пожарной безопасности на территории города Севастополя».

Вышеуказанные обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении от 1 июля 2021 г., послужили основанием для вынесения оспариваемого постановления от 15 июля 2021 г., которым должностное лицо – председатель правления ТСН «Куликово поле» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением главного государственного инспектора города Севастополя по пожарному надзору – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по городу Севастополю А.В. постановление о назначении административного наказания № 177 от 15 июля 2021 г. в отношении ФИО2 оставлено без изменения, а жалоба ФИО2 на указанное постановление – без удовлетворения.

По результатам рассмотрения жалобы на указанное постановление о назначении административного наказания и решение вышестоящего должностного лица, судья Ленинского районного суда города Севастополя пришла к выводу о том, что должностное лицо надзорного органа правильно установил обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ; событие и состав административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств.

С такими выводами судьи районного суда следует согласиться, поскольку они являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, оснований для их переоценки у судьи суда апелляционной инстанции не имеется.

В частности, вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается: протоколом № 177 об административном правонарушении от 1 июля 2021 г., составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – председателя правления ТСН «Куликово поле» ФИО2 по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ; актом осмотра, обследования территории по плановому (рейдовому) заданию от 30 июня 2021 г. № 84 и фототаблицей к нему, а также иными материалами дела.

Фактические обстоятельства нарушений обязательных требований пожарной безопасности, допущенных ФИО2, и выявленных в рамках проверки, подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, получивших оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Произведенная должностными лицами пожарного органа и судьей районного суда оценка имеющихся в деле доказательств, объем выявленных нарушений требований пожарной безопасности, применение положений Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, постановления Правительства Севастополя от 10 июня 2021 г. № 270-ПП «О введении особого противопожарного режима и дополнительных требований пожарной безопасности на территории города Севастополя», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение и распространение пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения», является правильной и правомерной, оснований для переоценки выводов, содержащихся в обжалуемых актах, у суда второй инстанции не имеется.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Действия председателя правления ТСН «Куликово поле» ФИО2 в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.

Оценивая довод заявителя о малозначительности допущенного нарушения, прихожу к следующему.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22 октября 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 и другими правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Несоблюдение этих требований вышеуказанных правовых норм может поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа граждан, находящихся на таких объектах защиты.

Таким образом, с учетом характера административного правонарушения в области пожарной безопасности, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, оснований считать допущенное правонарушение малозначительным не имеется. Факт последующего устранения допущенных нарушений не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Также не подлежат применению к заявителю положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, что мотивированно изложено в оспариваемом решении судьи районного суда, оснований не согласиться с такими выводами не имеется.

Нарушений срока и порядка привлечения к административной ответственности ФИО2 судом второй инстанции не установлено.

Постановление о назначении административного наказания, а также последующие решения являются законными, мотивированными и содержат сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражающие событие правонарушения, квалификацию деяния, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО2 в минимальном размере с учетом конкретных обстоятельств, степени общественной опасности и характера совершенного административного правонарушения, личности виновной, ее имущественного положения, в связи с чем является справедливым и соразмерным содеянному.

Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, нарушений норм материального и процессуального права либо обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления (решения) без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора города Севастополя по пожарному надзору ГУ МЧС России по городу Севастополю А.Н. № 177/2021 от 15 июля 2021 г., решение главного государственного инспектора города Севастополя по пожарному надзору – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по городу Севастополю А.В. от 2 августа 2021 г. и решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 30 ноября 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица – председателя правления ТСН «Куликово поле» ФИО2 – оставить без изменения, а ее жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья С.В. Орлова